Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение как практических, так и теоретических аспектов проведения экономического анализа предприятия.
Задачами данной работы являются:
- изучение специфической терминологии,
-получение практических навыков анализа экономических показателей, характеризующих эффективность работы предприятия;
- изучение различных источников информации (в том числе нормативных документов и интернет ресурсов).
Экономика предприятия является важнейшей частью экономики страны. Данную дисциплину необходимо изучать для того, что бы грамотно распоряжаться имеющимися на предприятии ресурсами. Главной задачей экономики предприятия состоит в том, что бы получить максимальную прибыль при минимально возможном расходовании ресурсов.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение как практических, так и теоретических аспектов проведения экономического анализа предприятия.
Задачами данной работы являются:
- изучение специфической терминологии,
-получение практических навыков анализа экономических показателей, характеризующих эффективность работы предприятия;
- изучение различных источников информации (в том числе нормативных документов и интернет ресурсов).
Данная курсовая работа состоит из двух частей: практической и теоретической.
В теоретической
части будут рассмотрены
- Понятие доходов предприятия, их виды, источники формирования
- Формирование
ценовой стратегии предприятия.
- Пути оптимизации доходов предприятия. В данном подразделе рассматривается структура прибыли предприятия и методы оптимизации доходов.
В рыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег. Доход – есть денежная оценка результатов деятельности фирмы в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие в экономической жизни общества. Сам факт его получения есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.
Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула массового повседневного предпринимательства.
Получение фирмой дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.
Соответственно видам издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доход.
Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество:
Q * P = TR , где TR – total revenue – общий доход.
В условиях чистой (совершенной) конкуренции фирма продает продукцию по постоянной цене. Следовательно, ее доход будет находиться в прямой пропорциональной зависимости от количества проданной продукции. Поэтому кривая общего дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии (см. рис.1).
Рис.1. Общий доход фирмы в
условиях совершенной конкуренции.
Средний доход(AR)- это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.
Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле: AR= TR/Q
При постоянной цене средний доход AR равен цене реализации, что очевидно из приведенной формулы:
AR = TR/Q = P*Q/Q = P
Поэтому цена и доход в западной экономической теории выступают как одно и то же явление, которое лишь рассматривается с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить за определенный период только в том случае, если изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию (или если фирма ориентируется на производство ряда моделей, изделий и т.д.).
В условиях совершенной конкуренции (когда цена считается величиной постоянной) кривая среднего дохода имеет вид прямой линии, параллельной оси абсцисс (см. рис.2.).
Рис.2. Средний доход фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.
Предельный доход (MR) позволяет
оценить возможность
Предельный доход определяется
как разность валового дохода от продажи
n+1 единиц товара и валового дохода от
продажи n товаров: MR=TRn+1-TRn.
Рис.3. Предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Доходы фирмы на практике состоят из 2-х частей:
1. из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги, оплаченные покупателем или заказчиком:
2. из внереализованных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат:
Разработка ценовой политики и стратегии предприятия осуществляется в три этапа:
• сбор исходной информации (оценка затрат, уточнение финансовых целей предприятия, определение потенциальных покупателей и конкурентов);
• стратегический анализ (финансовый, сегментный анализ рынка, анализ конкуренции и потребителей, оценка влияния государственного регулирования);
• формирование окончательной стратегии.
Сбор исходной информации
Невнимание к тому или иному типу данных обычно порождает ошибки в разработке ценовой стратегии и ведет в итоге к прямым потерям прибыли или ее получению в меньших объемах но сравнению с возможным уровнем.
1. Оценка затрат. Основное
внимание уделено поиску
-Какие из затрат (включая стадии производства, обслуживания покупателей и технического сервиса) при изменении объемов продаж реально будут приростными, а не средними?
-При каком изменении
объемов производства могут
-Какие из постоянных
затрат по отношению к
2. Уточнение финансовых целей. В ходе этой работы необходимо получить ответы на следующие вопросы:
-Какой минимальный уровень
-Ориентирована ли сейчас фирма на получение наивысшего уровня прибыльности, на максимизацию общего объема прибыли или на получение прибыли как можно скорее для погашения задолженностей по ранее привлеченным заемным средствам?
3. Определение потенциальных
-Какова экономическая ценность данного товара или услуги для покупателей?
-Какие факторы, кроме
экономической ценности товара,
могут повлиять на
-Каким образом, воспринимая
ценность и неценностные
-Можно ли методами маркетинга
и позиционирования товара
4. Уточнение маркетинговой
-Должны ли цены решать задачу обеспечения проникновения па новый для фирмы рынок?
-Должны ли цены
-Должны ли цены
5. Определение потенциальных
-Каковы справочные (прейскурантные) цены существующих конкурентов и насколько они отличаются от цен реальных сделок?
-Можно ли на основе имеющейся
информации о фирмах-
-В чем состоят преимущества и слабости конкурентов по сравнению с нашей фирмой: они имеют большую (меньшую) величину удельного выигрыша в цене; они имеют лучшую (худшую) репутацию у покупателей; они имеют более (менее) совершенные товары; они имеют больший (меньший) ассортимент?
Основные типовые стратегии
ценообразования можно
• стратегия высоких цен;
• стратегия средних цен;
• стратегия низких цен.
Стратегию высоких цен называют иногда «премиальным ценообразованием» или стратегией «снятия сливок», в этом случае устанавливается цена несколько выше, чем у конкурентов.
Данная стратегия может быть выбрана, если есть сегмент рынка, в котором покупатели готовы платить за особые свойства данной продукции более высокую цену. Это может быть принципиально новый или запатентованный товар, товар повышенного спроса, неэластичного спроса.
Стратегию можно применять, если фирма известна и имеет имидж высокого качества или проводит массированную рекламную компанию по запуску нового продукта. А возможно, фирма не располагает необходимыми оборотными средствами для широкого запуска нового товара, и продажа по высокой цене позволит их получить.
При этом следует предварительно оценить:
• будет ли прирост объема прибыли за счет повышенной цены (при уменьшенном объеме продаж) по сравнению с прибылью, получаемой от реализации большего объема но более низким ценам;
• позволит ли продажа продукции по высоким ценам создать предприятию рекламу производства высококачественной продукции;
• возможно ли за счет сокращения объемов продаж продукции (а соответственно и производства) освободиться отчасти используемого оборудования, а также сократить объем запасов и оборотного капитала в целях повышения рентабельности продукции.
При захвате некоторого сегмента рынка фирма должна обладать средствами для его защиты. Таковыми могут служить: патенты, владение лучшим каналом сбыта, доступ к ограниченным ресурсам, репутация фирмы, репутация товара.
Иногда применить данную стратегию можно лишь единожды. Пример — товары разового потребления (билет на концерт зарубежной эстрадной звезды).
Иногда данная стратегия выглядит
как кратковременное
Разновидностью премиального ценообразования является стратегия ступенчатых премий (скользящей падающей цены или стратегия «исчерпания»). После насыщения первоначально выбранного сегмента фирма может добиваться расширения рынка сбыта за счет установления цен с дискретно снижающейся величиной премиальной надбавки.
При выборе стратегии средних цен фирма устанавливает цену на уровне конкурентов (нейтральное ценообразование, стратегия средних цен или «справедливое ценообразование»)
Информация о работе Понятие дохода. Общий, средний и предельный доход