Перестройка отношений собственности в переходной экономике, особенности российской приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Изучение отношений собственности составляет один из основных вопросов экономической теории. Осмысление этой категории началось со времен древнего мира, когда были сделаны первые шаги по выявлению связи собственности с хозяйственными и правовыми отношениями. Процесс появления новых и отрицания существующих форм собственности в ходе исторического развития общества стало предметом пристального внимания исследователей и в последующем, включая и настоящий период времени.
Российская экономика конца XX - начала XXI века является экономикой радикальных преобразований.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Содержание собственности. Экономические формы собственности……….6
2. Особенности преобразования собственности в переходной экономике России…………………………………………………………………………….13
3. Этапы российской приватизации…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Приватизация, собственность.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Кроме мелких фирм, к индивидуальной частной собственности относятся служащие для извлечения дохода имущественные объекты отдельных предпринимателей (мелких торговцев, ремесленников, лиц свободных профессий), работающих по соответствующему разрешению (патент, лицензия) от властей и не образующих юридического лица.

Промежуточное место  между частной и государственной  занимает общая собственность нескольких субъектов. Согласно Гражданскому кодексу  Российской Федерации общая собственность  подразделяется на совместную и долевую. Общая совместная собственность  принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на части. Общая долевая собственность разделена на доли, части. В кооперативах, товариществах долю каждого собственника именуют паем. Во многих случаях долевая собственность распространяется только на стоимость объекта собственности, она дает право участвовать в управлении объектом, но при этом собственник не может изымать свою долю в материальной, вещественной форме, забрать «свой кусок».

Государственная собственность –  это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. В среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП в 1995 г. не превышала 7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой этот показатель составлял соответственно 11 и более 40%.

Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.

Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

2. Особенности  преобразования собственности в  переходной экономике России

 

Что же отличает отношения и права  собственности в переходной экономике  любой страны и России в том  числе от в переходной «обычных» рыночных экономик развитых экономике стран6.

Во-первых, эти отношения и права  носят переходный характер. Это тавтологическое  утверждение скрывает ряд существенных следствий. Переходность отношений  собственности означает, в частности, их чрезвычайную подвижность, изменчивость — причем эта динамика принципиально нелинейна.

Во-вторых, права собственности  в условиях переходной экономики  слабо специфицированы или не специфицированы вообще. Последнее  характерно и для экономической, и для институциональной, и для правовой спецификаций.

В-третьих, генезис новых отношений  и прав собственности в переходной экономике происходит в условиях сохранения значительной инерционности  в хозяйственной, институциональной  и правовой сферах.

В-четвертых, объективная необходимость определенных качественных изменений в содержании, структуре форм и правах собственности означает необходимость не только «улучшений», «исправлений», «реформ» и т. п., но и разрушения сущности прежней системы отношений собственности — бюрократического отчуждения работника от средств производства и продукта труда.

Наконец, в-пятых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированность  ее прав обусловливают существенно  большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и иных волевых факторов в динамике собственности в переходной экономике и типичность разрыва (а не единства) форм и содержания собственности. Последнее, например, характерно для государственной собственности, которая в отечественных условиях, подчас, оказывается частной собственностью группы чиновников.

Можно ли выделить какую-то систему  в отношениях собственности в  переходной экономике, если они столь  специфичны и своеобразны?

Можно, при этом по важному критерию классификации: взяв за основу общецивилизационную тенденцию социализации частной собственности, т.е. развития общественного, ассоциированного распоряжения и присвоения общественного богатства, выделив в качестве двух «полюсов» частную и общественную собственности.

Частная собственность — это  отношения собственности, при которых  экономическое лицо обособленно, независимо от других осуществляет функции распоряжения и присвоения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках  этого лица.

Общественная собственность — это такие отношения, при которых различные экономические лица совместно осуществляют распоряжение, присвоение и правомочия собственника.

Что такое «экономическое лицо»? Это и фермер, самостоятельно ведущий хозяйство, и мелкий бизнесмен, организовавший маленькую лавочку, и акционерное общество, и в этом случае вопрос сложнее: отдельный акционер — частный собственник или он совместно с другими акционерами осуществляет распоряжение и присвоение богатства, принадлежащего данной акционерной фирме; еще более сложен вопрос о государстве и т. д.

За предельную величину возьмем  индивидуальную частную собственность  работника, когда все правомочия собственника сконцентрированы у отдельного физического лица — отдельной  личности или семьи. Следующее историческое отношение — появление коллективного использования средств производства в кооперированном трудовом процессе (мануфактуре, фабрике) — реализуется, как правило, в форме капиталистической собственности. Здесь работники отчуждены от средств производства, собственником которых (капитала) является буржуа (капиталист). Развитие индустриального производства и капиталистической экономики в массовых масштабах приводит к экспансии акционерной формы собственности, а затем и корпоративного капитала. И то и другое уже содержит элементы общественного распоряжения и присвоения богатства, т.е. является переходным к общественным формам собственности. Более «продвинутыми» по шкале социализации являются коллективная (кооперативная) и государственная собственности, если они конечно, содержательно являются собственностью работников (граждан), а не бюрократии.

В принципе еще ближе к ассоциированной  должна находиться собственность общественных организаций, но так же лишь при условии, что ею распоряжаются и ее присваивают члены этих объединений на равных для всех основаниях и что сами эти объединения носят открытый и добровольный характер.

Всю эту цепочку в ускоренном темпе и нелинейно проходит собственность  российской переходной экономики.

Итак, одним из основных направлений преобразования системы отношений собственности является приватизация, когда государственно-бюрократическая модель отчуждения работника от производства заменялась на частнокапиталистическую, и глубокая демократическая реформа, включающая замену отживших форм отчуждения новыми формами соединения труженика со средствами производства. Опираясь на гипотезу о возможности реализации тенденции социализации частной собственности в интересах развития общественного распоряжения имеющимся богатством, показано, что основные типы собственности, включающие частную, общественную и коллективную, имеют определенные перспективы для своего развития. Каждый из этих типов содержит как положительные, так и негативные стороны, которые в той или иной мере будут проявляться в зависимости от способов их применения в сложившейся в обществе политической, экономической и правовой ситуации. Таким образом, плавно перейдем к вопросу этапов и особенностей приватизации в России

 

3. Этапы российской  приватизации

 

Приватизация (от лат. Privatus – частный) – разгосударствление собственности: на средства производства, имущество, жильё, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи государственных и муниципальных объектов в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В приватизации «по-российски» можно условно выделить три этапа, каждый из которых имеет свою внутреннюю причинно-следственную связь в соответствии с доминирующей задачей.

Масштабная российская приватизация 90-х годов прошлого столетия явилась  важным инструментом необратимого слома  социалистической системы. Анатолий Чубайс неоднократно признавал, что таким  путём стремились решить одну из основополагающих политических задач того времени – как можно быстрее передать государственную собственность в частные руки, как можно дальше уйти от точки невозврата к советскому прошлому.

В стране бушевала инфляция, финансовые ресурсы, в т.ч. бюджетные средства, перераспределялись в центре и на местах не столько бесконтрольно, сколько корыстно. Распродажа «заводов, газет, пароходов» новым (и далеко не случайным!) хозяевам осуществлялась, как правило, по символическим (но якобы обоснованным) ценам, а то и вовсе госактивы передавались «своим людям» бесплатно.

Одним из следствий такой приватизации были два одновременно запущенных противоположных  процесса. С одной стороны –  деградация и развал экономики, обнищание  большинства граждан, фактически ограбленных  в ходе состоявшейся приватизации. С другой – становление безудержно богатеющего меньшинства, капиталы которого зачастую прирастали (и прирастают ныне) не столько новыми производствами, товарами и услугами, сколько стремительно растущими ценами на сырьё, всевозможными спекулятивными сделками – перепродажами имущества и другими способами, имеющими весьма условную общественную полезность.

Итоги первого этапа  приватизации в наиболее полном и  систематическом виде были изложены в докладе Счётной палаты, широко разрекламированное, ожидаемое обсуждение которого в Государственной Думе так и не состоялось.

Как бы там ни было, сложилась  парадоксальная ситуация: неразрывная «тучность» одних и нищета других – словно две стороны медали. Потому что нормально – когда бизнес-лидеры «вырастают» из успешно развивающейся, эффективной, конкурентной экономики богатеющего общества, а не «за её счёт». Разве не российской земле и общему благу прежде всего должны служить результаты совместного труда большинства наших граждан? И разве не прав был академик Святослав Федоров, в самый разгар «чубайсовской» приватизации заявлявший, что из права собственности на средства производства не должно однозначно следовать абсолютное право собственности на результаты труда, полученные с помощью этой собственности, – право, воспроизводящее несправедливость?

Как свидетельствует  российская действительность, в первую очередь это относится к отраслям, связанным с добычей и переработкой природных ресурсов, доставшихся  России от бога и «де-факто» (оказывается, «де-юре» совсем не обязательно) приватизированных. Об этом у нас не очень принято говорить, но… Уровень зарплат в нефтегазовом секторе превышает средний по РФ в 2,2 раза (46–48 тыс. руб. против 22 тыс. руб. в месяц). В крупнейших нефтяных компаниях уровень заработных плат ещё выше. В Роснефти в I квартале этого года каждый сотрудник ежемесячно получал в среднем 141 тыс. руб., в Лукойле – 161 тыс. руб., Газпромнефти – 534 тыс. руб. (Экономика и жизнь, Новости, 2 августа 2011 года).

Характерно, что независимо от доли своего участия в капитале компаний государство не сильно возражает (если не на словах, то на деле) против осуществляемой ими финансовой политики. Прямо или косвенно это породило ещё один источник дохода – возможность сговора (вертикально интегрированных) монополий на отечественном рынке нефтепродуктов, где цены на бензин вдвое опережают инфляцию. При этом нефтепереработка деградирует, демонстрируя бессилие благих пожеланий и призывов перед жадностью и алчностью основных акционеров. Несмотря на значительно увеличившиеся цены на нефть и рост доходов, за последние годы глубина переработки нефти не увеличилась, «застряв» на уровне 71%, а в развитых странах мира приближается к 95% (Независимая газета, 5 августа 2011 года). Иными словами, параллельно растёт и «степень проедания» доходов. 7

Ещё одно подтверждение  сказанному – слова замглавы ФАС  Анатолия Голомзина о том, что  нефтяные компании резко сократили  планы реконструкции и модернизации нефтеперегонных заводов. «Ранее компании декларировали то, что они проводят модернизацию, реконструкцию. Но за предыдущие два года эти декларации были исполнены лишь наполовину».

В долгосрочной перспективе, откровенное использование приватизации как инструмента достижения политических целей и решения политических задач, стремление закрепить «статус-кво» вместо последовательного исправления «перекосов и перегибов» нанесёт серьёзный социально-экономический ущерб, останется причиной резкого ограничения круга собственников, сужения потенциала и ограничения пространства проводимых многосторонних реформ в России.

 В настоящее время  в отечественной экономике разворачивается  следующий этап массовой приватизации. Среди его причин – актуальность  восполнения российского бюджета,  опасно отягощаемого всё более  непосильными социальными обязательствами. Иными словами, для борьбы с бюджетным дефицитом уже недостаточно происходившего в разных сферах в последнее десятилетие эпизодического либо перманентного разгосударствления. Масштабы не те…

Информация о работе Перестройка отношений собственности в переходной экономике, особенности российской приватизации