Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:34, курсовая работа
В настоящее время наметилась тенденция усиления государственной поддержки инновационного развития аграрного производства. Однако любая отраслевая политика, в том числе и аграрная, может полностью совпадать с целями развития сельских территорий, может частично с ними пересекаться, а может им и противоречить. Так, высокоинтенсивное аграрное производство приводит к сокращению занятости населения. Поэтому для эффективной и сбалансированной жизнедеятельности сельских территорий данный подход требует существенного обновления и диверсификации.
Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических положений по формированию системы устойчивого развития сельских территорий, проведение анализа устойчивости развития сельских территорий страны.
Введение 3
1. Понятие устойчивого развития сельскохозяйственных территорий России 5
1.1 Сущность устойчивости развития сельских территорий страны 5
1.2 Факторы влияющие на устойчивость развития сельских территорий России 8
1.3 Взаимосвязь устойчивости развития сельских территорий с состоянием экономики России 12
2. Анализ устойчивости развития сельских территорий России 14
2.1 Современное экономическое состояние сельских территорий страны 14
2.2 Государственное регулирование развития сельских территорий России за 2007-2011гг 16
2.3 Роль частного бизнеса в развитии сельских территорий России 22
2.4 Инновационный путь как перспектива развития сельских территорий страны 24
Заключение 31
Список литературы 32
1.1.1. Ускоренное развитие
системы информирования
1.1.2. Развитие регионального маркетинга, привлечение инвестиций на территории.
1.1.3.Развитие биржевой
и иной оптовой торговли
1.2.1. Оценка агроклиматических
возможностей и выбор
1.2.2.Финансовое оздоровление
и реорганизация
1.2.3. Рациональная организация
производства и эффективный
1.2.4. Обеспечение масштабного развития техники и технологий сельскохозяйственного производства, в первую очередь ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.
1.2.5. Повышение качества
продукции, управление
1.3.1. Содействие формированию
вертикально интегрированных
1.3.2. Развитие сбытовой
и снабженческо-сбытовой
1.3.3. Формирование кредитной
кооперации
1.4.1. Оценка потенциалов
территории и выбор
1.4.2. Рациональная организация нового бизнеса и эффективного управления им.
1.4.3. Выбор и использование
эффективных технологий и
1.4.4. Облегчение доступа бизнеса к кредитным ресурсам на сельских территориях.
2.1.1. Повышение квалификации
и получение новых
2.1.2. Развитие личных подсобных
хозяйств и иного
2.1.3. Развитие снабженческо-
2.1.4. Облегчение доступа
ЛПХ и их объединений к
2.2.1. Обустройство сельских
поселений (дороги и тротуары,
газификация, электроснабжение
2.2.2. Развитие коммуникаций (дороги, электросвязь, почтовые услуги и т.п.).
2.2.3. Ремонт и строительство
общественных зданий и
2.3.1. Повышение квалификации
и овладение новыми
2.3.2. Развитие образования и культуры проведения досуга, включая развитие культурных традиций.
2.3.3. Культивирование здорового
образа жизни (спортивные
2.3.4. Поддержка нетрудоспособного населения.
2.3.5. Совершенствование механизмов
регулирования миграции и
3.1.1. Упорядочение землепользования, включая лесные земли.
3.1.2. Рациональное использование и замещение невозобновляемых природных ресурсов.
3.1.3. Обеспечение восстановления
возобновляемых природных
3.1.4. Оптимизация местоположения,
организации и развития
3.2.1. Обеспечение охраны
воздуха, земли и воды, в первую
очередь в качестве среды
3.2.2. Сохранение биоразнообразия и восстановление исчезающих популяций.
3.2.3. Учет и правовая
защита объектов живой природы,
3.3.1. Охрана и реставрация
памятников архитектуры и
3.3.2. Сохранение местной культуры и традиций, включая народное творчество.
3.3.2. Создание условий для сохранения и приумножения духовного наследия.
4.1.1. Развитие местного
самоуправления на основе
4.1.2. Демократизация процессов
выработки и принятия решений
по развитию сельских
4.1.3. Содействие развитию
общественных и
4.1.4. Развитие третейского
судопроизводства при решении
земельных и иных
4.2.1. Ускоренное развитие
информационной и
4.2.2. Повышение уровня
профессиональной и
4.2.3. Формирование системы подготовки в высшей школе кадров по специальности "государственное и муниципальное управление" в части устойчивого социо-эколого-экономического развития сельских территорий.
4.3.1. Ускоренное совершенствование
механизмов государственной
4.3.2. Создание механизмов
материальной поддержки
4.3.3. Создание механизмов
материальной поддержки
4.4.1. Реорганизация деятельности
органов управления районов (
4.4.2. Формирование "самодостаточных"
территориально-
4.4.3. Демократизация власти
и управления на территориях
и внедрение принципов субсидиарности
и «встречных потоков» на уровне различных
сельских административно-
4.4.4. Совершенствование
4.4.5. Развитие горизонтальной
и вертикальной интеграции
Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия и потому должно стать приоритетным направлением развития государства.
В связи с этим необходима
подготовка и принятие государственной
национальной стратегии устойчивого развития
сельских территорий, цивилизованно учитывающей
не только общечеловеческие, но и этнические
особенности российского сельского образа
жизни, особую, в силу пространственно-
На основе национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий должны быть приняты и реализованы ряд федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию российской деревни и, прежде всего программы преодоления сельской бедности, повышения занятости и доходов сельского населения, развития сельского самоуправления, стимулирования развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности.
Российское село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются:
Более 380 тысяч сельских семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда остается низким: только 40% жилой площади оборудованы водопроводом, 31% - канализацией, 40% - центральным отоплением, 74% - газом, 19% - горячим водоснабжением. На начало 2002 г. на селе не имели телефонной связи 35,6% сельских населенных пунктов. Удельный вес сельских поселений, лишенных связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, составил 34 процента.
– разрушение эволюционно сложившейся системы сельского расселения.
По данным Госкомстата России, в период между переписями, населения 1989-2002 гг. обезлюдело около 17 тыс. сельских населенных пунктов. Это обусловило утрату социально-экономического контроля за многими исторически освоенными территориями, сокращение экономического потенциала сельских территорий за счет выбытия из сельскохозяйственного оборота около 40 млн. га земель, их одичание и потерю для нужд общества.
Все это ведет к росту
социального иждивенчества
Масштабы нынешнего
Вместе с тем в ряде регионов Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт в комплексном обустройстве сельской местности, развитии сельской социальной и инженерной инфраструктуры, жилищном строительстве, финансовой поддержке экономической активности сельского населения, расширении сферы его занятости (Белгородская область, Республика Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, Ленинградская область и другие регионы). Этот опыт достоин внимания и обобщения с целью использования в других субъектах Российской Федерации, а также на федеральном уровне при разработке программ развития российского села.
Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.
Государственное регулирование
в АПК предполагает осуществление
его преимущественно