Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:04, реферат
Актуальность темы. Изучение отношений собственности составляет один из основных вопросов экономической теории. Осмысление этой категории началось со времен древнего мира, когда были сделаны первые шаги по выявлению связи собственности с хозяйственными и правовыми отношениями. Процесс появления новых и отрицания существующих форм собственности в ходе исторического развития общества стало предметом пристального внимания исследователей и в последующем, включая и настоящий период времени.
Российская экономика конца XX - начала XXI века является экономикой радикальных преобразований.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Содержание собственности. Экономические формы собственности……….6
2. Особенности преобразования собственности в переходной экономике России…………………………………………………………………………….13
3. Этапы российской приватизации…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………..29
На днях Президент страны Дмитрий Медведев одобрил расширенный правительственный план приватизации. Если он будет реализован в полном объёме, государство получит дополнительные доходы от приватизации в 2012-2016 годах порядка 6 трлн руб. Это существенно превышает прежние оценки: не менее 280-300 млрд рублей в 2012 году, порядка 1 трлн рублей – в течение следующих трёх лет, а в целом – до 1,8 трлн рублей.
По задумке властей будут проданы 35,5% ВТБ в 2011-2013 годах (10 % уже продали в феврале), снижена доля в «Роснефти» до контрольной к 2015 году с последующим отказом от контроля вовсе. В «Русгидро» планируется опустить госпакет до контрольного к 2013 года, в «Алроса» – до 50% плюс одна акция с учётом долей государства и местных властей.
В планах Правительства – продажа частным инвесторам «Совкомфлота», аэропорта «Шереметьево», «Зарубежнефти», ОЗК, «Россельхозбанка», «Росагролизинга». Ранее в МЭР сообщали, что в расширенный план приватизации могут войти 50 компаний, выведенных в прошлом году из перечня стратегических, но ещё не включённых в этот план (Новый регион – Москва, 26 июля 2011 года и 2 августа 2011 года)8.
Кроме того, государство собирается снизить свою долю до 75% плюс одна акция в «Уралвагонзаводе» (сейчас владеет 100%), ФСК (79,11%), РЖД (100%) и «Транснефти» (78,1%). Акции последней могут быть проданы начиная с 2012 года. На этот же год запланирована продажа 10% госкорпорации «Роснано» (там же).
В текущем году и в последующие пять лет государство рассчитывает в общем и целом получить от приватизации порядка 6 трлн рублей, хотя совсем недавно Правительство планировало сумму существенно меньшую. Но Президент сказал «мало!», и выручка потяжелела в разы. По заявлению министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, Правительство РФ намерено увеличить доходы от приватизации федерального имущества до 1 трлн рублей в год вместо ожидаемых 300 млрд рублей по итогам этого года. Так, нарастающим итогом, и появятся 6 трлн рублей к 2017 году.
Во-первых, экономическое развитие России более заметно по данным Росстата, чем в повседневной жизни большинства россиян, и в значительной степени зависит от мировых цен на нефть. Между тем объёмы добычи нефти практически стабилизировались, а цены практически достигли верхнего предела, ещё посильного для мировой экономики. Хорошо, если они какое-то время будут несколько повышаться или незначительно колебаться относительно достигнутого уровня. Вполне вероятно, однако, ожидать их падения – затяжного или периодического. В подобных условиях раздувающийся дефицит бюджета страны будет поглощать поступающие приватизационные доходы, что называется, «не отходя от кассы», от чего шансы на экономическое развитие будут всё менее реальными и всё более призрачными.
Во-вторых, какой бы внушительной ни казалась ожидаемая от приватизации сумма в триллионы рублей – по действующему курсу это всего лишь чуть больше пары сотен миллиардов долларов США. Вспомним, однако, сколько было потрачено на борьбу с финансовым кризисом (который мы то ли уже успешно преодолели, то ли ещё нет). По сведениям агентства Reuters со ссылкой на собственные расчёты, основанные на данных экспертного управления Президента России, Центробанка и российского правительства, только с сентября 2008 года по сентябрь 2009 года на эти цели было израсходовано 11 трлн рублей, или 480 млрд долл. (Лента.Ру, 17 сентября 2009).9
В-третьих. В поисках стратегических инвестиций ставка опять делается на крупный российский и иностранный капитал. В самом деле, без него, как говорится, «никуда». Но нельзя не замечать опаснейшей тенденции дальнейшей монополизации российской экономики, всё менее конкурентной и всё более коррумпированной. Делать вид, что нет ничего страшного в непрекращающемся оттоке капиталов за рубеж (не о мелком и среднем бизнесе речь!). Наконец, памятуя о том, что известные представители отечественной бизнес-элиты приобрели за последние годы на самых выгодных условиях (известные слова Владимира Путина) огромную собственность, но сорвали (безнаказанно!) выполнение многих инвестиционных и модернизационных проектов, предпринять действенные меры, исключающие возможность повторения подобных ситуаций в будущем.
В-четвёртых, отсутствует информация о перспективах для абсолютного большинства граждан быть допущенными к реальному участию в будущем акционировании, как одном из немногих, ещё оставшихся способов ослабить социальную напряжённость в обществе, преодолеть растущее отчуждение трудящихся страны от собственности и результатов труда.
В-пятых, серьёзно не обсуждается
возможность привлечения к
Практически единичный пример – прозвучавшее на днях предложение президента РЖД Якунина о допустимости вхождения Пенсионного фонда России в уставный капитал перевозчика, в том числе – «для решения проблем российской пенсионной системы» (NEWSru.com. Экономика, 4 августа 2011 года). А как поучаствовать ПФР и негосударственным пенсионным фондам в намеченной приватизации той же Роснефти и других привлекательных компаний? Разве это не один из наиболее актуальных и острых вопросов – эффективное и обоснованное использование пенсионных отчислений в интересах граждан, бизнеса и государства? Разве не известно, что деньги именно пенсионных фондов во всем мире считают одними из наиболее надёжных и выгодных?
Вывод очевиден. Стартует очередной этап приватизации, содействующий дальнейшей «смычке» власти и бизнеса, обеспечивающий политические и экономические интересы меньшинства в наибольшей степени, а выполнение социальных обязательств перед большинством – в минимально достаточном объёме.
Возникает, однако, вопрос: «Даже если мы сможем худо-бедно перекрывать бюджетный дефицит до 2017 года – как быть дальше?» Очевидно, что приватизационный план сделан аккурат под следующий президентский срок. Но что будем делать после президентских выборов 2018 года, вне зависимости от того, кто станет президентом страны? И дефицита бюджета не избежим – как бы нам ни хотелось обманываться. Что же, снова начнём «скрести по сусекам», собирая последние крупицы «добра», если оно к тому времени ещё кое-где сохранится и не сильно потеряет в цене?
Могут возразить: есть оптимистические расчёты, доказывающие, что российская экономика по всем показателям выйдет к этому времени на передовые рубежи в мире или, по крайней мере, окажется на нужной траектории, что уровень жизни граждан повысится и т.д., и т.п. Помнится, ещё в 80-е годы двадцатого века мы коммунизм должны были построить. Не получилось, однако… Оказалось, что у оптимистических расчётов есть оптимистические авторы, но нет оптимистических результатов.
Как известно, с начала
года авторитетное экспертное сообщество
при Правительстве РФ разрабатывает
новую концепцию «Стратегии-
Складывается впечатление, что классическая цель приватизации – содействие повышению экономической эффективности общественного производства – по-прежнему остаётся вне поля зрения отечественных идеологов, в том числе авторов очередного этапа разгосударствления. Игнорируя эту всем известную, давно и успешно апробированную ведущими экономиками мира истину, они ставят под сомнение рациональность формулируемых задач и обоснованность своих действий, даже одобренных президентом страны.
Интересы политики
и социальной сферы как
Разве не следует
обсуждать условия
Не говоря уже
о том, что развитие
Иными словами, обязательно принимать во внимание, какие инвестиционные предложения «по вертикалям и горизонталям» в различных сферах наилучшим образом стыкуются между собой и влияют друг на друга? Как все эти составляющие, в своей совокупности и взаимодействии, наилучшим образом обеспечивают выполнение программы приватизации в целом?
И, конечно, насколько заявленные цели и ожидаемые результаты приватизации будут способствовать решению задач, достижению целей и показателей Стратегии-2020? Если, конечно, данный проект не есть предвыборный пиар с конечным сроком действия – март 2012 года. Кстати, установление чётких связей и выработка конкретных критериев оценки очередного этапа приватизации с точки зрения достижения целей Стратегии 2020 позволило бы минимизировать опасность появления недобросовестных собственников, дальнейшие действия которых могут быть направлены на перепрофилирование и устранение конкурента. Таких примеров в истории российской приватизации достаточно.
Но если подобных комплексно-целевых
программ, находящихся во взаимно-причинном
соответствии (а не конъюнктурно-политической
или ведомственной зависимости)
Стратегия-2020 в стадии разработки. Её появление к декабрьским выборам в Госдуму – вот он, политический аспект, – логично и ожидаемо. Однако, как сказал один правительственный чиновник, даже если её примут в том или ином виде, не факт, что реализуют. А программа приватизации, по логике вещей призванная стать важным системным элементом Стратегии (ведь понятно, что не наоборот), уже начинает выполняться. Знакомая ситуация – телега впереди лошади. Отсюда и вполне вероятный результат…
Ещё один немаловажный вопрос – кому быть акционерами? Сегодня общее число российских акционеров составляет лишь доли процента от числа жителей страны, а число акционеров, реально влияющих на деятельность акционерных обществ, – многократно меньше. Практически отсутствует институт российских акционеров – как демократическая форма распыления капиталов, способствующая становлению цивилизованных рыночных отношений, финансовой прозрачности, снижению коррупционности, борьбе с монополизмом в экономике и развитию конкуренции, массовому участия граждан в капитале и доходах.
А ведь именно множество актов купли-продажи ценных бумаг, осуществляемых десятками миллионов граждан, в немалой степени оперативно обеспечивает выгодный и оперативный перелив капиталов, совокупное объективное воздействие на хозяйственную политику отдельных кампаний, национальных экономик и всей глобальной экономики.
Действующие в России законы об акционерных обществах совершенствуются, но, учитывая малочисленность российских акционеров, скорее, в интересах немногих. Хотелось бы надеяться, что ожидаемые новации в рамках новой редакции Гражданского кодекса РФ будут способствовать изменению ситуации к лучшему. Так или иначе, но время «псевдонародных» IPO должно уйти безвозвратно.
Уместно напомнить, что приватизация далеко не единственный способ привлечения зарубежных инвестиций в отечественную экономику. И даже у политики прямых иностранных инвестиций (по оценке ЮНКТАД, приток ПИИ в мире в 2010 году составил 1240 млрд долл., в т.ч. в Россию – 41,2 млрд, или 3,3% их общего объёма) появился конкурент. В последние годы возросло значение таких форм международных экономических связей, как подрядное промышленное и сельскохозяйственное производство, аутсорсинг услуг, франшизинг, лицензирование, управленческие контракты и другие формы договорных взаимоотношений. Пользуясь ими, ТНК координируют деятельность в рамках своих глобальных производственно-сбытовых цепочек и оказывают влияние на управление компаниями принимающих стран, не участвуя в их капитале (выделено ВТ, Независимая газета, 5 августа 2011 года).10
Преимущество неакционерных форм организации международного производства заключается в том, что они представляют собой своего рода среднее звено, соединяющее ПИИ с внешней торговлей и позволяющее ТНК принимать промежуточные решения дилеммы «производить или закупать». Они успешно играют роль гибких механизмов взаимодействия с местными компаниями и превращаются в имманентные стимулы для последующего инвестирования в поддержание жизнеспособности своих партнёров, в том числе путём передачи знаний, технологий и ноу-хау.