Понятие и типы экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке теоретико-методологических основ анализа условий, факторов и направлений экономического роста с обоснованием системы мер государственного воздействия на «точки» экономического роста, с которыми сталкиваются практически все страны, так и специфических форм их проявления в Беларуси.

Содержание работы

СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1.1 Эволюция теории экономического роста и его модели
1.2 Понятие экономического роста и его основные показатели
ФАКТОРЫ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2.1 Факторы и основные типы экономического роста
2.2 Государственное регулирование экономического роста
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы экономического роста в Республике Беларусь
3.2 Пути ускорения экономического развития Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЭТ.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

В экономически развитых странах большая часть роста ВВП достигается посредством применения научно-технических достижений, т. е. использования интенсивных факторов развития. Именно интенсивный экономический рост позволяет преодолевать проблему ограниченности ресурсов [5, с. 181].

Ресурсы общества, в том числе и трудовые, - небезграничны. Поэтому предпочтительнее интенсивный тип экономического роста. В этом случае перед обществом открывается возможность одновременно решать многообразные задачи – обеспечивать рост благосостояния членов общества, создавать материальную основу будущего развития производства, больше средств вкладывать в развитие науки и культуры, охрану окружающей среды, поддерживать на должном уровне обороноспособность страны. В этом состоят преимущества интенсивного типа экономического роста [6, с. 204].

В зависимости от тех или иных направлений экономии производственных ресурсов различают несколько видов интенсификации: трудосберегающая, капиталосберегающая и всесторонняя.

Трудосберегающий вид интенсификации предполагает, что новая техника вытесняет из производства рабочую силу. В этом случае темпы роста выпуска продукции опережают темпы изменения численности работников. Иначе говоря, весь прирост производства достигается частично или полностью за счёт повышения производительности труда.

Такой вид интенсификации наиболее характерен для начальных периодов развития машинного производства – индустриализации народного хозяйства. Технический прогресс а, следовательно, вытеснение рабочей силы из производства происходит быстрее всего в I подразделении (производстве средств производства) и медленнее – во II подразделении (производство предметов потребления). Очевидно, что в этом случае производство набирает темпы главным образом за счёт средств производства, особенно тех, которые выпускаются ради самого производства. Не случайно данному виду экономического роста свойственно острое противоречие: между ускоренным ростом производства ради производства и всё большим отставанием от него производства предметов потребления. Такое противоречие неблагоприятно сказывается н жизненном уровне населения.

Капиталосберегающий вид интенсификации предполагает, что благодаря применению более эффективных машин и оборудования, сырья и материалов достигается экономное расходование средств производства. В таком случае техническое строение капитала снижается или, по крайней мере, замедляется его увеличение. Эти процессы в наибольшей мере стали проявляться на начальном этапе НТР (научно-технической революции), когда широко осваивались высокопроизводительное автоматическое оборудование, удешевлявшее продукцию, а также достижение химии полимеров и другие высокоэффективные вещественные факторы производства.

Наконец, всестороння интенсификация – это такой тип экономического роста, при котором используются все указанные формы ресурсосбережения.  Тогда экономятся и трудовые, и вещественные условия производства.    Данный вид экономического роста практически внедряется в условиях современного этапа НТР и новейшей технологической революции.

Всесторонняя интенсификация ведёт к качественному обновлению всего   

процесса расширенного воспроизводства [ 5, с.180].

Новое качество экономического развития выражается прежде всего в возрастающей экономичности производства национального дохода: уменьшаются затраты труда и средств производства в расчёте на единицу национального дохода. Существенно улучшается всё хозяйственное развитие, неуклонно повышается научно-технический уровень и качество продукции. Это является прямым следствием перехода к более технологическому способу производства.

Улучшение расширенного воспроизводства достигается, когда в составе национального дохода возрастает доля продуктов потребления по сравнению со средствами производства, идущими для накопления. В результате повышается уровень и качество жизни населения, растёт социальная эффективность хозяйственного развития.

При новом качестве экономического развития существенно меняются пропорции воспроизводственного процесса. Относительно медленнее растёт производство средств производства и, наоборот, возникает тенденция к ускорению производства предметов потребления.

Таким образом, экономический рост определяется рядом факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы, экстенсивные и интенсивные. И в зависимости от того, за счёт какого фактора осуществляется экономический рост, выделяют 2 типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный тип носит застойный характер, фактически нет технологического прогресса, изнашиваются  производственные фонды.

Интенсивный тип экономического роста осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи. Результатом является не только увеличение объема продукции, но и повышение ее качества (качественные изменения). С развитием и освоением достижений НТП интенсивные факторы роста становятся преобладающими.[7, с. 138-139].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственное регулирование  экономического роста.

Одной из наиболее дискуссионных проблем экономического роста является вопрос о том, должно ли государство играть ведущую роль в развитии. Существует большое разнообразие конкретных моделей и примеров, начиная с почти полного отсутствия государственного вмешательства в экономику и заканчивая интенсивным вмешательством правительства. Однако существует полное согласие в том, что в функции государства должно входить поддержание стабильных правовых и макроэкономических условий, в которых только и может развиваться экономическая активность [17, c. 105-106].

Макроэкономическая политика государства кроме основных направлений должна включать меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы последнего. Его обобщающие показатели — ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления, возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Устойчивому состоянию экономического роста соответствует определенное значение нормы сбережений, которое обеспечивает максимум потребления на одного работника и таким образом максимизирует экономическое благосостояние. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций.

Достичь увеличения национальной нормы сбережений государственная политика может двумя путями: непосредственно — через увеличение государственных сбережений и косвенно — через создание стимулов для увеличения частных сбережений. Государственные сбережения — это разница между государственными доходами и расходами. В условиях бюджетного дефицита происходит вытеснение инвестиций, уменьшение запаса основного капитала [2, 324-326].

Между экономическим ростом и государственным дефицитом существует негативная связь [16, с. 144].

Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если процентная ставка выше темпа роста, или, иначе говоря, не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени префициты бюджета [16, с.145].

Еще одним направлением государственной политики содействия экономическому росту является стимулирование технического прогресса путем поощрения научных исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию изобретателю; проведение налоговой политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также перевод ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде.

При проведении той или иной государственной политики различают предложения кейнсианцев и неоклассиков. Кейнсианцы делают упор на несоответствие между совокупными расходами и приростом ВНП. По их мнению, для привлечения дополнительных капиталовложений необходимо проводить политику, направленную на ограничение правительственных расходов и потребления, а также снижать ставку процента, стимулируя капиталовложения. Неоклассики в своих предложениях опираются на повышение уровня производства, снижение налогов, стимулирующие сбережения и капиталовложения [2, 324-326].

Политику экономического роста разделяют на поддерживающую и активную. Первая необходима в том случае, если налицо факторы долгосрочного экономического роста, такие, как долгосрочный рост частных инвестиций, и им требуется просто защита со стороны государства (минимизация издержек государственного вмешательства).

Необходимость второй возникает при определенных провалах рынка, неспособного обеспечить долгосрочный экономический рост [16, с. 138].

Логично рассмотреть, как фискальная политика, включающая налоговую политику, политику расходов и общую бюджетную политику, воздействует на факторы роста. Рассмотрение таких эффектов неявно предполагает, что фискальная политика оказывает влияние на рост выпуска в долгосрочном периоде [16, с. 141-142].

Политика налогов. Налоги не являются нейтральными. Искажение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения. Степень влияния на экономический рост налоговой политики зависит от существующих производственных технологий.

В целом, чем легче налоговое бремя на производство человеческого капитала по сравнению с другими секторами, с интенсивным использованием человеческого капитала, тем меньше отрицательный эффект на рост от налогообложения физического капитала.

Следует отметить, что большое значение имеет структура налогообложения. При одном и том же уровне налогов переключение налогообложения с доходов на потребление делает более привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики поглощать и/или развивать новые технологии, ухудшая перспективы роста.

Политика расходов. Любой уровень государственных расходов предполагает поглощение реальных ресурсов, которые в противном случае могли бы быть доступными частному сектору. Чистый эффект вытеснения зависит от относительной предельной производительности государственного и частного секторов. Поскольку общепризнанно, что частный сектор более производителен, то чем выше уровень государственных расходов, тем выше неэффективность и ниже уровень выпуска. Для влияния на рост имеет значение темп изменения уровня государственных расходов.

Другой природой характеризуются эффекты, объясняемые структурой государственных расходов. Государственные расходы делят на производительные (поддерживающей рост) и непроизводительные (сдерживающие рост).

Особенно это деление важно в динамическом контексте:

         • финансирование государственных программ снижает ресурсы для частных сбережений;

• степень, в какой государственные расходы повышают частную производительность, стимулирует частные сбережения;

• чем меньше степень замещаемости/дополняемости государственных и частных расходов, тем меньше влияние на частные сбережения.

В целом, эти эффекты создают зависимость государственных расходов и роста выпуска.

К производительным государственным расходам относят расходы на образование, на основную инфраструктуру (коммунальные услуги, транспортные пути, и т.д.), на оборону. Неоднократно подтверждавшаяся зависимость между государственными расходами на образование и темпом роста интерпретируется как: улучшение человеческого капитала; повышение способности страны к поглощению из-за рубежа и изобретением новых технологий [16, с. 141-144].

Значение устойчивости бюджетной политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены налоговый и/или расходный режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Эмпирически установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом [16, с.145].

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Таким образом,  макроэкономическая политика государства включает меры по стабилизации экономики и повышению экономического роста. С этой целью государство влияет на источники и факторы экономического роста с помощью фискальной политики, включающей налоговую политику, политику расходов и общую бюджетную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УСКОРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1. Проблемы экономического роста в Республике Беларусь

Одной из проблем национальной экономики является поиск путей достижения непрерывного и устойчивого экономического роста.

      В Республике Беларусь разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), главная цель которой сформулирована в соответствии с принципами и рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию: обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом интересов других государств. НСУР Республики Беларусь получила тогда положительную оценку на региональной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой и других стран, которая проходила в Минске в апреле 1997 г. с участием представителей органов государственного управления ряда стран, а также Секретариата ООН и других авторитетных международных и правительственных организаций.

Информация о работе Понятие и типы экономического роста