Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

В этих условиях для государства важной задачей является поддержка взаимодействия малого и крупного бизнеса путем создания общих условий функционирования бизнеса, создания технопарков, поддержки малого предпринимательства. В мировой экономике накоплен существенный опыт в этой сфере, который представляет несомненный интерес для России.
Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Новейшие тенденции в развитии малого бизнеса…………………………4
1.1. Состояние малого бизнеса в российских регионах………………..4
1.2. Государственная поддержка взаимодействия малого предпринимательства с крупным бизнесом………………………………….7
2. Проблемы и формы взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом…………………………………………………………………………12
2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе…………………12
2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе……………………………………………15
2.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями. 18
2.4. Венчурный (рясковый) бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства………………………21
3. Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход …………………………………………………………….28
3.1. Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков 28
3.2. Понятие системы. Предпринимательство как элемент экономической системы………………………………………………………..32
3.3. Формы предпринимательской деятельности как экономические системы…………………………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………………39

Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Специфика взаимодействия малого и крупного предпринимательства в российской экономике.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

3.3. Формы предпринимательской деятельности как экономические системы

Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных  предприятий различных форм и  разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности. Крупные вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, причем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В то же время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, «обкатке» новых бизнес-схем, маркетинге, сбыте продукции работают малые и средние фирмы-сателлиты.

На наш взгляд, именно производственное предпринимательство  должно быть положено в основу экономической целесообразности взаимодействия малого и крупного бизнеса. В этой связи основой системы взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства является именно производство товаров и услуг. К существенным признакам данной системы относятся: отраслевой, региональный, сырьевой, кадровый, инновационный.  
Однако не нужно забывать о среде, в которой функционирует малый и крупный бизнес. Как было отмечено выше, Э.М. Коротков выделяет понятие «среда» в качестве одного из основных свойств системы. По нашему мнению, любая система создает внутреннюю среду, отличную от созданной другой системой, иначе говоря, внутренняя среда – это среда, где осуществляются связи между элементами и управляющей системой, а также возникают реакции на взаимодействие с внешней средой. На наш взгляд, необходимо классифицировать факторы, оказывающие то или иное воздействие на исследуемую систему (см. табл. 3). Следует отметить, что к субъектам взаимодействия относятся малое и крупное предпринимательство, а к объектам – совокупность отношений между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 33

Факторы, влияющие на взаимодействие субъектов малого и крупного предпринимательства

На базе крупных  предприятий реального сектора  предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

1) интрапренерство  (образование небольшого, часто временного  коллектива для реализации некоторой  цели или разработки некоторой  идеи, необходимой для повышения  технического уровня крупного  предприятия);

2) инкубаторство  («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);

3) сателлитная  форма (организация малых фирм-сателлитов, то есть различных дочерних  фирм, сохраняющих «родственные  связи» с головной организацией, образование малых фирм, юридически  самостоятельных, но экономически существенно зависящих от коренной структуры, и т. д.).

Малый бизнес объективно играет подчиненную роль в системе  отношений с крупным бизнесом, в то время как крупное предпринимательство, при определенных экономических  условиях, способно продуцировать необходимое множество субъектов малого предпринимательства, в той или иной степени зависящего от крупного. В этой связи необходимо проводить не только исследования, позволяющие строить оптимальные производственно-технологические цепочки взаимодействия малого и крупного предпринимательства, но и совершенствовать нормативно-правовую базу этого взаимодействия, что позволит оптимизировать структуру предпринимательства и повысить его конкурентоспособность. На сегодняшний день на федеральном и региональных уровнях создана правовая база в части инфраструктурного и финансового обеспечения взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства.

Таким образом, система взаимодействия субъектов  малого и крупного предпринимательства  представляет собой совокупность реальных субъектов и объектов взаимодействия, обладающих определенностью связей и отношений, функционирующую с целью достижения положительного синергетического эффекта.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Приведенные информационно-аналитические  материалы позволяют сделать вывод о том, что между развитием крупного и малого предпринимательства существует более жесткая связь, чем это принято считать. Поскольку крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, то и востребованность малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса не могла быть значительной. Поэтому и явно выраженная стагнация в динамике роста числа малых предприятий, начавшаяся в 1998г. и продолжающаяся по сей день, не случайна. По сути, она свидетельствует о “псевдонасыщении” экономики малым предпринимательством, обусловленном недостаточно благоприятным экономическим климатом, который сложился вокруг него, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

Рациональное  соотношение между крупным и  малым предпринимательством зависит  от целого ряда факторов, включая культурно-исторические традиции, менталитет общества, природно-климатические  особенности и др.

Российская  модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет свою специфику, обусловленную ходом развития экономических реформ, которая заключается в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали “выживание” крупных фирм. Эта тенденция не преодолена полностью и до сих пор.

Следовательно, роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как  это происходит в стационарной экономике, например, только по количественным показателям. Такая оценка будет поверхностной. Малое предпринимательство как особый сектор общественного производства имеет в нем весьма незначительный удельный вес. Его большая часть находится в теневой экономике и не отражается официальной статистической отчетностью, хотя и определяет условия выживания значительной части общественного производства.

Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли  значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах  приватизации, взяли на себя тяжелое бремя проблем реформенного развития экономики.

Сегодня необходим  поиск новых резервов для успешного  развития малого бизнеса. Значительная часть из них находится в сфере  создания условий для органичного  взаимодействия, сотрудничества и кооперации малого, среднего и крупного бизнеса в интересах участников сотрудничества, государства и общества в целом.

 

Литература

1. Романюк, В. Перспективы взаимодействия крупного и малого бизнеса / В.Романюк, Л. Савченко // Бизнес для всех. – 2006. - № 11.

2.В поисках  новой теории: Книга для чтения  по экономической теории с  проблемными ситуациями /Под. ред.  А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004.

3.Динамика развития  малого предпринимательства в  регионах России в 2000–2004 гг.: Информационно-аналитический доклад /Подгот. А.Г. Литваком, А.М. Шестоперовым, О.М. Шестоперовым. – М.: ИКЦ « Бизнес-Тезаурус», 2005.

4.Взаимодействие малого и крупного бизнеса //Информационно- аналитический сборник материалов IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий, Москва, апрель 2004 г. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2004.

5. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева /. – М.: ИНФРА-М, 1996.

6.Лебедева, Л.  Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ, 2006 г.

7.Балацкий, Е.  Малый и крупный бизнес: тенденции  становления и специфика функционирования// Экономист – 2001 – N4.

8.Месарович М. Основания общей теории систем // Общая теория систем. – М.: Мир. – 1996.

5.Сапсай Б.П. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне.//www.subcontract.ru

6. Cайт Научного института системных исследований проблем предпринимательства. http//www.nissi.ru/

7. Ахмадеев, М. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства / М. Ахмадеев, А. Цыгичко /. – Казань: Издательский центр Академии управления "ТИСБИ", 2006.

10. Яковлев, А.Р. Развитие институционального механизма взаимодействия крупных и малых форм в современной российской экономике: автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / А.Р. Яковлев; ГОУ ВПО ВГУ. – Волгоград, 2007.

11. "Российская газета" - Экономика Поволжья №5162 (83) от 20 апреля 2010 г.

12.  Партнерские  отношения малого и крупного бизнеса: научное издание/ М.А.Брытков//Наука – производство -  технологии – экология. – 2006. – Т.6.

13. Седова, Л.В. Субконтрактинг как форма развития кооперации малого и крупного бизнеса в современных условиях: научное издание/ Л.В. Седова// Наука – производство – технологии – экология. – 2006. – Т.8.

14. Анисимова,  Л.А. Большие проблемы малого  бизнеса/ Л.А. Анисимова // Методы  менеджмента качества. – 2004. – N2.

1 Брытков, Михаил Алексеевич.

Партнерские отношения малого и  крупного бизнеса: научное издание/ М.А.Брытков//Наука – производство -  технологии – экология. – 2006. –  Т.6. – С. 363

2 Брытков, Михаил Алексеевич.

Партнерские отношения малого и  крупного бизнеса: научное издание/ М.А.Брытков//Наука – производство -  технологии – экология. – 2006. –  Т.6. – С. 364

3Журнал «Проблемы современной экономики». Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход. www.m-economy.ru

 


Информация о работе Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход