Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:45, курсовая работа
В этих условиях для государства важной задачей является поддержка взаимодействия малого и крупного бизнеса путем создания общих условий функционирования бизнеса, создания технопарков, поддержки малого предпринимательства. В мировой экономике накоплен существенный опыт в этой сфере, который представляет несомненный интерес для России.
Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Новейшие тенденции в развитии малого бизнеса…………………………4
1.1. Состояние малого бизнеса в российских регионах………………..4
1.2. Государственная поддержка взаимодействия малого предпринимательства с крупным бизнесом………………………………….7
2. Проблемы и формы взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом…………………………………………………………………………12
2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе…………………12
2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе……………………………………………15
2.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями. 18
2.4. Венчурный (рясковый) бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства………………………21
3. Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход …………………………………………………………….28
3.1. Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков 28
3.2. Понятие системы. Предпринимательство как элемент экономической системы………………………………………………………..32
3.3. Формы предпринимательской деятельности как экономические системы…………………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………39
Литература………………………………………………………………………41
3.3. Формы предпринимательской деятельности как экономические системы
Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности. Крупные вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, причем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В то же время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, «обкатке» новых бизнес-схем, маркетинге, сбыте продукции работают малые и средние фирмы-сателлиты.
На наш взгляд,
именно производственное предпринимательство
должно быть положено в основу экономической целесообразности
взаимодействия малого и крупного бизнеса.
В этой связи основой системы взаимодействия
субъектов малого и крупного предпринимательства
является именно производство товаров
и услуг. К существенным признакам данной
системы относятся: отраслевой, региональный,
сырьевой, кадровый, инновационный.
Однако не нужно забывать о среде, в которой
функционирует малый и крупный бизнес.
Как было отмечено выше, Э.М. Коротков выделяет
понятие «среда» в качестве одного из
основных свойств системы. По нашему мнению,
любая система создает внутреннюю среду,
отличную от созданной другой системой,
иначе говоря, внутренняя среда – это
среда, где осуществляются связи между
элементами и управляющей системой, а
также возникают реакции на взаимодействие
с внешней средой. На наш взгляд, необходимо
классифицировать факторы, оказывающие
то или иное воздействие на исследуемую
систему (см. табл. 3). Следует отметить,
что к субъектам взаимодействия относятся
малое и крупное предпринимательство,
а к объектам – совокупность отношений
между ними.
Таблица 33
Факторы, влияющие на взаимодействие субъектов малого и крупного предпринимательства
На базе крупных
предприятий реального сектора
предпринимательская
1) интрапренерство
(образование небольшого, часто временного
коллектива для реализации
2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
3) сателлитная
форма (организация малых фирм-
Малый бизнес объективно
играет подчиненную роль в системе
отношений с крупным бизнесом,
в то время как крупное
Таким образом, система взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства представляет собой совокупность реальных субъектов и объектов взаимодействия, обладающих определенностью связей и отношений, функционирующую с целью достижения положительного синергетического эффекта.
Заключение
Приведенные информационно-аналитические материалы позволяют сделать вывод о том, что между развитием крупного и малого предпринимательства существует более жесткая связь, чем это принято считать. Поскольку крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, то и востребованность малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса не могла быть значительной. Поэтому и явно выраженная стагнация в динамике роста числа малых предприятий, начавшаяся в 1998г. и продолжающаяся по сей день, не случайна. По сути, она свидетельствует о “псевдонасыщении” экономики малым предпринимательством, обусловленном недостаточно благоприятным экономическим климатом, который сложился вокруг него, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.
Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством зависит от целого ряда факторов, включая культурно-исторические традиции, менталитет общества, природно-климатические особенности и др.
Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет свою специфику, обусловленную ходом развития экономических реформ, которая заключается в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали “выживание” крупных фирм. Эта тенденция не преодолена полностью и до сих пор.
Следовательно, роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это происходит в стационарной экономике, например, только по количественным показателям. Такая оценка будет поверхностной. Малое предпринимательство как особый сектор общественного производства имеет в нем весьма незначительный удельный вес. Его большая часть находится в теневой экономике и не отражается официальной статистической отчетностью, хотя и определяет условия выживания значительной части общественного производства.
Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации, взяли на себя тяжелое бремя проблем реформенного развития экономики.
Сегодня необходим поиск новых резервов для успешного развития малого бизнеса. Значительная часть из них находится в сфере создания условий для органичного взаимодействия, сотрудничества и кооперации малого, среднего и крупного бизнеса в интересах участников сотрудничества, государства и общества в целом.
Литература
1. Романюк, В. Перспективы взаимодействия крупного и малого бизнеса / В.Романюк, Л. Савченко // Бизнес для всех. – 2006. - № 11.
2.В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями /Под. ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004.
3.Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2000–2004 гг.: Информационно-аналитический доклад /Подгот. А.Г. Литваком, А.М. Шестоперовым, О.М. Шестоперовым. – М.: ИКЦ « Бизнес-Тезаурус», 2005.
4.Взаимодействие малого и крупного бизнеса //Информационно- аналитический сборник материалов IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий, Москва, апрель 2004 г. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2004.
5. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева /. – М.: ИНФРА-М, 1996.
6.Лебедева, Л. Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ, 2006 г.
7.Балацкий, Е.
Малый и крупный бизнес: тенденции
становления и специфика
8.Месарович М. Основания общей теории систем // Общая теория систем. – М.: Мир. – 1996.
5.Сапсай Б.П. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне.//www.subcontract.ru
6. Cайт Научного института системных исследований проблем предпринимательства. http//www.nissi.ru/
7. Ахмадеев, М. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства / М. Ахмадеев, А. Цыгичко /. – Казань: Издательский центр Академии управления "ТИСБИ", 2006.
10. Яковлев, А.Р. Развитие институционального механизма взаимодействия крупных и малых форм в современной российской экономике: автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / А.Р. Яковлев; ГОУ ВПО ВГУ. – Волгоград, 2007.
11. "Российская газета" - Экономика Поволжья №5162 (83) от 20 апреля 2010 г.
12. Партнерские отношения малого и крупного бизнеса: научное издание/ М.А.Брытков//Наука – производство - технологии – экология. – 2006. – Т.6.
13. Седова, Л.В. Субконтрактинг как форма развития кооперации малого и крупного бизнеса в современных условиях: научное издание/ Л.В. Седова// Наука – производство – технологии – экология. – 2006. – Т.8.
14. Анисимова, Л.А. Большие проблемы малого бизнеса/ Л.А. Анисимова // Методы менеджмента качества. – 2004. – N2.
1 Брытков, Михаил Алексеевич.
Партнерские отношения малого и
крупного бизнеса: научное издание/
М.А.Брытков//Наука –
2 Брытков, Михаил Алексеевич.
Партнерские отношения малого и
крупного бизнеса: научное издание/
М.А.Брытков//Наука –
3Журнал «Проблемы современной экономики». Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход. www.m-economy.ru
Информация о работе Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход