Понятие производства и потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что между производителем и потребителем продукции возникают сложные взаимоотношения. Производитель, например, может создать дефицит продукции и поставить потребителя в зависимость ("бери что предлагают"), в свою очередь потребитель может пойти к другому производителю, если первый установит высокие цены и снизит качество продукции.
В условиях рыночной экономики, неустойчивости общей конъюнктуры рынка стратегия управления призвана способствовать стабилизации производственно - хозяйственной иной деятельности предприятия. Устойчивость дохода предприятия и его успех напрямую зависят от качества стратегических решений.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 120.72 Кб (Скачать файл)

• кривые безразличия выпуклы  по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель  должен уменьшить потребление другого  блага. Выпуклость кривой безразличия  по отношению к началу координат  является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск  кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага  в потребительской корзине;

• абсолютная величина наклона  кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой  одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение  характеризуется предельной нормой замещения;

• кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель  не может характеризовать один и  тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные  уровни полезности, не могут пересечься;

• возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой  набор благ. Кривую безразличия можно  построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.5

Снижение цены продукта приводит и к эффекту дохода, и к эффекту  замещения. Если цена продукта падает, то реальный доход — количество товаров и услуг, которое можно  приобрести на номинальный доход  при данном уровне цен, увеличивается. Покупательная способность того, кто покупает этот продукт, возрастает. Это увеличение реального дохода проявится в росте объема разнообразных товаров, включая и тот, на который снизилась цена. Снижение цены товара В с 400 долларов до 200 долларов приведет к появлению у потребителя дополнительных 200 долларов. Они окажутся высвобожденными для приобретения дополнительного количества данного или других товаров. Таким образом, снижение цены данного товара увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяет ему покупать большее количество данного или других товаров. Это называется эффектом дохода. Эффект дохода заключается в том, что снижение Цены продукта позволяет потребителю купить большее его количество при прежней величине денежного дохода. Происходит возрастание реального дохода.6

Снижение цены продукта вызывает эффект замещения. Оно будет стимулировать  потребителя к замещению Дешевым  товаром В некоторых других, теперь менее привлекательных статей расходов. Снижение цены увеличивает относительную  привлекательность продукта и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве. Это  явление известно под названием  эффекта замещения. Под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее  дорогостоящими. Эффект замещения всегда сопровождается увеличением закупки  подешевевшего товара. Эффект замещения  указывает на то, что снижение цены продукта делает его относительно более  привлекательным и, таким образом, увеличивает желание потребителя  к замещению им других продуктов.7

 

 

  1. Экономические системы
    1. Сущность, виды и модели экономических систем

 

Экономическая система –  это совокупность всех экономических  процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений  собственности и хозяйственного механизма.

Экономическая система –  это особым образом упорядоченная  система связей между производителями  и потребителями материальных и  нематериальных благ и услуг

1) Формационный подход (К.  Маркс):

- Первичная (архаичная) - первобытно-общинный и азиатский  способы производства;

- Вторичная – основана  на частной собственности (рабство,  крепостничество, капитализм);

- Коммунистическая общественная  формация.

2) Критерий характера  связи в обществе между производством и потреблением:

- Замкнутое домашнее хозяйство  (созданные блага потребляются  в самом хозяйстве, без обмена);

- Городское хозяйство  (непосредственный обмен, блага переходят из производящего хозяйства в потребляющее);

- Народное хозяйство (блага  на основе товарно-денежного обмена  переходят через целый ряд  хозяйств, прежде, чем поступят в  потребление)

3) Наибольшее распространение  в мировой экономической литературе  получила классификация экономических  систем по двум признакам:

а) По форме собственности  на средства производства;

б) По способу, посредством  которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков  различают:

Традиционные системы  – встречаются в слаборазвитых  странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения  к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает  в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего  строя.8

Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная  собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим  надзором государства; все решения  по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления  принимаются на государственном  уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях –  тормозит развитие общества.

Рыночная экономика –  господствует частная собственность  на средства производства. Государство  не занимается распределением ре6сурсов, все решения принимаются рыночными  субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике государство  выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила  «игры» и следит за их выполнением.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии  изменений, перехода от одного состояния  в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к  другому типу хозяйства.

Смешанная экономика –  представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство  вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др.).

 

 

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации  хозяйства. Так, для административно-командной  системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной  рыночной системе также присущи  различные модели.

Американская модель построена  на системе всемерного поощрения  предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается  приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь  вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной  на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это  возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится  на частные предприятия, действующие  на конкурентной рыночной основе, а  функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов  инфраструктуры (транспорт, НИОКР) —  на государство.

Японская модель характеризуется  определенным отставанием уровня жизни  населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается  снижение себестоимости продукции  и резкое повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком  развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над  интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет  много общего с японской. Это, в  частности, относится к особенностям психологического склада населения  страны, его высокому трудолюбию и  ответственному отношению к своим  обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для  обеих моделей является и активное участие государственных органов  в перестройке экономики. В целях  ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий  круг товаров производственного  и потребительского назначения. Сложившаяся  в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности  южнокорейских товаров на мировом  рынке.9

 

2.2. Соотношение производства и потребления

 

Экономическая система –  это особым образом упорядоченная  система связей между производителями  и потребителями материальных и  нематериальных благ и услуг.







 



 

Ограниченность ресурсов можно отобразить при помощи графика  производственных возможностей (Рис 1).

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью  реализуя потенциал имеющихся ресурсов, не может увеличить производство одного блага, не поступившись другим. Точки на кривой показывают комбинации производства товаров, при которых  имеющиеся ресурсы используются наиболее эффективно. 10

Таким образом, основной проблемой  эффективного функционирования экономической  системы является проблема выбора. Суть этой проблемы в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования  и поиска сочетания факторов производства.

Производство есть непосредственно потребление, потребление есть непосредственно производство: Каждое непосредственно является своей противоположностью. Однако в то же время между обоими имеет место опосредствующее движение. Производство опосредствует потребление, для которого оно создает материал, без чего у потребления отсутствовал бы предмет. Однако и потребление опосредствует производство, ибо только оно создает для продуктов субъекта, для которого они и являются продуктами. Продукт получает свое последнее завершение только в потреблении. Железная дорога, по которой не ездят, которая не используется, не потребляется, есть железная дорога только в возможности, а не в действительности. Без производства нет потребления, но и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно. Потребление создает производство двояким образом:

1) Тем, что только в  потреблении продукт становится  действительным продуктом. Например, платье становится действительно  платьем лишь тогда, когда его  носят; дом, в котором не  живут, фактически не является  действительным домом. Таким образом,  продукт, в отличие от простого  предмета природы, проявляет себя  как продукт, становится продуктом  только в потреблении. Потребление,  уничтожая продукт, этим самым  придает ему завершенность, ибо продукт есть результат производства не просто как овеществленная деятельность, а лишь как предмет для деятельного субъекта.

2) Тем, что потребление  создает потребность в новом  производстве, стало быть, идеальный,  внутренне побуждающий мотив  производства, являющийся его предпосылкой. Потребление создает влечение  к производству; оно создает также  и тот предмет, который в  качестве цели определяющим образом  действует в процессе производства. И если ясно, что производство  доставляет потреблению предмет в его внешней форме, то столь же ясно, что потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель. Оно создает предметы производства в их еще субъективной форме. Без потребности нет производства. Но именно потребление воспроизводит потребность.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующие  выводы:

  1. Производство - это процесс воздействия на природу в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.
  2. Потребление - это процесс удовлетворения потребностей людей, состоящий в использовании продуктов производства по их назначению.
  3. Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но и возрастает. Это обусловлено истощением невоспроизводимых природных ресурсов. В связи с этим общество должно сделать выбор. Выбирая, оно вынуждено от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать, чтобы получить желаемый результат.
  4. Проблема выбора находит отражение в трех основных вопросах:

Что производить? ⇒ какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени?

Как производить? ⇒ при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги?

Информация о работе Понятие производства и потребления