Понятие экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:19, доклад

Описание работы

ЭА занимает промежуточное место между сбором и обработкой эк информации и принятием управленческих решений. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством.
В процессе функционирования системы появилась потребность в анализе как в промежуточном звене между эк информацией об объекте и принятии управленческого решения. Поскольку получить информацию – это еще не значит понять сущность совершающихся процессов.

Файлы: 1 файл

ek_analiz_otveti.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Понятие экономического анализа.

ЭА по своей сути базируется на принципах материалистической диалектики. Термин «анализ» означает разделяю, расчленяю. Это позволяет заглянуть внутрь исследуемого явления, понять его сущность и определить роль каждого элемента в изучаемой системе.

Процессом обратным с  анализом является синтез, который  выявляет связи и зависимости  между отдельными частями изучаемой  системы. Современная диалектика исходит  из единства анализа и синтеза, как  научных методов изучения реальности.

Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основана на разделении целого на составные части и изучении их во всем многообразии и взаимозависимости.

Сегодня принято выделять общетеор.-эк. анализ, который изучает эк явления и процессы на макроуровне на уровне нац эк и отдельных отраслей) и конкр.-эк. анализ, изучает эк отдельных предприятий на микроуровне.

 

Содержание, задачи ЭА.

ЭА как наука представляет собой систему специальн. знаний, связанную:

  1. с исследованием эк процессов в их взаимосвязи, склад. под воздействием объектов эк законов
  2. научным обоснованным бизнес-планом и оценкой их выполнения
  3. раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития предприятия и определением внутри хозяйственных резервов
  4. выявление положения и отрицательных факторов и количественным изменением их действия
  5. с использованием перед. опыта и оптимальных управлений решений.

Содержание  ЭА как научной дисциплины вытекает из тех функций, которые он выполняет:

  1. изучение действия экономических законов в конкретных условиях работы предприятия
  2. научное обоснование планов и нормативов
  3. контроль за выполнением планов, управленческих решений
  4. поиск резервов
  5. оценка результатов деятельности
  6. выводы и предложения

 

Взаимосвязь ЭА и смежных наук

ЭА сформировался на стыке нескольких наук путем интеграции отдельных их элементов и в настоящее время относится к группе специальных наук. ЭА тесно связан с рядом эк и неэк дисциплин. Среди эк дисциплин можно отметить эк теорию, которая, изучая экономические законы и механизмы их действия, создавая теоретическую базу для всех эк дисциплин в том числе и ЭА.

Помимо этого анализ связан с финансированием и кредитованием. Инвесторы и кредиторы требуют оценки финансового состояния предприятие перед тем как инвестировать или ссудить ему деньги.

Непростые отношения  ЭА со статистикой. Очень часто их считают одной наукой, но у этих наук разные предметы исследования, статистику интересует тенденции и обобщенные данные, анализ занимается конкретным предприятием. Но они используют одинаковые методы исследования.

Среди наук неэк направления  выделяется математика техн-ия. Поскольку  необходимость решения сложных  экономических задач явилось  мощным стимулом развития математики. Использование в анализе математических методов существенно повышает их значимость. Нельзя анализировать любой процесс производства, не зная особенностей его технологий.

В функции ЭА входит методика обоснования решения различных  технологических задач. Только грамотный  в этой области специалист может  объективно оценить результаты производства и сделать полезные рекомендации по их улучшению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль ЭА в  управлении производством и повышении  его эффективности

Работа на рынке экономики  требует от предприятия конкурентоспособности  продукции, активизации предпринимательства, внедрение достижений НТП для повышения эффективности своей деятельности. Важная роль этой задачи принадлежит ЭА. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия.

Процесс управления охватывает следующие этапы:

  1. подбор информации об управляющем объекте
  2. анализ этой информации и принятие решений на основе этого анализа.

Система управления состоит  из следующих взаимосвязанных функций:

  1. планирование
  2. учет
  3. анализ
  4. принятие управленческих решений

ЭА занимает промежуточное место между сбором и обработкой эк информации и принятием управленческих решений. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством.

В процессе функционирования системы появилась потребность  в анализе как в промежуточном  звене между эк информацией об объекте и принятии управленческого решения. Поскольку получить информацию – это еще не значит понять сущность совершающихся процессов.

Анализ преследует следующие цели:

  1. дать правильную оценку состояния объекта и оказать на сколько оно отличается от требуемого
  2. определить имеющиеся резервы
  3. выявить возможности и пути перевода объекта и фактического состояния в требуемое
  4. выбрать оптимальные решения по оперативному регулированию производства и планированию дальнейшей деятельности.

 

Истоки создания теории экономического анализа

В результате хозяйственной  деятельности люди постоянно расширяли  взаимоотношения с природной  средой, обогащая свои представления  о разнообразных предметах и  явлениях. Постепенно потребовался достаточно обоснованный вид знаний, связанный с аналитическими исследованиями этих объектов и явлений. Так появился анализ в математике, химии, медицине. Такой же процесс происходит и в эк деятельности. Развитие производительных сил и производственных отношений наращивания объемов производства, расширенного обмена содействует выделению эк анализа в самостоятельную отрасль науки.

В настоящее время  выделяют общетеоретический эк анализ и конкретно-экономический анализ.

Постановление практического  ЭА  было обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний:

1. удовлетворение практической  потребности, которая возникла  в связи с развитием производительных  сил, совершенствования производства  и расширение его масштабов.

Интуитивный анализ, примерные расчеты, прикидки, которые применяются на кустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупного производства. Без качественного всестороннего ЭА стало невозможно управлять сложными экономическими процессами и принимать оптимальные управленческие решения.

2. связано с развитием  экономических наук вообще. Как  известно с развитием любой  науки происходит дифференцирование  ее отраслей и формирование  различных направлений в особые  отрасли знаний. Тоже произошло  и с ЭА, он сформировался в результате дифференциации эк наук. Раньше функции ЭА выполняли такие дисциплины как: балансоведение, финансы, бух учет, статистика. В рамках этих наук появились простейшие способы аналитических исследований. Но для обоснования бизнес-планов эк развития предприятий появилась потребность в комплексном всестороннем исследовании его деятельности. Данные науки уже не могли обеспечить все запросы предприятий, возникла необходимость выделить ЭА в самостоятельную отрасль знаний. Анализ стал важным средством планового управления эк предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая характеристика развития ЭА в России и перспективы  развития ЭА в условиях рыночной  экономики.

Освещая историю становления  и развития ЭА как науки, следует  иметь в виду 2 обстоятельства: разработать теоретические вопросы науки; их практическое использование.

Первые специальные  книги по ЭА появились в России в начале 20 века. Они были посвящены  анализу баланса и имели явную  методическую направленность, что позволяет  принять этот факт за точку отсчета начала развития ЭА в РФ. В 30-х годах курс  
ЭА был введен в программу вузов СССР. Появились первые учебники и пособия по ЭА. Их авторами были советские экономисты: Вейцман, Татур и др. Именной в 30-е годы произошло становление ЭА как наук в теоретическом смысле. Первые выпуски стали широко применять полученные теоретические знания на практике. По вопросам  ЭА было выпущено около 300 книг и издано около тыс научных серьезных статей.

Во время 2-й мировой  войны остро стал вопрос перестройки ЭА, применительно к запросам военного времени, что нашло отражение в научных трудах многих советских экономистов.

В основном наблюдался в  послевоенное время бурный рост теоретически обоснованных методик вывода эк из режима военного времени к мирным условия работы. В это время анализ начинает вписываться в практическую деятельность на уровне управления предприятием.

Современное состояние  ЭА можно охарактеризовать как довольно основательную в теоретическом плане науку, имеющее широкое практическое применение.

 Вместе с тем данная наука находится в состоянии бурного развития. Ведутся исследования в области более широко применения математических методов, методов использования ПВМ. Методов, позволяющих оптимизировать управление. Идут процессы внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.

Перспективы развития ЭА на современном этапе тесно связанны с развитием смежных наук: матем., статистики, бух учета, маркетинги и  стратегического менеджмента.

Развитие ЭА зависит  от запросов в практике. В условиях командно-администратиной системы управления анализ не находи широкого практического применения, т.к. не было нужды в обосновании управленческих решений на местах, все решения исходили «сверху».

 

Предмет и объекты  ЭА

Каждая наука имеет  свой объект исследования, который она изучает с заданной целью присущим ей методами. Считается, что если нет предмета исследования, то нет и науки. Определение предмета имеет принципиальное значение для обоснования самостоятельности любой отрасли знаний.

Философия под предметом любой науки понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Объект же исследования может быть одним и тем же для различных наук, но каждая находит  в нем специфические стороны.

ЭА как все науки имеет свой предмет и объект изучения. Все определения предмета ЭА, которые наиболее часто встречаются в эк литературе и которые соответствуют его сущности можно сгруппировать следующим образом:

  1. хозяйственная деятельность предприятия
  2. хозяйственные процессы и явления

Но анализ изучает  не саму хозяйственную деятельность как технологический или организационный  процесс, а эк результаты хозяйствования, как следствие экономических  процессов. Поэтому предметом ЭА следует считать эк процессы, происходящие в результате хозяйственной деятельности. Экономические и хозяйственные процессы складываются в результате влияния объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.

Процесс – причина, обусловленная  течением событий, смена явлений, состояния  объекта в соответствии с намеченной целью или результатом.

Т.О. предметом ЭА является причинно-следственные связи эк явлений и процессов на предприятии. Признание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятия позволяет раскрыть сущность эк явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства и обосновать принимаемые управленческие решения.

Объектами ЭА являются результаты в хозяйственной деятельности.

Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования и принципы ЭА

Для того чтобы соответствовать  науке ЭА должна отвечать ряду принципов: 

1. анализ должен иметь научный характер, т.е. базироваться на положении диалектического теоретического познания, учитывать требования эк законов развития, использовать достижения НТП, передовой метод, новейший метод эк исследования.

2. анализ должен базироваться на государственном подходе, т.е. оценивания определенные проявления эк жизни необходимо учитывать их соответствие эк., соц., экол., международной политики, проводимой государством и государственному закону.

3. анализ должен носить системный подход, т.е. каждый изучаемый объект должен рассматриваться как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, связанных между собой и внешней средой.

4. анализ должен быть объективным (конкретным, точным). Он должен базироваться на достоверной информации, реально отражать объективную действительность. Его выводы должны подтверждаться расчетами.

5. анализ должен быть комплексным. Комплексность требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности.

6. анализ должен быть действенным, т.е. вовремя воздействовать на ход производства и его результаты.

7. анализ должен носить плановый характер, т.е. проводиться систематически, а не случай к случаю.

8. анализ должен быть оперативным, т.е. проводиться быстро и четко.

9. анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать положительный эффект.

 

Виды ЭА

ЭА можно классифицировать по различным признакам:

1. по отраслевому признаку

а) отраслевой, методика, которая учитывает специфику  отдельных отраслей эк (строительство  транспорта)

б) межотраслевой, который является методологической основой анализа во всех отраслях национальной эк

2. по признаку времени:

а) предварительный (перспективный) до осуществления хозяйственных  операций. Основная задача: прогнозирование, обоснование планов, оценка ожидаемых результатов

б) последующий (ретроспективный) после хозяйственной операции. Используется для контроля, выявления резервов оценки деятельности. Он подразделяется на: оперативный (ситуационный) – проводится за короткий промежуток времени, сразу осле совершения хозяйственной операции (смена, неделя, сутки); итоговый (заключительный) проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Он изучает деятельность предприятий по  отчетности.

Информация о работе Понятие экономического анализа