Последствия инфляции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инфляции в России в настоящее время.
Реализации этой цели способствует решение ряда задач: анализ литературных источников, посвященных данной проблеме, изучение основных теоретических подходов к категории инфляции, исследование особенностей инфляции и ее последствий в новейшей истории России.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Инфляция как макроэкономическая проблема ………………………..4
1.1. Сущность, причины и виды инфляции ………………………………..4
1.2. Последствия инфляционных процессов ……………………………..14
1.3. Антиинфляционная политика ……………………...……………....…19
2. Инфляционные процессы и их последствия в экономике России ……21
2.1. Динамика инфляции в переходный период ………...……………….21
2.2. Меры борьбы с инфляцией в современных услови¬ях России ……...27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список литературы …………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Инфляц.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

В выигрышной ситуации оказались  банки, имевшие к рассматриваемому моменту в своем распоряжении значительные денежные средства вкладчиков по рублевым депозитам. Так, например вклады населения в Сбербанке в августе 1998 г. составили около 150 млрд. руб. или 25 млрд. долл. по курсу 6 рублей. После девальвации эти 25 млрд. долл. стоили уже 600 млрд. руб., а вкладчикам нужно было выплачивать вклады с процентами (при средней ставке на тот момент 20%) в сумме 180 млрд. руб. Таким образом, для расчета с клиентами банку потребовались всего 7,5 млрд. долл., остальное — это заработок в сумме 420 млрд. руб., или 17,5 млрд. долл. [9]

В 1998 году был отмечен  рост цен на 84,4%. В год девальвации  при высоком росте цен произошло снижение реальной заработной платы на 23%. В 1999 г, реальная средняя заработная плата упала на 15%, пенсии — на 12%.В результате дефолта во второй раз в новейшей истории России произошло обесценение сбережений населения страны. В тоже время положительным моментом стало повышение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции, что послужило первым толчком к экономическому росту, последовавшему в 1999 -2000 годах.

После финансового кризиса  в бюджете Российской Федерации  на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30 - 50%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%. По официальным данным Министерства финансов уровень инфляции в России в 1999 г. составил 36,5%, а в 2000 г. — 21%. Уровень инфляции в России за 2001 год составил 18,6%.[13]

За 2002 год цены в стране выросли в среднем на 15,1%. При  этом цены на продовольственные товары за год выросли на 11%, на непродовольственные товары - на 10,9%, платные услуги населению подорожали на 36,2%.

В 2003 году впервые за послереформенный период правительству РФ удалось достигнуть запланированный уровень инфляции 12%. Однако в 2004 и 2005 годах темпы инфляции опять оказались выше запланированного уровня, а в2006 году снова удалось достичь плановых показателей - 9%. В 2007 г. и в 2008 гг. инфляция опять превысила 10% и стала выше запланированной. Это произошло вследствие высоких цен на энергоносители и пик спроса на товары и услуги в период полной загрузки мощностей. В 2009 г вследствие кризиса в экономике и падения спроса инфляция снизилась. [14]

 

Современные причины  инфляции в России (2012-2013 гг)

  1. рост нефтегазовых доходов (рост ликвидности на денежном рынке);
  2. "сужение" рынка труда (снижение уровня безработицы приводит к повышению уровня инфляции: по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают расти, но перекладываются в виде повышения цен на потребителей);
  3. ослабление курса рубля (период май-июнь. Как следствие, удорожания импортируемых товаров в рублевых ценах).
  4. повышение тарифов на услуги естественных монополий на 15% ежегодно;
  5. рост цен на продовольственные товары на мировом рынке (из-за засухи в ряде стран);
  6. неурожай зерновых и зернобобовых культур в РФ из-за засухи (с начала года зерновые подорожали на 40–50% и из-за неурожая цены прибавят еще 20–30%. Рост оптовых цен на зерновые приведет к удорожанию продуктов питания и окажет негативное влияние на отечественное животноводство, особенно птицеводство и свиноводство. К примеру, цена на зерно третьего класса в 2012 году составила 10 тыс. руб. за тонну против 5 тыс. руб. за тонну годом ранее).
  7. рост цен на продовольственную пшеницу (в среднем на 90% до 10 тыс. руб. за тонну) и фуражное зерно;
  8. рост цен на плодоовощную продукцию нового урожая, за счет чего годовая инфляция цен повысилась до 4.3% (доля расходов на продовольствие составляет 37%)
  9. Повышение акцизов на вино-водочные изделия с 1 января 2013 года;

 

2.2. Меры борьбы с инфляцией в современных условиях России

 

Вполне очевидно, что  управление инфляцией в условиях реформируемой экономики является неотъемлемой частью государственной экономической политики и предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, её причины, методы проявления. В нашей стране можно вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Инструменты противодействия  инфляции в российской экономике  можно условно разделить на две группы. Первая группа мер - это действия Центрального Банка и Правительства РФ по более активной стерилизации денежной массы. Что касается шагов правительства, оно может делать это с использованием механизма внутреннего заимствования на рынке ГКО-ОФЗ.

Другим способом стерилизации со стороны правительства является накопление неиспользованных средств на бюджетных счетах и формирование резервного фонда. Но и здесь есть свои проблемы: известно, что правительство часто балансирует на грани между желательностью стерилизации и фактической неизбежности секвестра, несмотря на бодрые рапорты о профицитном исполнении бюджета. Поэтому именно ЦБ должен принять на себя всю сложность задачи по связыванию рублевых средств.

Другими монетарными  инструментами - повышением курса рубля  и процентных ставок ЦБ воспользоваться практически не в состоянии. Укрепление рубля привело бы к снижению конкурентоспособности российских производителей. А ставка рефинансирования ЦБ и так выше ставок по кредитам (облигационным займам), предоставляемым банками предприятиям, вследствие чего не работает система рефинансирования банковских кредитов товаропроизводителям. На инфляцию влияют многие немонетарные факторы и инструменты государственного регулирования экономики, которые ЦБ не контролируются. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства РФ в области бюджетной, тарифной, социальной политики.

Вторая труппа мер  направлена на противодействие немонетарным факторам инфляции. Эффективным механизмом сдерживания инфляции в данном случае может быть удержание темпов повышения тарифов монополий. Важной проблемой при решении этой задачи является необходимость учета интересов самих монополий. Понятно, что если тарифы вырастут слишком сильно, то удержать уровень инфляции на планируемом уровне будет непросто. Чтобы избежать этой угрозы, правительство предлагает ограничить совокупный уровень увеличения тарифов. Однако возникает вопрос, как при такой инфляции монополисты смогут реализовывать свои инвестиционные программы. Ведь тогда реальный уровень цен на их товары и услуги практически останется на уровне этого года. Действительно, если рассматривать только реальные рублевые доходы, которые подвержены инфляции, то значительная их часть обесценится из-за инфляции, значение которой сопоставимо с уровнем увеличения тарифов. Такая ситуация делает целесообразным при определении уровня повышения тарифов для конкретного монополиста учитывать, какую долю в его доходах составляет валюта. Цель такого подхода - найти компромисс между реальными потребностями монополий в целом и стабильностью экономической ситуации. [8]

Необходимо проводить  и политику регулирования цен  и доходов, которая должна увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения заработной платы.

Конкретные методы сдерживания  инфляции, их последовательность применения зависит от постановки правильного  «диагноза», то есть выявления реальных причин роста цен. Поставить «диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ним факторы, подстёгивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких инструментов, которые соответствуют характеру и глубине инфляции. Поэтому на основе реальных причин инфляции последних двух лет (2012 и 2013 гг) в нашей стране осуществлялись следующие мероприятия:

Антиинфляционная политика России в 2012 -2013 гг.

  1. Рост тарифов естественных монополий предполагается ограничением уровнем инфляции, за исключением цен на газ;
  2. Введение тарифных каникул: повышение тарифов естественных монополий предусматривается в двух вариантах: а) поэтапно в течение года: с 1 января 2012 года на 5%, с 1 июля 2012 года на 9.5%. При этом среднегодовой рост тарифов в 2012 г. составит 10,2%. б) тарифы планируется индексировать с 1 июля 2012 года на 15%;
  3. Снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%;
  4. Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);
  5. Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек).
  6. Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  7. Планировался ввод экспортных пошлин на зерно с 1 апреля 2012 года. За январь 2012 года экспорт зерна составил 20 млн.т. при общем потенциале 33 млн.т. (Минэкономразвития могло ввести пошлины, если объем экспорта превысил бы 24-25 млн.т.).
  8. Цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются со скидкой 30% от оптовой цены, сложившейся на 31 декабря 2011 г. в том субъекте РФ, где работают сельскохозяйственные товаропроизводители. При этом цена не должна быть ниже себестоимости ГСМ. Льгота будет действовать до 30 июня 2012 года.
  9. Повышение ставки рефинансирования с 14 сентября 2012 года до 8.25% было направлено на сдерживание инфляционных ожиданий
  10. Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);
  11. Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек).
  12. Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  13. Стимулирование внедрение биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции (сахар, зерно, молочные продукты, мясо). Финансовые инструменты помогут снизить волатильность цен и позволят добиться прозрачного ценообразования. Первый этапе (в течение 2-3 лет) – внедрение инструментов двойных складских расписок, поставочных контрактов. Второй этап( через несколько лет) - использование фьючерсов и опционов на бирже.
  14. Отмена транспортного налога (замена его на взимание через акцизы на бензин).
  15. Перевод не менее 50% общественного транспорта на газовое топливо (сжиженный углеводородный газ, сжатый, или компримированный природный газ и сжиженный природный газ).

В следующие годы будут  реализовываться следующие мероприятия  совершенствования антиинфляционной политики:

  1. Выделение дотаций мукомольным предприятиям в размере 2.2-2.5 млрд.руб.
  2. Установление на один год нулевой ставки НДС для хлебопекарных и зерноперерабатывающих предприятий.
  3. Снижение или обнуление таможенных пошлин на компоненты для производства транспортных средств на газовом топливе.
  4. Рост тарифов естественных монополий начиная с 2014г. будет ограничен уровнем инфляции за предыдущий год. Для населения тарифы индексируются по формуле инфляция минус с понижающим коэффициентом 0.7 (то есть на 30% ниже инфляции за предыдущий год). Тарифы для инфраструктурных монополий повышаться не будут. Такой порядок будет действовать с 2014 по 2016 год.
  5. Переход к контрциклической политике (зависимость уровня тарифов от темпов экономического роста предыдущего года. Период реализации: с 2017 года)

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своей природе  характеру, интенсивности, проявлениям  инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

  • снижение реальных доходов населения;
  • обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров;
  • ожидание повышения цен на продовольствие;
  • ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может  рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

 

 

Список литературы

 

  1. Баранов Э.Ф. Цены на регулируемые услуги для населения, инфляция и перекрестное субсидирование // Банковское дело. - 2007. - №2. - С. 12-17.
  2. Велетминский И. Инфляция не помешает нашим доходам // Рос. газ. - 2010. -30 июля.-С. 3.
  3. Гельман М.М. Из стабилизационного фонда России через два года может исчезнуть свыше триллиона рублей [Электронный ресурс] // Народный интерес. -2006. - 26 марта. - Режим доступа: http://www.narodinfo.ru/program/27824.
  4. Долан Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. - Спб.: Экономикс, 1998. - 366 с.
  5. Казаков А.П., Минаев Н.В. Экономика. Учебный курс по экономической теории. - М.: Издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2002. - 480 с.
  6. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
  7. Курс экономической теории: Учебник / под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. - Киров: Издательство «АСА», 2011. - 832 с.
  8. Лазич П. Инфляция и фондовый рынок // Рынок ценных бумаг. - 2012. - №2. -С. 16-18.
  9. Никитин СМ. Инфляция и хозяйственный механизм. // Вопросы экономики. -2013.-№2.-с. 29-40.
  10. Николаев И. Тарифы и инфляция. //Общество и экономика. - 2010. - №2. - с. 46 - 52.
  11. Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля. // Общество и экономика. - 2012. - №11. - 26 - 35.
  12. Ратновский Л. Потери от инфляции в России // Вопросы экономики. - 2012. - №2. - с. 49 - 60.
  13. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. 2012 / Госкомстат России. - М.: Б.и., 2013. - 400 с.
  14. Русских Я. Инфляция. Современный взгляд на жизнь. // Экономика и жизнь. -2010.-№12.-С. 12.

Информация о работе Последствия инфляции в России