Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:03, курсовая работа
Для проведения портфельного анализа предприятие необходимо описать как портфель, состоящий из определенных бизнес-единиц и товарных линий, т.е. как их совокупность (по аналогии с портфелем ценных бумаг). При этом «портфель» должен быть пропорциональным, т.е. представлять собой такое сочетание стратегических бизнес-единиц, зарабатывающих и тратящих финансовые средства, при котором постоянно обеспечивается хорошая ликвидность предприятия.
Введение 3
1 Портфельный анализ 5
1.1 Цели и основные этапы портфельного анализа 5
1.2 Модели портфельного анализа 11
1.2.1 Матрица Бостонской консультационной группы 11
1.2.2 Матрица McKincey 13
1.2.3 Матрица «ADL/LC» 15
1.2.4 Модель Шелл/ДПМ 16
1.2.5 Матрица Ансоффа 19
1.2.6 Матрица Абеля 21
2 Портфельный анализ на примере предприятия НВПМЭС 22
2.1 Текущая ситуация 22
2.2 Стратегическое управление 24
2.3 Внешняя среда. Угрозы и возможности 25
2.4 Внутренняя среда - сильные и слабые стороны предприятия
33
2.5 Анализ стратегических факторов 39
2.6 Стратегические альтернативы 40
2.7 Рекомендации 41
2.8 Реализация 42
2.9 Оценка и контроль 43
Заключение 44
Список использованной литературы 45
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Тема: «Портфельный анализ»
Содержание
Введение |
3 |
1 Портфельный анализ |
5 |
1.1 Цели и основные этапы портфельного анализа |
5 |
1.2 Модели портфельного анализа |
11 |
1.2.1 Матрица Бостонской консультационной группы |
11 |
1.2.2 Матрица McKincey |
13 |
1.2.3 Матрица «ADL/LC» |
15 |
1.2.4 Модель Шелл/ДПМ |
16 |
1.2.5 Матрица Ансоффа |
19 |
1.2.6 Матрица Абеля |
21 |
2 Портфельный анализ на примере предприятия НВПМЭС |
22 |
2.1 Текущая ситуация |
22 |
2.2 Стратегическое управление |
24 |
2.3 Внешняя среда. Угрозы и возможности |
25 |
2.4 Внутренняя среда - сильные и слабые стороны предприятия |
33 |
2.5 Анализ стратегических факторов |
39 |
2.6 Стратегические альтернативы |
40 |
2.7 Рекомендации |
41 |
2.8 Реализация |
42 |
2.9 Оценка и контроль |
43 |
Заключение |
44 |
Список использованной литературы |
45 |
Введение
Стратегический анализ зародился в конце 1960-х годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.Стало очевидно, что продвижение в новые отрасли не поможет компании решить свои стратегические проблемы или использовать весь свой потенциал. Ситуация требовала от управляющих радикального изменения угла зрения. В таких условиях на смену экстраполяции пришло стратегическое планирование и портфельный анализ.
Единицей портфельного
анализа является «стратегическая
зона хозяйствования» (СЗХ). СЗХ представляет из себя какой-либо
рынок, на который фирма имеет или же пытается
найти выход. Каждая СЗХ характеризуется
определенным видом спроса, а также определенной
технологией. Как только на смену одной
технологии приходит другая, проблема
соотношения технологий становится стратегическим
выбором фирмы. В ходе стратегического
анализа фирма оценивает перспективы
того или иного направления деятельности.
Стратегический анализ диверсифицированной
компании получил название портфельного
анализа.
Портфель предприятия, или корпоративный
портфель, – это совокупность относительно
самостоятельных хозяйственных подразделений
(стратегических единиц бизнеса), принадлежащих
одному владельцу.
Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/ прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное сочетание продуктов, испытывающих потребность в капитале для дальнейшего развития, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала.
1 Портфельный анализ
1.1 Цели и основные этапы портфельного анализа
Цель портфельного анализа – согласование бизнес стратегий и распределение финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями компании. Портфельный анализ, в общем виде, осуществляется по следующей схеме:
- привлекательность отрасли;
- конкурентная позиция;
- возможности и угрозы фирме;
- ресурсы и квалификация кадров.
Далее, руководство оценивает стратегии всех подразделений с точки зрения их соответствия корпоративной стратегии, соизмеряя прибыль и ресурсы, потребные каждому подразделению, с помощью матриц портфельного анализа. При этом, матрицы анализа портфеля бизнесов сами по себе не являются инструментом принятия решения. Они только показывают состояние портфеля бизнесов, которое должно учитываться руководством при принятии решения.
На практике
портфельный анализ на предприятии
проводится с учетом ряда стратегических
составляющих. Известный специалист
в области стратегического
Рисунок 1.1 - Составляющие портфельного анализа (И. Ансофф)
Первая составляющая - вектор роста, определяющий масштаб и направление будущей сферы деятельности предприятия. Компоненты вектора роста - продукт и расширение рынка.
Особое значение в условиях рыночной экономики имеет последовательное и экономически обоснованное определение стратегических направлений развития сервисных предприятий на основе использования указанной матрицы:
Различают следующие виды диверсификации (рис. 2):
Рисунок 1.2 - Виды диверсификации
Вторая составляющая портфельного анализа — конкурентное преимущество предприятия. Существуют различные направления достижения конкурентных преимуществ, среди которых можно выделить следующие основные: минимизация затрат, дифференциация товаров (услуг) и ранний выход на рынок.
При осуществлении стратегии минимизации общих издержек предприятию важно провести тщательный анализ своих затрат и соответствующие мероприятия, направленные на снижение всех расходов и достижение эффективности производства. Следует иметь в виду, что достижение преимуществ за счет сравнительно низкой себестоимости услуг и выполнения их в необходимые агротехнические сроки по сравнению с конкурентами выступает весьма актуальной задачей именно в аграрном секторе экономики, где большинство потребителей услуг чувствительны прежде всего к их цене и срочности исполнения.
Стратегия дифференциации товаров (услуг) связана с разработкой ряда существенных их особенностей, которые отличают их от товаров (услуг) конкурентов. Для успешной реализации этой стратегии предприятие должно определить возможные потребности клиентов, чтобы уточнить, что их не устраивает в существующих товарах (услугах) и какие изменения необходимо провести для удовлетворения ожидаемого роста потребностей в них со стороны клиентов. Причем такая дифференциация позволяет предприятию увеличить прибыль, поскольку в этом случае определяющим фактором для потребителей является не цена, а их специфические особенности и отличия от услуг конкурентов.
При реализации
стратегии раннего выхода на рынок
товаров (услуг) с оригинальными
предложениями сервисное
Третья составляющая портфельного анализа — синергизм, которому в литературе дается следующее определение: «явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности, часто называют эффектом «2+2=5». Мы будем называть этот эффект синергизмом». Другими словами, это получение дополнительного экономического эффекта в результате взаимодействия факторов производства. Синергизм может быть не только положительным, но и отрицательным. Последний возможен, когда предприятие диверсифицируется в высоко конкурентную отрасль, не имея достаточного опыта работы и навыков управления в ней.