Переход на инновационный путь развития сельскохозяйственного производства как фактор устойчивого развития сельских территорий страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время наметилась тенденция усиления государственной поддержки инновационного развития аграрного производства. Однако любая отраслевая политика, в том числе и аграрная, может полностью совпадать с целями развития сельских территорий, может частично с ними пересекаться, а может им и противоречить. Так, высокоинтенсивное аграрное производство приводит к сокращению занятости населения. Поэтому для эффективной и сбалансированной жизнедеятельности сельских территорий данный подход требует существенного обновления и диверсификации.
Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических положений по формированию системы устойчивого развития сельских территорий, проведение анализа устойчивости развития сельских территорий страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие устойчивого развития сельскохозяйственных территорий России 5
1.1 Сущность устойчивости развития сельских территорий страны 5
1.2 Факторы влияющие на устойчивость развития сельских территорий России 8
1.3 Взаимосвязь устойчивости развития сельских территорий с состоянием экономики России 12
2. Анализ устойчивости развития сельских территорий России 14
2.1 Современное экономическое состояние сельских территорий страны 14
2.2 Государственное регулирование развития сельских территорий России за 2007-2011гг 16
2.3 Роль частного бизнеса в развитии сельских территорий России 22
2.4 Инновационный путь как перспектива развития сельских территорий страны 24
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

КурсоваяМоя.docx

— 73.61 Кб (Скачать файл)

При этом должны быть приняты  во внимание специфические особенности аграрного сектора сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.

Активное воздействие  на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д.

Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать интервенционные товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственном регулированием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации.

В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое  использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой.

В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.

Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях рынка  будет отвечать принципиально новая  система управления АПК. В этих целях  целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к  экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.

Государственное регулирование  АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важнейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции.

В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть и другая сторона потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.

В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных возможностей аграрного сектора  России. В частности, перспективным  ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда условий коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии посевного материала, а также при достижении паритета цен на сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет выделять экспортные ресурсы.

Во внешнеэкономических  связях АПК нужна тщательная постатейная  проверка необходимых пропорций  сочетания протекционизма, свободной  торговли и сотрудничества с учетом большой разницы между первой сферой (кроме промышленности по производству средств защиты растений, где трудно предвидеть сроки достижения самообеспеченности) и пищевой промышленностью и хранением, которые, однако, остро нуждаются в западных капиталах и технологиях.

В связи с изменениями  в социально-экономической структуре сельского хозяйства - падением производства и повышением производства и доли в валовой сельскохозяйственной продукции хозяйств населения требуется большее внимание уделить индивидуальному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной политики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохозяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого развития с точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны. В 1997 г. хозяйства населения произвели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе хозяйств населения в продовольственное обеспечение страны.

Представляется, что без  реального учета в аграрной политике участия отдельных секторов в создании продовольственного фонда страны нельзя рассчитывать на прекращение спада сельскохозяйственного производства и сокращение сроков выхода из аграрного кризиса.

Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают проведения в отношении их избирательной  политики. Они должны получать кредиты  по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. Средства предприятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые и в нынешних трудных условиях «держатся на плаву», те, которые могут обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной продукции.

В отношении большинства  убыточных предприятий, кроме экономически безнадежных, следует применять  процедуру внешнего управления, подбирать  наиболее эффективные варианты реорганизации  хозяйств, дающие возможность использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным условиям специализацию производства, найти более квалифицированных руководителей и т. п.

В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной задачей  на ближайшие годы становится не столько  создание новых хозяйств, сколько  повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и уравновешивать друг друга. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной политики и бюджетных возможностей.

Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле.

Однако в использовании  земель наметились устойчивые негативные процессы. Усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв. Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство берет под контроль и определяет механизм экономического и административного воздействия за целевое и рачительное использование земель, предотвращение спекуляции землей и коррупции.

Земля находится в государственной, коллективной и частной формах собственности. В земельной политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между землей, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования.

Для того чтобы предотвратить  возможные негативные последствия  расширения оборота земли, необходимо законодательное закрепление положений о праве приобретения сельхозугодий только лицами, обязавшимися использовать землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафиксировать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их собственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические  лица могут выступать участниками  земельных отношений только путем  аренды земли. Земля особо охраняемых территорий иностранным гражданам  и лицам без гражданства, юридическим  лицам не предоставляется.

Использование земли является платным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков.

Платежи направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на проведение землеустройства, ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Достижение стабилизации и развитие АПК включают и решение  социальных проблем. За прошедшие с начала аграрного реформирования годы расширены земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально зарегистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их состояния.

2.3 Роль частного бизнеса в развитии  сельских территорий России

Развитие малого бизнеса  в сельскохозяйственной сфере может  происходить в различных направлениях и различными способами. Одним из примеров малого бизнеса в сельском хозяйстве является создание фермерских хозяйств, которые могут быть ориентированы  на производство плодоовощной или животноводческой продукции.

Создание небольшой фермы  по разведению птицы не требует больших  затрат, но может принести вполне ощутимую прибыль. После подготовки здания, где  будет содержаться птица, необходимо закупить специализированные корма, птицу  определенной породы и нанять работников, которые будут обслуживать мини-птицефабрику. Кроме традиционной для нашей  местности курицы, на небольшой ферме  можно выращивать перепелов или  индеек, чье мясо является диетическим  продуктом. Небольшая молочная ферма также может приносить владельцу приличный доход, особенно если фермерское хозяйство расположено недалеко от города.

Не стоит забывать о  малом бизнесе в сельском хозяйстве, связанным с разведением рыбы. Развернуть небольшое хозяйство  по разведению рыбы также не очень  сложно, а свежий карп или форель пользуется стабильным спросом практически  во всех городах нашей страны.

Малый бизнес в сельском хозяйстве может быть связан не только с разведением, но и с обработкой сельскохозяйственной продукции. Изготовление молочных продуктов или мясных полуфабрикатов также можно организовать практически  в любом месте, но молоко или мясо, которые будут доставляться на производство гораздо быстрее, позволят производить  более вкусные продукты, которые  смогут намного быстрее попасть  на стол к потребителю.

Еще одним видом малого бизнеса в сельском хозяйстве  может стать производство различных  консервированных продуктов. Продажа  свежих овощей может принести не слишком  большой доход, а соленые огурцы и помидоры или квашеная капуста, приготовленная по оригинальному рецепту, придутся по вкусу многим горожанам. Также не стоит забывать и о  компотах, джемах и вареньях, которые  можно делать из фруктов, и которые  будут пользоваться большим успехом  при хорошем качестве продукции.

Стоит рассмотреть и такой  вариант малого бизнеса, как создание собственной пасеки. Мед, который  может быть собран в окрестностях фермы, является полезным продуктом, пользующимся большим спросом, и он наверняка  придется по вкусу многим потребителям.

Национальному частному бизнесу по-прежнему будет принадлежать главная роль в обеспечении населения продовольствием, но этим его значение будет в основном и ограничиваться. Экспорториентированная сфера услуг и высокотехнологичные отрасли промышленности - основные приоритеты современной экономической стратегии России. В сельскохозяйственном экспорте соотношение между продукцией растениеводства и животноводства, с одной стороны, и услугами (передовые аграрные технологии), с другой стороны, будет, очевидно, меняться в пользу последних.

Информация о работе Переход на инновационный путь развития сельскохозяйственного производства как фактор устойчивого развития сельских территорий страны