Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:34, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что между производителем и потребителем продукции возникают сложные взаимоотношения. Производитель, например, может создать дефицит продукции и поставить потребителя в зависимость ("бери что предлагают"), в свою очередь потребитель может пойти к другому производителю, если первый установит высокие цены и снизит качество продукции.
В условиях рыночной экономики, неустойчивости общей конъюнктуры рынка стратегия управления призвана способствовать стабилизации производственно - хозяйственной иной деятельности предприятия. Устойчивость дохода предприятия и его успех напрямую зависят от качества стратегических решений.
Введение
Производство и потребление — это неотъемлемая часть жизни и деятельности людей. Производство и потребление взаимосвязаны. Нельзя потреблять больше, чем произведено (не считая поставок по импорту). Поэтому можно сделать вывод, что производство является некоторым регулятором потребления продукции, товаров, благ и услуг.
Личное и семейное потребление
— это потребление продуктов
и предметов одежды, личного транспорта,
бытовых услуг, духовных ценностей
для удовлетворения личных и семейных
потребностей. Производственное потребление
— потребление основных и оборотных
фондов, информации, знаний, зданий, сооружений.
Общественное потребление состоит
в использовании духовных и материальных
ценностей в целях
Конечное потребление
— это использование
Рациональное потребление чаще всего регламентируется нормативами, нормами, которые устанавливаются учеными, технологами, экономистами, социологами с учетом возрастных групп, места проживания населения и носят рекомендательный характер. В то же время каждый человек может определять для себя рациональные нормы потребляемых продуктов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что между производителем и потребителем продукции возникают сложные взаимоотношения. Производитель, например, может создать дефицит продукции и поставить потребителя в зависимость ("бери что предлагают"), в свою очередь потребитель может пойти к другому производителю, если первый установит высокие цены и снизит качество продукции.
В условиях рыночной экономики, неустойчивости общей конъюнктуры рынка стратегия управления призвана способствовать стабилизации производственно - хозяйственной иной деятельности предприятия. Устойчивость дохода предприятия и его успех напрямую зависят от качества стратегических решений.
Производство - это процесс воздействия на природу в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.
Различают два уровня производства. Индивидуальное производство - деятельность в масштабах основной производственной единицы (фирмы). Общественное производство - вся система производственных связей между предприятиями, включая производственную инфраструктуру, то есть отрасли и предприятия, самостоятельно продукты не производящие, но обеспечивающие их технологическое движение (транспорт, связь, складские помещения и т.д.).
В процессе производства создаются
продукты двух типов: средства производства
и предметы потребления. Средства производства
- продукты производства, предназначенные
для производственного
Производство является исходным
пунктом создания материальных и
нематериальных благ и главным источником
удовлетворения нужд людей. Оно находится
между желаниями людей и их
исполнением, создает поле для потребления.
Потребление - это процесс удовлетворения
потребностей людей, состоящий в
использовании продуктов
Процесс производства является основой жизни и развития человеческого общества. Т.к. производственный процесс всегда осуществляется в обществе, производство даже отдельного ремесленника или фермера является общественным.
Процесс производства состоит из следующих элементов:
- труд – целесообразная
деятельность, предполагает применение
способностей и трудовых
- предметы труда – это все то, на что направлен человеческий труд: почва, ткань, сырье, материалы;
- средства труда –
это машины, оборудование, инструменты,
с помощью которых работники
воздействуют на предметы
В совокупности средства и предметы труда составляют средства производства.
Хозяйственная деятельность людей включает четыре стадии:
Производство ⇒ распределение ⇒ обмен ⇒ потребление
Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.
Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.
Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.
Потребление – это процесс
использования результатов
Процессы производства и потребления неразрывно связаны через экономические системы. Важным направлением исследования общественного производства является анализ его структуры, который проводится по различным критериям:
В зависимости от
масштабов в системе
1.2. Понятие и сущность потребления
Потребление - использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. "Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами - производством, распределением, обменом. Связь с производством заключается в том, что производство без потребления потеряло бы всякий смысл, было бы бесцельно, в то же время без производства не было бы потребления. Конечной целью всякого производства является потребление.
Предположим, что потребитель
имеет набор благ, состоящий из
X и Y. Все соотношения количеств
этих благ для него равноценны, потребителю
безразлично, какой набор выбрать.
Следовательно, эти товары принадлежат
к набору безразличия. Набор безразличия
— набор вариантов
Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия. Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.
Любая кривая безразличия представляет одинаковую совокупную полезность различных благ для потребителя. Кривая безразличия (U) состоит из точек, символизирующих наборы товаров Х и Y. Совокупные полезности всех наборов, представленные точками на этой кривой одинаковы, т. е. потребителю безразлично, какую именно комбинацию товаров Х и Y он приобретет. Переходя от точки А к точке В, потребитель сокращает потребление блага Y на ΔY и наращивает потребление товара X на ΔХ, но общий уровень удовлетворения потребителя (совокупная полезность) остается неизменным (рисунок ниже).
Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка АВ (зоне замены). Количество блага Х1 представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 — минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:
, где MRS — предельная норма замещения; Qx — количество товара X; QY — количество товара Y.
Предельная норма замещения
всегда отрицательная величина, так
как прирост потребления одного
блага происходит за счет сокращения
потребления другого. Предельная норма
замещения уменьшается при
Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия:
• кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;