Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

В этих условиях для государства важной задачей является поддержка взаимодействия малого и крупного бизнеса путем создания общих условий функционирования бизнеса, создания технопарков, поддержки малого предпринимательства. В мировой экономике накоплен существенный опыт в этой сфере, который представляет несомненный интерес для России.
Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Новейшие тенденции в развитии малого бизнеса…………………………4
1.1. Состояние малого бизнеса в российских регионах………………..4
1.2. Государственная поддержка взаимодействия малого предпринимательства с крупным бизнесом………………………………….7
2. Проблемы и формы взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом…………………………………………………………………………12
2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе…………………12
2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе……………………………………………15
2.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями. 18
2.4. Венчурный (рясковый) бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства………………………21
3. Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход …………………………………………………………….28
3.1. Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков 28
3.2. Понятие системы. Предпринимательство как элемент экономической системы………………………………………………………..32
3.3. Формы предпринимательской деятельности как экономические системы…………………………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………………39

Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Специфика взаимодействия малого и крупного предпринимательства в российской экономике.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

В принципе арендные операции могут осуществляться и без посредничества лизинговых учреждений. Но на практике их роль оказывается решающей. Кредитование, подбор необходимого оборудования и его приобретение по просьбе клиента, а также техническое обслуживание (они располагают своими мастерскими, гаражами и т.д.), проведение сложных расчетов, имеющих целью обеспечить выгодность сделки для всех контрагентов - эти и многие другие услуги определяют масштаб операций. Особое значение имеет то обстоятельство, что лизинговые компании берут на себя риск, связанный с моральным износом средств производства. Заключаемые ими контракты предусматривают прекращение договора по желанию лизингополучателя. Клиент получает возможность избавиться от устаревшего оборудования задолго до окончания срока его службы и осуществить необходимую перестройку производственного аппарата в случае появления более эффективных моделей. В свою очередь, лизинговые компании реализуют часть подержанного оборудования, используя информацию о состоянии соответствующего рынка.

В условиях России объективная  потребность в лизинге особенно велика - с одной стороны, для МЛ, испытывающих острую нехватку инвестиционных средств на приобретение современного оборудования, с другой - для крупных предприятий, у многих из которых часть оборудования и площадей простаивает, что создает дополнительную нагрузку на издержки производства. Однако, судя по опросам, сегодня среди предпринимателей нет должного понимания возможностей лизинга. Лишь менее 30% респондентов малых предприятий придает таким "косвенным*' формам государственной поддержки, как лизинг и гарантии по кредитам, первостепенное значение.

Главной причиной, сдерживающей развитие этой формы кооперации, является неоправданно затянувшаяся разработка законодательных и нормативных актов по вопросам, регулирующим право собственности (в частности, возможность распоряжения собственностью), и неотработанность финансовых схем, стимулирующих широкое распространение лизинговых отношений. Очень важно также ликвидировать нынешнюю неосведомленность предпринимательской среды относительно тех возможностей, которые в принципе открывает данная форма инвестиционного сотрудничества. Представляется, что в целях развития лизинга необходимо полнее использовать возможности федерального центра, включая различные направления политики поддержки - от льготного импорта современной технологии до консультирования по применению соответствующих методик и схем финансирования. Импульс развитию лизинговых схем взаимодействия крупных и малых предприятий могло бы придать целевое использование части средств формируемых на федеральном и региональном уровнях гарантийных фондов для поддержки проектов^ связанных с переналадкой оборудования и перепланированием простаивающих мощностей и площадей крупных предприятий под нужды МП.

2.3. Франчайзинг:  создание сбытовой сети крупными  предприятиями

Суть системы франчайзинга (от слова "франчайз" - льгота, привилегия) заключается в том, что головная крупная фирма (франчайзер) заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (фирмой-оператором) о предоставлении ему исключительного права реализации ее продукции или услуг под соответствующей торговой маркой.

Вместе с правом пользования  торговой маркой фирме - оператору передается набор услуг, необходимых для достижения коммерческого успеха: помощь в выборе месторасположения торговой точки, в получении права на владение выбранным участком земли, в обеспечении совместимости данного бизнеса с местными законами; подготовка бизнес-плана; подготовка самого оператора к предстоящей деятельности - обучение его методам производства, бухгалтерского учета, контроля за коммерческой деятельностью, маркетинга и сбыта. После открытия бизнеса фирмой-оператором франчайзер продолжает предоставлять услуги, за которые получает вознаграждение, называемое "роялти". В эти услуги входят: поддержка в осуществлении операций, обновление технологических карт, спецификаций и т.п., поддержка в области маркетинга и продвижения товара, реклама на национальном и региональном уровнях, контроль за соблюдением стандартов и результатов деятельности, осуществление НИОКР.

В договоре франчайзинга оговариваются  основные условия хозяйствования, определяются нормативы отчислений от прибыли или фиксированные объемы текущих платежей. Договор определяет ответственность фирмы - оператора за поддержание качества и оформление товаров и услуг, за репутацию торговой марки головной фирмы. С другой стороны, фиксируется обязанность франчайзера оказывать фирме - оператору консультационные услуги, постоянно контролировать качество продукции и обслуживания и закрепляется его право. Существуют разные типы таких договоров: сбытовые соглашения, лицензии на производство, соглашения об использовании торговой марки, об использовании стратегии и методов хозяйствования ("формулы бизнеса") головной компании. Относительно новой разновидностью являются "пирамидальные" сбытовые договора, или франчайзинговые сети. Это многоуровневые (3-5 уровней) соглашения, охватывающие как производственные или торговые компании с их собственными производственными линиями и торговыми марками, так и индивидуальные фирмы.

Франчайзинг - наиболее легкий, безболезненный путь учреждения нового предприятия для тех, кто имеет мало предпринимательского опыта и не очень склонен к риску. Крупным фирмам эта система позволяет решать сразу несколько проблем: расширения рынка сбыта продукции, привлечения дополнительного капитала за счет вовлечения сбережений населения в хозяйственный оборот, экономии на развитии собственной сбытовой сети и т.д. Частично перекладывая ответственность на мелких предпринимателей, крупные фирмы меньше рискуют своим капиталом. К тому же активно используется человеческий фактор, назначение которого в сфере услуг особенно велико.

Использование франчайзинга широко распространено в  торговле продовольственными товарами, организации общественного питания, строительстве и ремонте жилых  помещений, ремонте и чистке одежды, автосервисе; быстро распространяется в таких сферах, как продажа и обслуживание компьютерной техники, программного обеспечения, медицинская помощь, транспортные и туристические услуги, уход за детьми, организация спортивных групп и т.п. Кроме того существует большое число специализированных небольших предприятий, оказывающих на договорной основе различные деловые и профессиональные услуги производственным и управленческим организациям (помощь в организации производства, сбыта, подбора, расстановки и обучения кадров, в составлении финансовой отчетности и расчете налогов, другие отчетно-бухгалтерские услуги, управленческие консультации, разработка и передача новых технологий, лабораторные и рыночные испытания). В сфере этого льготного предпринимательства действует множество рекламных агентств и юридических консультаций, копировально-множительных бюро и т.д.

Развитие франчайзинга в России в условиях перехода к  рынку объективно может сыграть  большую роль - прежде всего, ввиду  огромной потребности в развитии сферы услуг, общественного питания  и розничной торговли. Проблема, однако, заключается в том, что возможности отечественных крупных предприятий как франчайзеров - обладателей торговых марок или особых методов хозяйствования - пока невелики. Розничная сеть, выполняющая функции фирм-операторов, может развиваться (почти исключительно) на основе взаимодействия МП с иностранными компаниями и их представителями в России ("Макдональдс", "Кодак", "Фуджи", "Пицца Хат" и др.).

По-видимому, на данном этапе становления российского  рынка такого рода “импорта услуг” неизбежен и объективно необходим, поскольку он служит расширению сферы рыночных отношений, формирует культуру обслуживания и прививает новые, более современные стандарты потребления. Однако федеральные и региональные структуры поддержки малого бизнеса должны прилагать усилия к налаживанию франчайзинга прежде всего на местной базе, учитывая как позитивный, так и негативный опыт пилотного проекта московского правительства "Русское бистро", а также франчайзинговых проектов частного российского бизнеса (например, сеть АЗС, созданная нефтяными компаниями "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС").

2.4. Венчурный  (рясковый) бизнес: взаимодействие финансового  капитала и малого стартового  предпринимательства

Венчурный капитал  предназначен для осуществления  долгосрочных и потенциально высокоприбыльных рисковых инвестиций. Он используется для создания новых инновационных компаний, развития и обновления существующих фирм, а также для финансирования приватизации государственной собственности. Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах: путем приобретения акций новых фирм, либо посредством предоставления кредитов различного вида (обычно - с правом конверсии в акции).

Цели и участники  венчурного предпринимательства

Венчурный механизм был изначально рассчитан на предпринимательские  проекты, которые в силу высокой  степени риска и вполне вероятной неудачи не могут получить необходимой финансовой поддержки из традиционных источников. Он используется и в тех случаях, когда имущество и прочие активы фирмы не служат гарантией для обеспечения банковского кредита. Очевидно, что в нем заинтересованы в первую очередь малые и отчасти средние фирмы. Особенно велика роль венчурного механизма в процессе осуществления научно-технических нововведений.

Венчурное финансирование - быстро развивающаяся сфера. В США  суммарный объем рисковых капиталовложений увеличился с 4,5 млрд. долл. в 1980 г. до 33,4 млрд. в 1989 г. Еще более высокими темпами идет рост индустрии венчурного бизнеса в странах Западной Европы: по неполной опенке, суммарный объем капиталовложений вырос здесь с 3,6 млрд. экю в 1984 г. до 22,9 млрд. в 1989 г. (примерно 26,5 млрд. долларов).

Процесс создания и становления новой компании обычно разбивается на ряд последовательных этапов, различающихся по своей продолжительности, требуемому объему инвестиций, их назначению и степени риска, которой подвергаются капиталовложения. Основная часть затрат приходится на первые этапы финансирования. Хотя эти капиталовложения связаны с наибольшим риском, они обещают инвесторам самую высокую норму прибыли в случае успешной реализации проектов. Их важность определяется тем, что на ранних этапах создаваемая компания практически не имеет доступа к другим финансовым источникам.

Участниками венчурного бизнеса в США являются прежде всего венчурные фонды, имеющие  юридический статус партнерств с  ограниченной финансовой ответственностью. Кроме того, в нем участвуют инвестиционные компании малого бизнеса, которые создаются и управляются на частной основе, но по лицензии федерального правительства. Деятельность этих компаний, которых в США насчитывается около 400, регулируется федеральной Администрацией по делам малого бизнеса. Их отличительная особенность. - возможность привлекать дополнительно к собственным средствам гарантируемые государством ссуды ряда федеральных министерств и ведомств. Наконец, имеются венчурные фонды, специально создаваемые и финансируемые крупными промышленными корпорациями.

К числу основных доноров рискового капитала, аккумулируемого  венчурными фондами, относятся частные  лица, пенсионные фонды, страховые компании, крупные корпорации, зарубежные инвесторы, пожертвования и прочие источники.

Для крупных  промышленных компаний ценность венчурного бизнеса заключается в том, что  он позволяет экономить время, расходуемое  на НИОКР и на перестройку производственных программ. Их основной интерес заключается в отслеживании и отборе наиболее перспективных идей и разработок в сфере малого и среднего бизнеса для последующего обновления и диверсификации собственного производства, а также для предупреждения возможных "сюрпризов" со стороны конкурентов. Поэтому, наряду с учреждением собственных венчурных фондов, крупные компании участвуют в формировании финансовых партнерств с ограниченной ответственностью и осуществляют прямые инвестиции в перспективные проекты малых фирм.

На всех этапах развития новых фирм венчурные фонды оказывают им помощь в виде управленческих консультаций, непосредственного участия в организации и в процессе управления. Некоторые фонды активно подключаются к управлению новыми фирмами еще на стадии разработки продукции. Нередки случаи, когда они сами активно ищут перспективные идеи, варианты технологии, собирают команды предпринимателей, менеджеров, технологов, ученых, обеспечивают их начальным капиталом и затем осуществляют постоянную финансовую и управленческую поддержку развития компании.

Одной из наиболее ярко выраженных тенденций развития венчурного бизнеса в США и  Великобритании в 80-х - начале 90-х годов  стало их участие в финансировании приватизации государственной собственности. Оно выразилось как в оказании поддержки индивидуальным предпринимателям, покупающим небольшие предприятия государственного сектора, так и в предоставлении средств сотрудникам государственных предприятий, выкупающим отдельные подразделения, лаборатории с целью создания самостоятельных фирм. В настоящее время в США существует около 100 венчурных фондов, специализирующихся в этой области, причем более половины из них создано за последние несколько лет. Многие из старых фондов также переориентировались на данный вид операции. Такая переориентация достаточно выгодна, так как отпадает необходимость в проведении экспертизы осуществимости проекта, снижается степень риска и неопределенности при осуществлении инвестиций. Для лиц, не имеющих собственных оригинальных предпринимательских идей, реальным путем организации своего бизнеса стала покупка небольшой фирмы или лаборатории, бывшей в государственной собственности.

Венчурные фонды  все чаще объединяются в консорциумы  для финансирования крупных проектов. Основными преимуществами такого рода консорциумов, кроме возможности аккумуляции большего объема средств, является разделение, а значит, и снижение риска, а также предоставляемая венчурным фондам возможность держать под наблюдением большее число новых компаний с тем, чтобы иметь больший выбор при принятии решения о финансировании последующих этапов их развития. С середины 80-х годов усиливается тенденция к интернационализации рынка венчурного капитала.

Венчурный бизнес и государство

Государство воздействует на процесс формирования и развития рынка венчурного капитала путем оказания прямой финансовой помощи и косвенного регулирования.

Прямая помощь заключается в предоставлении займов через государственные организации  и государственных гарантий займов, предоставляемых частным капиталом. К средствам косвенного регулирования относятся налоговые льготы, совершенствование организационного и правового механизма венчурного финансирования (расширение прав финансовых организаций в данной области, либерализация процедур предоставления займов и др.), оказание информационно-консультативных услуг и создание других звеньев инфраструктуры.

Информация о работе Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход