Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

В этих условиях для государства важной задачей является поддержка взаимодействия малого и крупного бизнеса путем создания общих условий функционирования бизнеса, создания технопарков, поддержки малого предпринимательства. В мировой экономике накоплен существенный опыт в этой сфере, который представляет несомненный интерес для России.
Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Новейшие тенденции в развитии малого бизнеса…………………………4
1.1. Состояние малого бизнеса в российских регионах………………..4
1.2. Государственная поддержка взаимодействия малого предпринимательства с крупным бизнесом………………………………….7
2. Проблемы и формы взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом…………………………………………………………………………12
2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе…………………12
2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе……………………………………………15
2.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями. 18
2.4. Венчурный (рясковый) бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства………………………21
3. Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход …………………………………………………………….28
3.1. Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков 28
3.2. Понятие системы. Предпринимательство как элемент экономической системы………………………………………………………..32
3.3. Формы предпринимательской деятельности как экономические системы…………………………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………………39

Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Специфика взаимодействия малого и крупного предпринимательства в российской экономике.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Новейшие тенденции  в развитии малого бизнеса…………………………4

1.1. Состояние малого  бизнеса в российских регионах………………..4

1.2. Государственная поддержка  взаимодействия малого предпринимательства  с крупным бизнесом………………………………….7

2. Проблемы и формы  взаимодействия малых предприятий  с крупным бизнесом…………………………………………………………………………12

2.1. Субподряд:  взаимодействие в реальном секторе…………………12

2.2. Лизинг: финансовый  механизм поддержки кооперации  крупного и малого бизнеса в реальном секторе……………………………………………15

2.3. Франчайзинг:  создание сбытовой сети крупными  предприятиями. 18

2.4. Венчурный  (рясковый) бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства………………………21

3. Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход …………………………………………………………….28

3.1. Крупный и малый  бизнес: специфика преимуществ и  недостатков 28

3.2. Понятие системы.  Предпринимательство как элемент  экономической системы………………………………………………………..32

3.3. Формы предпринимательской деятельности как экономические системы…………………………………………………………………………..35

 

Заключение………………………………………………………………………39

 

Литература………………………………………………………………………41

 

Введение

Вопрос «Как функционирует  современный рынок?» ныне приобрел неожиданную остроту в связи с радикальными переменами в экономике страны. Может сложиться впечатление, что весь механизм рыночного хозяйства сводится лишь к действию экономического закона спроса и предложения, стихийно приводящего во взаимное соответствие цены, производство и потребление товаров.

Современный капиталистический  рынок нельзя понять, не изучая основных действующих лиц, а так же происходящих в нем процессов, т.е. не изучая капиталистические  фирмы и их поведение в различных  ситуациях. Мелкие и средние фирмы, специализированные компании, ведущие монополии, эксплеренты – каждая из этих типов фирм выполняет свой собственные незаменимые функции. Только их сложное взаимодействие определяет катастрофическое или благоприятное развитие событий на капиталистическом рынке, и лишь оно в конечном счете придает гибкость всей рыночной экономике.

В период стремительного роста количества и экономической  мощи транснациональных корпораций (ТНК) малому бизнесу предсказывалось  скорое исчезновение под давлением  ужесточающейся конкуренции со стороны крупных компаний. Но в последние десятилетия в связи с изменением объективных экономических условий, повышением неопределенности экономической среды, индивидуализацией потребительских предпочтений и вступлением развитых стран в эру общества потребления, значение малых и средних предприятий (МСП) значительно возросло. В немалой степени этому способствовало появление ряда предпосылок для взаимовыгодного сотрудничества малого и крупного бизнеса.

Основная тенденция  мировой экономики на современном этапе — глобализация — способствует углублению международного разделения труда и усилению научно-технического прогресса. Это приводит к серьезному ужесточению конкуренции и постоянному росту номенклатуры выпускаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, и даже крупнейшие ТНК не в состоянии производить все операции собственными силами. Передавая малым предприятиям (МП) выполнение части бизнес-процессов с применением аутсорсинга, а также производство определенных деталей и узлов по контрактам субподряда крупные корпорации могут сосредоточиться только на важнейших операциях. При этом передача функций управления не самоцель, а средство получения конкурентных преимуществ. Стремление оптимизировать организационную структуру компаний, прежде всего ТНК, приводит к применению принципа «снабжения извне» ко многим функциям и видам деятельности, которые раньше выполнялись самими компаниями.

В этих условиях для государства  важной задачей является поддержка  взаимодействия малого и крупного бизнеса путем создания общих условий функционирования бизнеса, создания технопарков, поддержки малого предпринимательства. В мировой экономике накоплен существенный опыт в этой сфере, который представляет несомненный интерес для России.

Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.

 

1. Новейшие тенденции в развитии  малого бизнеса

    1. Состояние малого бизнеса в российских регионах

 

Экспертами Национального  института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) составлен мониторинг состояния малого бизнеса в российских регионах по итогам трех кварталов 2009 го года. К сожалению, в целом по России по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.

Мониторинг, как и раньше, составлен по четырем основным параметрам: рост числа и рост объема оборота малых предприятий, рост списочной занятости и рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Для определения динамики изменений данные за три квартала 2009 года сравнивались с данными за соответствующий период 2008 года.

Как отмечают эксперты НИСИПП, по состоянию на 1 октября 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7 тыс. малых предприятий, что на 19,2% меньше, чем по состоянию аналогичного периода 2008 г. Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий отмечено в Сибирском федеральном округе. Заметно показатель снизился в Дальневосточном, Южном и Приволжском федеральных округах. Наиболее серьезное снижение показателя наблюдается в Волгоградской области. Значительное снижение показателя отмечено также в Новосибирской и Томской областях, Камчатском крае, Липецкой, Рязанской, Ярославской областях и в Алтайском крае.

Рост показателя отмечен  лишь в Уральском федеральном  округе: количество малых предприятий  в округе за год выросло на 42,0% в расчете на 100 тыс. населения. Значительно выросли показатели Хабаровского края, Республики Карелия, Тверской и Владимирской областей. Максимальное увеличение показателя отмечено в Московской области.

Рост числа занятых  на малых предприятиях отмечен лишь в Уральском и Дальневосточном федеральных округах. В остальных же наблюдается снижение показателя.

Наибольший рост среднесписочной  численности занятых на малых  предприятиях зафиксирован в Хабаровском  крае, где численность занятых на малых предприятиях выросла в 2,2 раза. Значительный рост показателя отмечен также во Владимирской области, Ханты-Мансийском федеральном округе, Республике Карелия, Оренбургской, Московской и Тюменской областях, Республике Алтай.

Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Волгоградской области, Республике Северная Осетия-Алания, Алтайском крае, Вологодской, Ленинградской и Самарской областях, Республике Дагестан и Рязанской области.

По данным экспертов, за первые три квартала 2009 г. объем оборота малого предпринимательства в целом по Российской Федерации составил 6,22 млрд. рублей, что на 23,8% ниже показателя за аналогичный период 2008 года. Общее падение объема оборота малых предприятий сопровождалось негативной динамикой показателя по всем федеральным округам, за исключением Уральского федерального округа, где оборот малых предприятий с учетом индекса потребительских цен практически не изменился. Наиболее значительное сокращение показателя зафиксировано в Сибирском федеральном округе, а также в Южном и Приволжском федеральных округах.

Лидерами по росту  показателя стали Кабардино-Балкарская Республика, Пензенская и Нижегородская  области, Ханты-Мансийский автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Дагестан.

Наихудшая динамика показателя наблюдается в Алтайском крае, Ярославской, Ленинградской и Волгоградской  областях, а также в Пермском крае: объем оборота сократился более  чем в 2 раза.

- В январе-сентябре 2009 г. продолжилась тенденция к  сокращению объема инвестиций в основной капитал на МП: за указанный период показатель в целом по РФ сократился на 28,7%. Отрицательная динамика показателя характерна для всех федеральных округов, отмечают эксперты. - Наиболее сильное сокращение отмечено в Северо-Западном, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах. Наибольшее сокращение произошло в Еврейской автономной области, Хабаровском крае и Мурманской области, Чувашской Республике, Чукотском автономной округе и Рязанской области.

Наименьшее сокращение показателя отмечается в Центральном федеральном округе. В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи, с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия.

Наибольший рост данного  показателя наблюдался лишь в Новгородской области, Республике Калмыкия и Магаданской  области. Кроме того, значительный рост отмечен в Республиках Алтай и Дагестан, Владимирской, Ивановской и Пензенской областях.

По итогам трех кварталов 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.

В январе-сентябре 2009 г. относительно аналогичного периода  предыдущего года количество зарегистрированных малых предприятий в целом  по РФ снизилось на 19,1% и составило 227,7 тыс. единиц. Снижение количества зарегистрированных МП сопровождалось снижением и других показателей. Так, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась на 8,2%, доля в общей среднесписочной численности занятых сократилась до 12,1%. Объем оборота МП сократился на 23,8%. Кроме того, продолжилась тенденция к сокращению объемов инвестиций в основной капитал на МП: показатель сократился на 28,7%.

Итоги деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2009 г. относительно января-сентября 2008 г. в региональном разрезе можно  рассматривать как в целом отрицательные. Количество малых предприятий увеличилось только в 40 регионах; рост среднесписочной численности занятых на МП отмечен в 27 регионах; рост объема оборота МП – в 22 регионах; рост объема инвестиций в основной капитал на МП – в 16 регионах.

1.2. Государственная поддержка взаимодействия малого предпринимательства с крупным бизнесом

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон  от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Россий-ской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предприни-мательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независи-мо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам  малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностран-ных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка от  реализации товаров (работ, услуг)  без учета налога на добавленную  стоимость или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

Информация о работе Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход