Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:35, курсовая работа
Целью работы является изучение инфляции в России в настоящее время.
Реализации этой цели способствует решение ряда задач: анализ литературных источников, посвященных данной проблеме, изучение основных теоретических подходов к категории инфляции, исследование особенностей инфляции и ее последствий в новейшей истории России.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Инфляция как макроэкономическая проблема ………………………..4
1.1. Сущность, причины и виды инфляции ………………………………..4
1.2. Последствия инфляционных процессов ……………………………..14
1.3. Антиинфляционная политика ……………………...……………....…19
2. Инфляционные процессы и их последствия в экономике России ……21
2.1. Динамика инфляции в переходный период ………...……………….21
2.2. Меры борьбы с инфляцией в современных услови¬ях России ……...27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список литературы …………………………………………………………….34
Кроме того, во время спада процесс подавления инфляции идет весьма медленно, тогда как подъем восстанавливает прежний уровень инфляции за довольно короткий срок, а дальше превосходит его. Описанная ситуация заставила многих экономистов задуматься над целесообразностью расширения производства, жертвуя некоторыми темпами инфляции, а также возможностью перерастания устойчивой инфляции в галопирующую. За эти свойства умеренная инфляция получила еще два названия - ползучая и нарастающая.
Второй тип (галопирующая инфляция) представляется ростом цен сотнями процентов, в год. Контракты составляются с учетом темпов инфляции. Психология населения претерпевает значительные изменения. Люди стремятся защитить свои сбережения от инфляции. Наблюдается ускоренная материализация денег. Обычно процесс галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейся необдуманной денежно-кредитной политики. Процессы, происходящие при галопирующей инфляции, хорошо выражает кейнсианская теория. Она показывает, что, появляясь, галопирующая инфляция сначала движет кривую спроса вверх вдоль кривой предложения, что приводит к увеличению, как цен, так и объема производства. Дальнейшее развитие процесса лишь перемещает вверх кривую предложения параллельно линии естественного объема производства. Это объясняется тем, что продолжающееся повышение цен перестает стимулировать производство к дальнейшему росту, т.к. цены на ресурсы уже успели подняться, повысив издержки.
С первого взгляда может показаться, что галопирующая инфляция не несет в себе особенно сильной угрозы, потому что является платой за превышение реального объема производства над естественным его уровнем. Но такая ситуация не может продлиться долго. По мере приспособления инфляционных ожиданий фирм цены на произведенные товары будут даваться с опережением. Кривая предложения будет сдвигаться с настоящей точки уже не на следующую за ней, а через одну, две и т.д.
Третий тип - гиперинфляция. Она представляет собой период времени, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значимой, что начинает доминировать в повседневной жизни, приводя к дезорганизации производства и рынка, а также перераспределяя доходы и богатство в обществе.
Гиперинфляция может
проявляться в различных
Другой важный аспект инфляции, получивший наиболее яркое выражение в период гиперинфляции (сверхинфляция), - инфляционный налог. Инфляция налогообложения - это те издержки, которые накладываются инфляцией на владельцев, чьи реальные остатки теряют стоимость с ростом уровня цен. Таким образом, государство финансирует дефицит бюджета, заставляя население ограничивать свое потребление для поддержания реальных денежных остатков на прежнем уровне, что оказывает влияние, равносильное взиманию налогов на ту же сумму. Этот метод весьма эффективен из-за затрудненности ухода из-под налога, хотя может привести к краху экономики страны.
Инфляцию также можно разделить на два вида: спроса и предложения.
Первая (инфляция спроса) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: M*V=P*Q
Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (М) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен Р. Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост М компенсируется подъемом уровня цен (Р), что и вызывает инфляцию спроса.
С учетом занятости можно выделить три ступени развития этих процессов. В первый объем национального продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производства увеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, что есть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах.
По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) при дальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, что связано с исчезновением в некоторых отраслях промышленности производственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличения предложения на увеличение спроса.
Когда общие расходы достигают третьей ступени, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Реальный объем национального продукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены, предложение же остается постоянным.
Остается отметить, что инфляция спроса известна уже давно, причины и механизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном принятии антиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда.
Второй вид - инфляция предложения или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль "цены - зарплата".
Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска. [7]
Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.
Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует три способа их измерения.
Первый - измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах.
Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).
Третий способ - это вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.
1.2. Последствия инфляционных
В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения прежде всего имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.
Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (MV*PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. [7]
Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. В условиях «инфляционных ожиданий» предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.
Выигрывают от инфляции те, кто может легко увеличить свой доход, те, кто берет в кредит, а также правительство.
Те, кто может легко увеличить свой доход. Представители отдельных профессий, некоторые промышленные и трудовые объединения предпочитают увеличивать цены и заработную плату в период инфляции больше, чем в другое время. Если прирост продукции будет больше, чем уровень инфляции, то эти люди будут чувствовать себя намного лучше, чем до повышения цен. Примером может служить торговля драгоценностями. Во время инфляции стоимость драгоценностей в общей массе растет быстрее, чем стоимость жизни. Результат — более высокие прибыли от продажи драгоценностей в эти периоды.
Заемщики. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, N млн. руб., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов). То есть, кто берет в кредит в периоды инфляции, вернет деньги, которые будут стоить меньше, чем в момент дачи кредита. Если процент по кредиту меньше, чем уровень инфляции, то владелец кредита выиграет на разнице.
Правительство. Федеральное правительство и некоторые правительства штатов взимают прогрессивную ставку налога на прибыль. Это значит, что ставка налога растет при возрастании прибыли. В периоды инфляции люди стремятся заработать больше, отдавая государству еще больше. В этом случае люди, увеличившие свой доход, например, на 10%, могут обнаружить, что их ставка налогообложения выросла на 12, а то и на 15%. Таким образом, и правительство может выгадывать от инфляции.
Государство может финансировать свои расходы тремя способами. Во-первых, оно может увеличить налоговые поступления (личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций). Во-вторых, оно может взять в долг у населения. В-третьих, оно может просто напечатать деньги. Доход, получаемый от печатания денег, называется "сеньораж". Государство, печатая деньги для финансирования своих расходов, увеличивает тем самым предложение денег. В силу уже описанных причин, увеличение предложения денег ведет к инфляции. Таким образом, печатание денег с целью извлечения дохода равносильно введению инфляционного налога. [4]
На первый взгляд непонятно, почему инфляцию можно считать разновидностью налога. В конце концов, никому не выставляется счет на уплату этого налога — государство просто печатает необходимые ему деньги. Кто же тогда платит инфляционный налог? Ответ — те, кто хранит наличные деньги. По мере повышения цен реальная стоимость денег, находящихся в кошельках, падает. Когда государство печатает новые деньги для использования их в своих целях, оно тем самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Таким образом, инфляция является налогом на наличные деньги.