Переход на инновационный путь развития сельскохозяйственного производства как фактор устойчивого развития сельских территорий страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время наметилась тенденция усиления государственной поддержки инновационного развития аграрного производства. Однако любая отраслевая политика, в том числе и аграрная, может полностью совпадать с целями развития сельских территорий, может частично с ними пересекаться, а может им и противоречить. Так, высокоинтенсивное аграрное производство приводит к сокращению занятости населения. Поэтому для эффективной и сбалансированной жизнедеятельности сельских территорий данный подход требует существенного обновления и диверсификации.
Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических положений по формированию системы устойчивого развития сельских территорий, проведение анализа устойчивости развития сельских территорий страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие устойчивого развития сельскохозяйственных территорий России 5
1.1 Сущность устойчивости развития сельских территорий страны 5
1.2 Факторы влияющие на устойчивость развития сельских территорий России 8
1.3 Взаимосвязь устойчивости развития сельских территорий с состоянием экономики России 12
2. Анализ устойчивости развития сельских территорий России 14
2.1 Современное экономическое состояние сельских территорий страны 14
2.2 Государственное регулирование развития сельских территорий России за 2007-2011гг 16
2.3 Роль частного бизнеса в развитии сельских территорий России 22
2.4 Инновационный путь как перспектива развития сельских территорий страны 24
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

КурсоваяМоя.docx

— 73.61 Кб (Скачать файл)

1.1.1. Ускоренное развитие  системы информирования товаропроизводителей  о ценах на сельскохозяйственную  продукцию и продовольствие.

1.1.2. Развитие регионального  маркетинга, привлечение инвестиций  на территории.

1.1.3.Развитие биржевой  и иной оптовой торговли сельскохозяйственной  продукцией.

1.2.1. Оценка агроклиматических  возможностей и выбор эффективных  видов деятельности.

1.2.2.Финансовое оздоровление  и реорганизация сельскохозяйственных  организаций.

1.2.3. Рациональная организация  производства и эффективный менеджмент.

1.2.4. Обеспечение масштабного  развития техники и технологий  сельскохозяйственного производства, в первую очередь ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

1.2.5. Повышение качества  продукции, управление качеством  продукции.

1.3.1. Содействие формированию  вертикально интегрированных структур.

1.3.2. Развитие сбытовой  и снабженческо-сбытовой кооперации.

1.3.3. Формирование кредитной  кооперации сельскохозяйственных  товаропроизводителей.

1.4.1. Оценка потенциалов  территории и выбор эффективных  направлений бизнеса.

1.4.2. Рациональная организация  нового бизнеса и эффективного  управления им.

1.4.3. Выбор и использование  эффективных технологий и средств  производства.

1.4.4. Облегчение доступа  бизнеса к кредитным ресурсам  на сельских территориях.

2.1.1. Повышение квалификации  и получение новых профессиональных  знаний сельскими жителями.

2.1.2. Развитие личных подсобных  хозяйств и иного индивидуального  бизнеса.

2.1.3. Развитие снабженческо-сбытовой  кооперации индивидуальных производителей.

2.1.4. Облегчение доступа  ЛПХ и их объединений к финансовым  ресурсам.

2.2.1. Обустройство сельских  поселений (дороги и тротуары, газификация, электроснабжение и  т.п.)

2.2.2. Развитие коммуникаций (дороги, электросвязь, почтовые услуги  и т.п.).

2.2.3. Ремонт и строительство  общественных зданий и сооружений (школ, учреждений здравоохранения, культуры и спорта).

2.3.1. Повышение квалификации  и овладение новыми профессиями  сельских жителей.

2.3.2. Развитие образования  и культуры проведения досуга, включая развитие культурных  традиций.

2.3.3. Культивирование здорового  образа жизни (спортивные мероприятия,  профилактика заболеваний и т.п.).

2.3.4. Поддержка нетрудоспособного  населения.

2.3.5. Совершенствование механизмов  регулирования миграции и расселения  сельского населения.

3.1.1. Упорядочение землепользования, включая лесные земли.

3.1.2. Рациональное использование  и замещение невозобновляемых  природных ресурсов.

3.1.3. Обеспечение восстановления  возобновляемых природных ресурсов, особенно плодородия почвы, лесных насаждений.

3.1.4. Оптимизация местоположения, организации и развития городских,  сельских и индустриальных комплексов, основных инфраструктур.

3.2.1. Обеспечение охраны  воздуха, земли и воды, в первую  очередь в качестве среды обитания  растительного и животного мира, людей.

3.2.2. Сохранение биоразнообразия  и восстановление исчезающих  популяций.

3.2.3. Учет и правовая  защита объектов живой природы,  среды обитания (земли, лесов и водоемов) животных и людей.

3.3.1. Охрана и реставрация  памятников архитектуры и зодчества.

3.3.2. Сохранение местной  культуры и традиций, включая  народное творчество.

3.3.2. Создание условий  для сохранения и приумножения  духовного наследия.

4.1.1. Развитие местного  самоуправления на основе демократизации  общественных отношений.

4.1.2. Демократизация процессов  выработки и принятия решений  по развитию сельских территорий  на основе вовлечения местного  населения, общественных организаций,  профессиональных ассоциаций и  союзов.

4.1.3. Содействие развитию  общественных и профессиональных  организаций.

4.1.4. Развитие третейского  судопроизводства при решении  земельных и иных имущественных  споров.

4.2.1. Ускоренное развитие  информационной и консультационной  деятельности на сельских территориях,  обучения хозяйствующих организаций  и тружеников села инновациям  и т.п.

4.2.2. Повышение уровня  профессиональной и специальной  подготовки кадров высокой квалификации  для сельского хозяйства, развитие  обучения иным профессиям сельских кадров.

4.2.3. Формирование системы  подготовки в высшей школе  кадров по специальности "государственное и муниципальное управление" в части устойчивого социо-эколого-экономического развития сельских территорий.

4.3.1. Ускоренное совершенствование  механизмов государственной материальной поддержки сельского хозяйства в направлении стимулирования развития эффективного производства и обеспечения соблюдения условий членства Казахстана во Всемирной торговой организации.

4.3.2. Создание механизмов  материальной поддержки развития  личных подсобных хозяйств, иного индивидуального труда селян, развития несельскохозяйственного малого и среднего бизнеса, облегчение его доступа к кредитным и иным ресурсам.

4.3.3. Создание механизмов  материальной поддержки местных  инициатив по обустройству поселений,  развитию культуры и обеспечению  здорового образа жизни сельского  населения.

4.4.1. Реорганизация деятельности  органов управления районов (муниципалитетов) и регионов в обеспечение реализации задач в соответствие с требованиями нового законодательства.

4.4.2. Формирование "самодостаточных"  территориально-административных образований  и организация на их уровне  местного самоуправления.

4.4.3. Демократизация власти  и управления на территориях  и внедрение принципов субсидиарности и «встречных потоков» на уровне различных сельских административно-территориальных образований.

4.4.4. Совершенствование разграничения  компетенции органов местного  и государственного управления по решению вопросов обеспечения жизни и деятельности сельского населения.

4.4.5. Развитие горизонтальной  и вертикальной интеграции сельских  административно-территориальных единиц различных уровней, с городами и другими сельскими территориями. Развитие межотраслевых связей.

1.3 Взаимосвязь устойчивости развития  сельских территорий с состоянием экономики России

Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем  сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия и потому должно стать приоритетным направлением развития государства.

В связи с этим необходима подготовка и принятие государственной  национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий, цивилизованно учитывающей не только общечеловеческие, но и этнические особенности российского сельского образа жизни, особую, в силу пространственно-территориальной специфики, роль деревни в социальной и экономической жизни российского общества и реализации российских геополитических интересов. Принятие стратегии позволит устранить перечисленные и существующие ныне факторы и тенденции социально-экономического развития сельских территорий, что приведет к повышению качества сельской жизни и создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности.

На основе национальной стратегии  устойчивого развития сельских территорий должны быть приняты и реализованы ряд федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию российской деревни и, прежде всего программы преодоления сельской бедности, повышения занятости и доходов сельского населения, развития сельского самоуправления, стимулирования развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности.

 

2. Анализ устойчивости развития  сельских территорий России

2.1 Современное  экономическое состояние сельских  территорий страны

Российское село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются:

  1. ухудшение демографической ситуации в сельской местности. Сокращение численности сельского населения наблюдается в 75 регионах Российской Федерации, что обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями. Миграционный прирост сельского населения, начавшийся в начале 90-х годов, к 2001 г. сменился оттоком. При этом интенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет почти в 2 раза выше среднего уровня. При незначительном повышении в 2001 г. по сравнению с 1999 г. уровень рождаемости (на 0,3 промилле) смертность сельского населения продолжает расти во всех группах, особенно у мужчин в возрасте 30-39 лет. Ожидаемая продолжительность жизни на селе (64,2 года) ниже, чем в городе, на 1,5 года;
  2. сельская бедность и высокий уровень безработицы сельского населения. Несмотря на наметившийся в последние 3 года рост занятости и доходов сельских жителей, их уровень продолжается оставаться низким. Общая безработица на селе составила в 2001 г. 11,1%, регистрируемая 2,6 процента. Большинство сельских безработных (74,8%) не получают пособия и социально не защищены. В критической зоне (с показателями уровня безработицы свыше 10%) находятся 48% регионов, в 10 регионах уровень общей безработицы выше 20%. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн. сельчан (75,6%), по располагаемым ресурсам - 23,8 млн. (61,1%). Располагаемые ресурсы 8,7 млн. сельских жителей (22,4%) в 2 и более раз ниже прожиточного минимума. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. Заработная плата в сельском хозяйстве составила в январе 2003 г. 1631. руб. или 35% к общероссийскому уровню.
  3. снижение качества жизни в сельской местности, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, сужение доступа селян к основным социальным услугам - образованию и здравоохранению. За период с 1996 по 2001 год число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось с 31,5 тыс. шт. до 22,0 тыс. шт. (на 30,2%), общеобразовательных школ - с 47,2 тыс. шт.  до 44,8 тыс. шт. (5,1%), учреждений культурно-досугового типа - с 52,6 тыс. единиц до 48,0 тыс. единиц (8,7%), общедоступных библиотек - с 40,1 тыс. шт.  до 38,9 тыс. шт. (3,0%), киноустановок - с 30,0 тыс. до 14,6 тыс. шт. (51,3%), участковых больниц - с 4409 единиц до 3261 единиц (26,0%), доставочных участков почтовой связи - с 85,4 тыс. шт. до 81,6 тыс. шт. (4,4%).

Более 380 тысяч сельских семей  нуждаются в улучшении жилищных условий. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда  остается низким: только 40% жилой площади оборудованы водопроводом, 31% - канализацией, 40% - центральным отоплением, 74% - газом, 19% - горячим водоснабжением. На начало 2002 г. на селе не имели телефонной связи 35,6% сельских населенных пунктов. Удельный вес сельских поселений, лишенных связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, составил 34 процента.

– разрушение эволюционно  сложившейся системы сельского  расселения.

По данным Госкомстата  России, в период между переписями, населения 1989-2002 гг. обезлюдело около 17 тыс. сельских населенных пунктов. Это  обусловило утрату социально-экономического контроля за многими исторически освоенными территориями, сокращение экономического потенциала сельских территорий за счет выбытия из сельскохозяйственного оборота около 40 млн. га земель, их одичание и потерю для нужд общества.

Все это ведет к росту  социального иждивенчества сельского  населения и спаду трудовой активности, отторжению рыночных реформ и неприятию  нарождающегося нового общественного строя, что подтверждается их устойчивой поддержкой в выборных кампаниях оппозиционных сил.

Масштабы нынешнего социального  неблагополучия российского села таковы, что ставят под угрозу дальнейшее существование российской государственности и делают невозможным обеспечение устойчивого развития российского общества.

Вместе с тем в ряде регионов Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт в комплексном обустройстве сельской местности, развитии сельской социальной и инженерной инфраструктуры, жилищном строительстве, финансовой поддержке экономической активности сельского населения, расширении сферы его занятости (Белгородская область, Республика Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, Ленинградская область и другие регионы). Этот опыт достоин внимания и обобщения с целью использования в других субъектах Российской Федерации, а также на федеральном уровне при разработке программ развития российского села.

2.2 Государственное регулирование  развития сельских территорий  России за 2007-2011гг

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

Государственное регулирование  в АПК предполагает осуществление  его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.

Информация о работе Переход на инновационный путь развития сельскохозяйственного производства как фактор устойчивого развития сельских территорий страны