Перспективы изменения места и роли России в системе мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы состоит в том, чтобы понять какое же все-таки место занимает Россия в системе мирового хозяйства. Для этого мне предстоит рассмотреть достаточно много задач. Во-первых, понять, что представляет из себя мировое хозяйство. Во-вторых, рассмотреть и проанализировать современное положение России в мире. В-третьих, составить прогноз, который покажет какое место, Россия будет занимать в мировой экономике в будущем.

Содержание работы

Введение
Основные черты и особенности мирового хозяйства
1.1.Мировое хозяйство и международное разделение труда
1.2.Основные элементы международных экономических отношений
2.Российская Федерация в современных мирохозяйственных связях
2.1.Открытость экономики. Товарная структура импорта и экспорта
2.2.РФ в движении капитала. Роль иностранных инвестиций
2.3.Внешняя задолженность РФ
3.Перспективы изменения места и роли России в системе мирового хозяйства
3.1.Основные приобретения и проблемы на пути вступления России в ВТО
3.2. Прогноз места РФ в мировой экономике к 2020 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 8 - Структура государственного внешнего долга по состоянию

                     на  1 января 2010 года

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Сумма, млн. ЕВРО

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба

999,8

696,9

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

1 820,4

1 268,9

Задолженность бывшим странам СЭВ

1 300,1

906,2

Коммерческая задолженность бывшего СССР

830,5

578,9

Задолженность перед международными финансовыми организациями

3 793,9

2 644,6

Задолженность по еврооблигационным займам

26 239,6

18 290,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1 775,3

1 237,5

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

881,4

614,4

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37 641,0

26 237,9

 

Россия в годы реформ неуклонно сокращала свой внешний долг, но одновременно убывали и ее зарубежные активы, другими словами, требования по предоставленным кредитам и другим вложениям капитала. Сократились и поступления в страну платежей по обслуживанию долгов других стран перед Россией. Баланс по обслуживанию российской задолженности и задолженности других стран складывается не в нашу пользу с пассивом в 16,5 млрд. долл. в 2003 году.

Внешние заимствования в течение 90-х годов закрывали прорехи в государственном бюджете, а также шли на обслуживание внешнего долга. К ним прибегли в 1998 году как к спасательному кругу в попытке предотвратить крах валюты и банковской системы. Кредит МВФ в 4,5 млрд. долл. был мгновенно истрачен, но обвал курса рубля это не предотвратило.[2]

Россия не имела четкой стратегии в вопросах получения новых и урегулирования старых долгов. Как во времена горбачевской перестройки, так и в последующем, с началом радикальных рыночных реформ, настоятельная потребность в иностранных кредитах возникала тогда, когда состояние внутреннего рынка и государственного бюджета становилось критическим и казна срочно нуждалась в деньгах. Тут уж было не до размышлений о том, как лучше потратить привлеченные извне средства. Некогда было вспоминать и о том, что долг платежом красен.

Соображения рациональности и стратегической выгоды также игнорировались при принятии на себя обязательств по долгам бывшего СССР. Имеющийся большой мировой опыт реструктуризации, выкупа, конверсии задолженности в собственность и т.п. не использовался должным образом. Поэтому ныне многие эксперты пишут об упущенных возможностях частичного списания советского долга. Польше, например, Запад списал половину ее внешнего долга. Видимо, новое и малоопытное в этих делах руководство страны еще находилось в то время во власти «комплекса великой державы», которой унизительно просить о поблажках. Нестоль весомы оказались и переданные России долговые требования и другие зарубежные активы бывшего СССР.[2]

Постоянная нехватка денег побуждала российское правительство соглашаться на условия кредитования, которые обязывали заемщика закупать на полученные деньги товары у страны-кредитора. Эти так называемые связанные кредиты создавали дополнительный рынок сбыта и обеспечивали рабочие места для иностранных предприятий, но лишали таких возможностей собственных производителей. А многие из них были в состоянии выпускать сравнимую продукцию по более выгодным ценам. Кроме того, связанные кредиты лишали покупателя преимуществ выбора среди конкурентов наиболее выгодного поставщика, что заставляло соглашаться на заведомо завышенные цены и другие невыгодные условия контракта.

По линии правительства Россия досрочно сократила свою задолженность, но другие региональные структуры, коммерческие банки и предприятия активно заимствуют деньги за рубежом. Это иллюстрирует таблица 9.[2]

Таблица 9 – Структура валовой внешней задолженности России,

                      млрд. долл

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Вся валовая внешняя задолженность РФ

186,1

180,0

162,8

150,8

153,2

182,0

214,5

258,5

Субъекты РФ

В том числе:

    кредиты

    еврооблигации

2,3

 

0,9

U

2,0

 

0,9

1,1

1,2

 

0,6

0,6

1,0

 

0,8

0,2

1,1

 

0,9

0,2

1,2

 

1,0

0,2

1,6

 

1,1

0,0

1,2

 

0,9

0,0

Банковская система (без участия в капитале)

В том числе:

    кредиты

    текущие счета и депозиты

    долговые цепные бумаги

    прочая задолженность

10,3

 

 

8,2

 

 

3,3

3,6

0,3

0,1

9,3

 

 

2,9

4,4

0,8

13

13,6

 

 

5,1

5,7

1,5

1.3

14,2

 

 

6,1

6,2

1,8

1,1

24,8

 

 

15,3

10,0

1,2

0,9

32,5

 

 

19,8

9,7

1,8

1,1

50,2

 

 

34,5

12,4

1,8

1,2

Нефинансовые предприятия (без участия в капитале):

В том числе долговые обязательства перед

прямыми инвесторами

19,8

 

21,1

 

3,8

21,7

 

5,4

24,0

 

6,6

33,8

 

7,6

50.3

 

8,4

76,4

 

11,5

126,0

Задолженность по финансовому лизингу

1,5

1,5

1,3

1,3

1,3

1,2

1,3

Прочие кредиты

15,7

14,8

16,0

24,6

40,6

58,5

99,0

Федеральные органы управления

149,8

145,7

127,8

112,2

96,7

97,8

95,7

70,2

 

Из приведенных в таблице данных видно, что в период с 1999 по 2006 год государственный внешний долг уменьшился вдвое. Однако валовая внешняя задолженность страны, включающая обязательства не только государственных органов, но и частных структур, возросла до 258,5 млрд. долл. Обращает на себя внимание скачкообразное увеличение в 2005 году по сравнению с 2004 годом зарубежных заимствований банков и предприятий. Они выросли со 108,9 млрд. до 176,2 млрд. долл. Это почти равно годовому объему экспорта, что вызывает известную тревогу в отношении своевременного выполнения обязательств.[2]

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Перспективы изменения места и роли России в системе мирового хозяйства

 

3.1.Основные приобретения и проблемы на пути вступления России в ВТО

 

Россия,  имея  в  ВТО  статус  наблюдателя,  стремится  стать  полноправным членом  этой  организации. Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. "Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО".

Из  членства  в ВТО можно  извлечь  ряд  преимуществ.[1]

Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.

В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.[1]

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

Присоединение России ко Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации.[1]

По мнению премьер-министра Владимира Путина, в последние годы процесс присоединения к ВТО стал фактором сдерживания интеграционных процессов. Действительно, экономическое развитие страны в современных условиях напрямую зависит от степени ее вовлеченности в международный товарообмен. Решение о необходимости вступления России в ВТО было принято давно, при этом условия вступления до сих пор остаются не согласованными. По последним данным, Россия будет вступать в ВТО в рамках Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, а не в одиночку. Кроме того, спорным является вопрос о преобладании положительных или отрицательных последствий, вызванных  присоединением к ВТО.

Процесс либерализации торговли, несомненно, является сложным и противоречивым.[11]

Информация о работе Перспективы изменения места и роли России в системе мирового хозяйства