Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:38, курсовая работа
Цель работы заключается в разработке теоретико-методологических основ анализа условий, факторов и направлений экономического роста с обоснованием системы мер государственного воздействия на «точки» экономического роста, с которыми сталкиваются практически все страны, так и специфических форм их проявления в Беларуси.
СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1.1 Эволюция теории экономического роста и его модели
1.2 Понятие экономического роста и его основные показатели
ФАКТОРЫ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2.1 Факторы и основные типы экономического роста
2.2 Государственное регулирование экономического роста
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы экономического роста в Республике Беларусь
3.2 Пути ускорения экономического развития Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однако в переходный период существуют объективные трудности в предвидении характера развития такой небольшой и открытой экономической системы, как Республика Беларусь. [17, c. 106-107].
Основными причинами, сдерживающими наращивание объемов производства, являются затруднения с реализацией продукции на внутреннем и внешнем рынках. Это влечет значительное увеличение запасов готовой продукции, нехватку собственных оборотных средств для закупки сырья, материалов и комплектующих изделий. Кроме того, налицо недостаточно высокая конкурентоспособность отдельных видов товаров по уровню цен на российском рынке из-за сохраняющихся различий в условиях хозяйствования (ценообразование, налогообложение, таможенная политика, стоимость энергоресурсов, содержание социальной сферы), низкая техническая оснащенность предприятий (износ активной части основных фондов составляет около 75 %), что ограничивает производство новой высококачественной и конкурентоспособной продукции [20, с. 52].
Высокая степень конкуренции со стороны внешнего сектора на рынке непродовольственных товаров, в отличие от других сегментов потребительского рынка, является серьезным ограничителем роста цен на данную группу товаров даже в условиях снижения эффективности (прибыльности) работы в отраслях, производящих непродовольственные потребительские товары [20, с. 54].
Экономический рост оценивается по показателям темпов роста и прироста ВВП, поэтому уместно привести их динамику.
Таблица 2. Динамика ВВП в Республике Беларусь за 2008-2012г.
Валовой внутренний продукт: |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
в текущих ценах, млрд. руб. |
129791 |
137442 |
164476 |
297158 |
527385 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
110,2 |
100,2 |
107,7 |
105,5 |
101,5 |
Валовой внутренний продукт на душу населения, тыс. руб. |
13622 |
14457 |
17330 |
31368 |
55724 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что белорусская экономика находится в состоянии цикличного перманентного кризиса со второй половины 2008 года, после того, как в течение предыдущих 5-7 лет демонстрировала впечатляющие темпы роста –на уровне 7-8% в среднем за год.
Так, за 11 месяцев 2012 года прирост ВВП составил 2% после роста на 5,3% в 2011 году, на 7,7% в 2010 году, на 0,2% в 2009 году и на 10,2% в 2008 году. Определяющее влияние на темпы роста плановой экономики Беларуси в течение последних 4 лет оказывает степень жесткости макроэкономической, в том числе бюджетной и денежно-кредитной политики: в периоды ослабления политики экономический рост стимулировался, усиливая системные риски, что вынуждало власти вновь ужесточать условия игры и, как следствие, рост экономики замедлялся.
В 2011 году достигшие пика системные противоречия нереформированной белорусской экономики были усилены интеграционными процессами на постсоветском пространстве, что в итоге привело к масштабному кризису, который разрешился через беспрецедентную девальвацию белорусского рубля и беспрецедентный же уровень инфляции. Эти следствия кризиса вызвали к жизни необходимость радикального ужесточения денежно-кредитной политики, что проявилось в переходе к рыночному курсообразованию, резкому повышению процентных ставок и отказу от эмиссионного кредитования экономики. [23]
Таким образом, в Республике Беларусь существуют такие проблемы, как:
- ограниченность собственной сырьевой и энергетической базы (это отражается на недостаточной обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами);
- высокая материало- и энергоемкость ВВП;
- значительная зависимость экономики от поставок сырья, топлива, материалов из России (около 85 % энергоресурсов импортируются);
- высокий уровень физического и морального износа активной части основного капитала;
- слабая развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры;
- низкие темпы технологической модернизации производства;
- недостаточный уровень развития инновационной сферы и низкий уровень наукоёмкости ВВП (около 1 %);
- отсутствие механизма трансфера новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций;
- высокая налоговая нагрузка, влияющая на конкурентоспособность продукции отечественных предприятий и потенциальные возможности их развития;
- высокие административные барьеры для развития малого предпринимательства;
- уязвимость экономики и темпов ее развития перед внешним сектором из-за слабой диверсификации экспорта и импорта [5, с. 210].
3.2. Пути ускорения экономического развития.
Стратегическими целями устойчивого развития Республики Беларусь являются динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры и нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Главными источниками устойчивого развития
должны стать человеческий, научно-производственный
и инновационный потенциалы, природные
ресурсы и выгодное географическое положение
страны. При этом главными приоритетами
становятся высокий интеллект—инновации—
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, и в первую очередь — построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования [5, с. 206-207].
Для достижения конечных целей Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. потребуется длительный промежуток времени поэтапного социально-экономического развития.
В периоде с 2011 по 2020 гг. предполагается формирование основ нового постиндустриального информационного общества, обеспечивающего переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства.
В настоящий период основу быстрого экономического развития составляют следующие факторы:
- человеческий капитал в форме знаний и высококвалифицированных кадров;
- инновации;
- инвестиции;
- интеграция в международное разделение труда.
В дальнейшем их роль будет только усиливаться. Инновационная и инвестиционная деятельность — важнейшие движущие силы структурной перестройки и источники нового качества экономического роста. Структурная политика предполагает стимулирование и расширение спроса на инвестиционные ресурсы предприятий для реализации проектов с вовлечением в инвестиционный процесс отечественных производителей машин и оборудования.
Поддержание экономического роста и инвестиционной активности за счет внутренних факторов связано с развитием малого и среднего бизнеса, ресурсосбережением, реструктуризацией и приватизацией, снижением уровня налогообложения, поиском дополнительных факторов роста.
Высокая инвестиционная активность экономики является важнейшим внутренним фактором, стимулирующим со стороны спроса расширение производства и экономический рост. Одновременно инвестиции в основной капитал, направляемые на модернизацию производства и расширение предложения товаров и услуг, дают возможность увеличивать уровень оплаты труда в республике без снижения конкурентоспособности предприятий, позволяя задействовать другие внутренние факторы стимулирования экономического роста со стороны внутреннего спроса [5, с. 207-212].
Аналитики считают возможным расширение каналов внутренних инвестиций, хотя их мобилизация потребует больших усилий и издержек. К таким каналам относятся:
инвестиции направляется около 10 % ВВП, примерно третья часть общего объема накопления. Быстрое увеличение мощности инвестиционного потока за счет собственных средств предприятий может быть достигнуто путем снижения: доли средств, изымаемой у предприятий государством в виде налогов, и фиктивных денежных потоков (за несуществующие услуги);
сосредоточиться на ведущих отраслях, которые формируют современный инновационный профиль республики, и снизить долю офисно-инфраструктурных затрат. Следует более взвешенно подходить и к формированию научно-технических программ, выделяя наиболее приоритетные. Социальные же программы должны осуществляться прежде всего в направлениях здоровья и экологической безопасности;
Способ вовлечения этих денег в банковский оборот один — завоевание банками доверия со стороны населения. Задача эта представляется трудной, но достижимой;
средств.
Если государственная политика будет такой, что отечественный и иностранный инвестор почувствует благоприятный климат, а граждане страны проникнутся устойчивым доверием к собственному правительству и коммерческим банкам, то ресурсы для инвестиций найдутся [17, c. 108].
В значительной степени экономический рост в республике поддерживается на основе благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (о чем свидетельствуют высокие темпы роста экспорта) и усиления административных мер по выполнению прогнозных темповых показателей.
НСУР-2020 предусматривает опережающие темпы увеличения инвестиций в основной капитал (в 4,0-4,6 раза за 2001-2020 гг., за 2011-2020 гг. в 1,7-1,8 раза) по сравнению с динамикой ВВП (в 2,8-3,2 раза за 2001-2020 гг.).Удельный вес инвестиций в ВВП возрастет до 26-27 % в 2020г.
Для обеспечения устойчивого экономического роста правительством используется избирательный подход к стратегии развития отечественных предприятий, основанный на стимулировании новейших идей и технологических разработок, способных обеспечить расширение экспортного потенциала.
В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости верным решением представляется создание импортозамещающих, наукоемких, высокоинтеллектуальных производств, снижение энергоемкости белорусской продукции. Проводится работа по дальнейшей специализации, разработке и внедрению принципиально новых технологий и доведению до совершенства существующих [5, с. 212-214].
В XXI в. экономики многих западных стран переходят к инновационному типу экономического роста. Для осуществления этого процесса необходим соответствующий потенциал, включающий эффективную национальную инновационную систему, высококвалифицированную рабочую силу, а также инфраструктуру и институциональные механизмы, обеспечивающие внедрение нововведений. Республика Беларусь избрала инновационный путь развития. Руководством страны принята Концепция национальной инновационной системы (НИС) Беларуси [5, с. 214].
Для обеспечения перехода страны на инновационный и действительно модернизировать экономику, сделать ее эффективной и конкурентоспособной, необходимо, прежде всего, трансформировать сферы влияния, функции белорусского государства. Важно создать институты, обеспечивающие не выполнение прогнозных показателей, а создание и функционирование информационно состоятельных рынков.
Реальное осуществление такой трансформации сопряжено изменением взглядов и представлений белорусской элиты, а под ее воздействием и белорусского народа. Не советские методы управления экономикой являются эффективными, а современные рыночные, сочетающие стратегическую и регулирующую роль государства с самостоятельностью и ответственностью субъектов хозяйствования. В белорусском обществе должна господствовать идеология, по которой не чиновник является героем и объектом для подражания, а предприниматель, сумевший создать новую технологию или новый продукт, или то и другое [20, с. 54].
В настоящее время в Беларуси преобладает технократический подход в управлении. Общепризнано, что технократ - это человек, ориентирующийся на критерии технической или экономической рациональности, не обращающий внимания на человеческие ценности [20, с. 54].