Перспективы изменения места и роли России в системе мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы состоит в том, чтобы понять какое же все-таки место занимает Россия в системе мирового хозяйства. Для этого мне предстоит рассмотреть достаточно много задач. Во-первых, понять, что представляет из себя мировое хозяйство. Во-вторых, рассмотреть и проанализировать современное положение России в мире. В-третьих, составить прогноз, который покажет какое место, Россия будет занимать в мировой экономике в будущем.

Содержание работы

Введение
Основные черты и особенности мирового хозяйства
1.1.Мировое хозяйство и международное разделение труда
1.2.Основные элементы международных экономических отношений
2.Российская Федерация в современных мирохозяйственных связях
2.1.Открытость экономики. Товарная структура импорта и экспорта
2.2.РФ в движении капитала. Роль иностранных инвестиций
2.3.Внешняя задолженность РФ
3.Перспективы изменения места и роли России в системе мирового хозяйства
3.1.Основные приобретения и проблемы на пути вступления России в ВТО
3.2. Прогноз места РФ в мировой экономике к 2020 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)
y">С учетом того, что территория России объединяет региональные образования, различные по уровням развития, ресурсным возможностям и производственной специализации, дать однозначный ответ на вопрос о преобладании положительных или отрицательных последствий, для страны в целом, практически невозможно. При анализе влияния, которое окажет на экономику регионов интеграция России в мировое экономическое пространство, базовым является отраслевой аспект.

В связи со снижением тарифов, в выигрышном положении окажется экономика регионов, специализирующихся на экспорте с низкой долей импортозамещающих отраслей. Основу их экономики, в большинстве своем, составляют металлургические предприятия, предприятия топливного комплекса, лесная и бумажная промышленность.[11]

При этом на сегодняшний день необходимо обратить особое внимание на регионы, которые рискуют в большей степени пострадать от процесса либерализации торговли. Поскольку при вступлении в ВТО на внутрирегиональном рынке возникнет конкуренция между товарами местного производства импортозамещающих отраслей и соответствующими им импортируемыми товарами, наиболее уязвимой окажется экономика регионов с высокой концентрацией импортозамещающих отраслей. Например, это регионы, основу экономики которых составляет: пищевая промышленность — Краснодарский Край, Воронежская область, легкая промышленность — Ивановская, Костромская, Курская, Московская, Тульская и Владимирская области;  машиностроение: Самарская область — производство автомобилей; Волгоградская область — производство тракторов и поставка шин в другие регионы; химическая промышленность — Пермская область.

Сложнее всего спрогнозировать влияние на регионы, в экономике которых наряду с экспортно-ориентированными отраслями присутствуют и импортозамещающие, поскольку процессы влияния на экономику могут взаимно компенсироваться. Большая часть таких регионов относится к  числу старопромышленных, базовыми секторами в которых традиционно являются промышленное производство, пищевая промышленность и сельское хозяйство.

Таким образом, либерализация торговли окажет индивидуальное влияние на каждый регион, насколько благоприятным оно окажется, станет ясно значительно позже. Таможенный союз, как промежуточное звено, будет своеобразным буфером, который позволит производителям перестроиться, при менее мощной конкуренции, и дальнейшие шаги по интеграции  станут не так болезненны.[11]

 

3.2. Прогноз места РФ в мировой экономике к 2020 году

 

Цивилизованная  рыночная  экономика,  базирующаяся  на разнообразии  форм  собственности  и  предпринимательской деятельности,  на  открытой  и  честной  конкуренции  и  надежной правовой  основе, —  главное  и  непременное  условие  будущего процветания  России.  Рыночный  механизм  с  конкуренцией —  это механизм  творчества  миллионов,  механизм  самоорганизации  и постоянного  совершенствования.  Одновременно  это  и  реальный механизм научно-технического прогресса.

Неизбежно  формирование  в  России  широкого  круга  грамотных  и  профессионально  подготовленных  предпринимателей  и менеджеров,  способных  к  крупным  инвестициям  в  экономику страны.  По  данным  Института  социологического  анализа, 80% активных  россиян  уже  сегодня  рассчитывают  на  себя  и  свои силы,  что  вселяет  оптимизм. Необходимо,  чтобы  Россия  стала привлекательной  и  для  западных  инвесторов,  что  будет  способствовать  активизации  инновационной  деятельности,  обновлению  основного  капитала,  модернизации  производственного  аппарата,  вовлечению  в  производство  огромных  незагруженных мощностей  на  обновленной  основе.  Важно  при  этом,  чтобы государство  всемерно  содействовало  инвестиционному  и  инновационному  прогрессу  не  только  прямыми  государственными инвестициями  и  затратами  на  НИОКР,  но  и  экономическими мерами  регулирования,  включая налоговые  льготы,  спецсубсидии, амортизационную и промышленную политику.

Все  сказанное  дает  основание  для  составления  прогнозов российской  экономики.  У  экономики  свои  законы,  и  политические игры и противостояния не могут их отменить. Конечно, государство  способно  ускорить  или  замедлить  экономический рост  или  падение  производства, но  рост  или  падение  производства  в  рыночной  экономике  обычно  определяются  законами ее  циклического  развития.  Тем  не  менее  общество  устало  от нерешительности  и  неопределенности  властей  в  области  экономической  политики,  чему  немало  способствует  замедление  и застой  в  реформах,  отсутствие  промышленной  и  структурной политики.

В  этой  ситуации,  возможны  два  варианта государственной  экономической  политики  на  перспективу  до 2020  года:  а)  частичный  возврат  к  авторитарным  методам  прямого государственного  воздействия  на  развитие  экономики  с  использованием  рыночных  механизмов,  экономических  рычагов и  стимулов  на  базе  уже  созданных  элементов  рыночной  ин- фраструктуры;  б)  более  решительное  и  властное  продолжение ранее  начатых  рыночных  реформ  с  признанием  допущенных ошибок,  их  исправлением  и  корректировкой  рыночного  курса, дальнейшим  сотрудничеством  с  передовыми  странами  Запада, упором  на  ценности  правового  государства  и  гражданского общества. И  тот  и  другой  вариант  исходит  из  необходимости  отхода от  сегодняшней  остаточной  рыхлости  в  экономической  политике  и  предусматривает  рост  российской  экономики.  Ресурсы для  этого  в  стране  есть.[4]

Сегодня в стране широко обсуждается вопрос об удвоении объ­ема ВВП в течение ближайших 10 лет, т.е. о достижении среднего­довых темпов прироста этого макроэкономического показателя на уровне 7,2%. Возможно ли такое? Если вновь вернуться к жестким мобилизационным мерам по искусственному стимулированию экономического роста с помощью «административного ресурса», то возможно. Но этот рост будет показной, без инноваций и не­избежно с затухающими темпами, как уже было. Куда важнее обеспечить ускорение экономического роста за счет расширения и углубления экономических реформ, совершенствования работы рыночных институтов, создать благоприятный деловой (в том чис­ле инвестиционный и инновационный) климат, способствующий развитию частного предпринимательства, обстановки доверия к властным структурам и рыночным институтам. Это требует со­временной законодательной базы и введения экономического роста в рамки правового государства и гражданского общества, осуществления давно назревшей административной реформы в  целях  оздоровления  всего  общества,  пресечения  деятельности  чиновников-бюрократов,  вмешивающихся  в  естественный  процесс  конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах. В  перспективе  до 2020  года  в  России  можно  ожидать  нормального  и  качественно  улучшающегося  роста  ВВП, особенно промышленного  производства.  При  этом  среднегодовой  темп роста  ВВП  до 2020  года  составит  предположительно  не  менее 6%, промышленного  производства — 4%.  Опережающие  темпы  роста промышленности  характерны  для  стран,  находящихся  на  индустриальной  стадии  развития,  отстающие  темпы (по  сравнению  с  ростом  ВВП) —  для  стран  с  постиндустриальной  экономикой.  Помимо  роста  капвложений  со  временем  должны  заработать  такие  факторы,  как ускорение  научно-технического прогресса,  широкомасштабная  предпринимательская  инициатива,  форсированный  экспорт  готовых  изделий,  прежде  всего продукции машиностроения.

В наши дни новый российский президент располагает уникальной возможностью использовать благоприятную экономическую и по­литическую конъюнктуру, сложившуюся в 2000—2008 годах, в том числе и благодаря усилиям своего предшественника. Он имеет высокий рейтинг, с ним в обществе связывают надежды на коренное обновле­ние и улучшение жизни населения, на экономическое процветание и ускорение НТП. Уровень социальной и политической конфликтности сейчас в обществе низок, а уровень ожиданий, наоборот, высок.

Впервые после периода 90-х годов у руководителя государства отсутствует организованная и влиятельная оппозиция. «Эпоха Ель­цина», отличавшаяся жестким противостоянием исполнительной и законодательной власти, а также системой сдержек и противовесов в средневековом исполнении, похоже, закончилось. Антипрези­дентские силы деморализованы и рассеяны, хотя не исключено, что левая оппозиция сохраняет готовность перехода в наступление при совершении серьезных ошибок в политике президента. Главное сегодня — обеспечение качественного и стабильного экономического роста.[4]

На основании прогноза по главным западноевропейским стра­нам можно сделать ориентировочные оценки темпов роста ВВП и промышленного производства по всему региону Западной Европы.

По оценкам спецмалистов, среднегодовой прирост ВВП Западной Евро­пы до 2020 года составит 2,5%, промышленного производства — 1,7%.

На базе приведенных допущений и предпосылок, а также имеющихся соотношений ВВП и объемов промышленного про­изводства всех сравниваемых стран, можно рассчитать вероятные примерные соотношения сравниваемых стран по этим показате­лям в 2020 году. Базовые соотношения по ВВП и промышленному производству за 2005 году взяты, из оценок, произведенных по паритетам реальной покупательской способ­ности валют по расчетам ООН и ИМЭМО РАН. Соответствующий прогноз приведен в таблице 10[4]

Таблица 10 - Прогноз соотношения ВВП и промышленного производства в

                        России, США, Германии, Франции, Великобритании и Запод-

                ной Европе на 2020 г., %        

 

Соотношение показателей

ВВП

ВВП

Промышленное

производства

 

2005 г.

2020 г.

2005 г.

2020 г.

России и США

3,7

21,7

20,9

27,9

РосРоссии и России и Германии

67,5

110,1

77,9

107,3

России и Франции

91,1

150,8

135,5

204,0

России и  Великобритании

 

89,3

145,6

109,0

161,7

РоссРоссии  России и  Западной Европы

Европы

13,1

23,3

                                                        

Если сопоставить эти оценки с уровнем, который имелся в России в 1913 году, то можно сделать вывод, что к 2020 году Россия не достигнет соотношений за 1913 год по ВВП с США и Францией, но зато достиг­нет этого соотношения с Германией и превзойдет Великобританию. Отставание от США особенно значительно и таковым сохранится. Соотношения России с главными странами Запада по промышлен­ному производству в 2020 году будут лучше, чем в 1913 году.[4]

В 2005 году доля России в мировом ВВП составляла всего лишь 2,6% (в 1913 году — 6,2%), соотношение ВВП России к ВВП всего за­падноевропейского региона — около 12% (в 1913 г. — 18%). В 2020 году доля России в мировом ВВП предположительно составит более 3%, а соотношение ВВП России и всей Западной Европы — примерно 23%. Доля России в мировом ВВП в 2020 году будет как минимум вдвое меньше, чем в 1913 году. Будет также меньше доля страны и в мировом промышленном производстве. По оценке ИМЭМО РАН, доля Рос­сии в мировом промышленном производстве в 1913 году была равна 8,9%, в 2000 году — 4,4%, в 2020 году она вряд ли намного превысит 5% (что заметно меньше, чем в 1913 году).

Таким образом, за более чем 100-летний период не следует ожи­дать повышения доли российской экономики в мировой экономике, улучшения соотношения ее важнейших макроэкономических показателей по сравнению с уровнем США.

Другой аспект прогноза — перспективы включения России в интеграционные процессы, происходящие в Западной Европе, ее участия в едином общеевропейском экономическом пространстве, в образовании так называемой Большой Европы — от Ирландии до Камчатки (с запада на восток) и от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей (с севера на юг).

Представляется, что в России по мере экономического прогресса, укрепления демократии и ценностей цивилизации процесс вхожде­ния страны в единое общеевропейское пространство должен стать естественным и взаимовыгодным.[4]

Россия — неотъемлемая часть Европы, вобравшая корни древ­неримской и византийской цивилизаций. Но в то же время Россия и Евразия. Однако ее сырьевой и производственный потенциал, рыночные возможности должны эффективно использоваться в ин­тересах всей Европы. Процесс вхождения России в Большую Европу, точнее, процесс образования Большой Европы, будет сложным и долгим. Потребуется адаптация российского законодательства к западноевропейскому, принятие Россией норм и стандартов, став­ших правилом в цивилизованном мире. Но все это разрешимо при наличии политической воли с обеих сторон и твердо проводимой политики в направлении экономической интеграции Востока и Запада.

Сложнее  обстоит  дело  со  вступлением  России  в  ЕС,  куда так устремились страны Восточной Европы и Балтии. Но  тем  не  менее  все  идет  к  тому,  что  лет  через 30—40 она  будет  готова  к  вступлению  в  ЕС. Не  исключено,  что  именно  ЕС  пригласит  Россию  стать  его полноправным  членом.

Конечно, вступление России в ЕС внесет какие-то изменения в эту организацию, да и форма вступления может быть не традици­онной, а с особым статусом. Главное — тесное, взаимовыгодное и равноправное партнерство с ЕС в рамках единой Большой Европы.[4]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В России  есть  все  условия  для  экономического  роста,  экономического  и  социального  процветания.  Это,  прежде  всего, огромные  людские,  технологические,  производственные  и  природные  ресурсы:  предприимчивые  и  образованные  люди  нового  поколения,  научно-технический  потенциал  в  виде  большой  армии  ученых,  многочисленных  НИИ  и  КБ,  внушительного  военно-промышленного  комплекса,  имеющегося  станочного  парка  и  т.  д.  К  этому  следует  добавить  финансовые ресурсы  и  ресурсы  появившейся  при  президенте  В.  Путине политической воли к возрождению России.

Процесс внедрения России в систему мирового хозяйства весьма далек от завершения. Успешное решение этой проблемы для России будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.

При выработке верной стратегии, необходимой для успешной интеграции, обязательно использование ряда положительных факторов, таких как развитая научно-техническая база и высокий кадровый потенциал, обеспеченность сырьём и ресурсами, высокий "индекс человеческого развития"

Перспективы экономического развития Росси в ре­шающей мере будут определяться курсом экономических реформ и модернизации ее производственного аппарата. Огромную роль будут играть и необходимые социально-политические преобразования в российском обществе, а также позитивные изменения в самосозна­нии и национальном менталитете.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник / Е.Ф Авдокушин. — М.: Юристъ, 1999. — 368 с.

2.Богомолов, О.Т. Мировая экономика в век глобализации: Учебник / О.Т. Богомолов. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 359 с.

Информация о работе Перспективы изменения места и роли России в системе мирового хозяйства