Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:35, курсовая работа
Целью работы является изучение инфляции в России в настоящее время.
Реализации этой цели способствует решение ряда задач: анализ литературных источников, посвященных данной проблеме, изучение основных теоретических подходов к категории инфляции, исследование особенностей инфляции и ее последствий в новейшей истории России.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Инфляция как макроэкономическая проблема ………………………..4
1.1. Сущность, причины и виды инфляции ………………………………..4
1.2. Последствия инфляционных процессов ……………………………..14
1.3. Антиинфляционная политика ……………………...……………....…19
2. Инфляционные процессы и их последствия в экономике России ……21
2.1. Динамика инфляции в переходный период ………...……………….21
2.2. Меры борьбы с инфляцией в современных услови¬ях России ……...27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список литературы …………………………………………………………….34
В выигрышной ситуации оказались банки, имевшие к рассматриваемому моменту в своем распоряжении значительные денежные средства вкладчиков по рублевым депозитам. Так, например вклады населения в Сбербанке в августе 1998 г. составили около 150 млрд. руб. или 25 млрд. долл. по курсу 6 рублей. После девальвации эти 25 млрд. долл. стоили уже 600 млрд. руб., а вкладчикам нужно было выплачивать вклады с процентами (при средней ставке на тот момент 20%) в сумме 180 млрд. руб. Таким образом, для расчета с клиентами банку потребовались всего 7,5 млрд. долл., остальное — это заработок в сумме 420 млрд. руб., или 17,5 млрд. долл. [9]
В 1998 году был отмечен рост цен на 84,4%. В год девальвации при высоком росте цен произошло снижение реальной заработной платы на 23%. В 1999 г, реальная средняя заработная плата упала на 15%, пенсии — на 12%.В результате дефолта во второй раз в новейшей истории России произошло обесценение сбережений населения страны. В тоже время положительным моментом стало повышение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции, что послужило первым толчком к экономическому росту, последовавшему в 1999 -2000 годах.
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30 - 50%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%. По официальным данным Министерства финансов уровень инфляции в России в 1999 г. составил 36,5%, а в 2000 г. — 21%. Уровень инфляции в России за 2001 год составил 18,6%.[13]
За 2002 год цены в стране выросли в среднем на 15,1%. При этом цены на продовольственные товары за год выросли на 11%, на непродовольственные товары - на 10,9%, платные услуги населению подорожали на 36,2%.
В 2003 году впервые за послереформенный период правительству РФ удалось достигнуть запланированный уровень инфляции 12%. Однако в 2004 и 2005 годах темпы инфляции опять оказались выше запланированного уровня, а в2006 году снова удалось достичь плановых показателей - 9%. В 2007 г. и в 2008 гг. инфляция опять превысила 10% и стала выше запланированной. Это произошло вследствие высоких цен на энергоносители и пик спроса на товары и услуги в период полной загрузки мощностей. В 2009 г вследствие кризиса в экономике и падения спроса инфляция снизилась. [14]
Современные причины инфляции в России (2012-2013 гг)
2.2. Меры борьбы с инфляцией в современных условиях России
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики является неотъемлемой частью государственной экономической политики и предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, её причины, методы проявления. В нашей стране можно вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.
Инструменты противодействия инфляции в российской экономике можно условно разделить на две группы. Первая группа мер - это действия Центрального Банка и Правительства РФ по более активной стерилизации денежной массы. Что касается шагов правительства, оно может делать это с использованием механизма внутреннего заимствования на рынке ГКО-ОФЗ.
Другим способом стерилизации со стороны правительства является накопление неиспользованных средств на бюджетных счетах и формирование резервного фонда. Но и здесь есть свои проблемы: известно, что правительство часто балансирует на грани между желательностью стерилизации и фактической неизбежности секвестра, несмотря на бодрые рапорты о профицитном исполнении бюджета. Поэтому именно ЦБ должен принять на себя всю сложность задачи по связыванию рублевых средств.
Другими монетарными инструментами - повышением курса рубля и процентных ставок ЦБ воспользоваться практически не в состоянии. Укрепление рубля привело бы к снижению конкурентоспособности российских производителей. А ставка рефинансирования ЦБ и так выше ставок по кредитам (облигационным займам), предоставляемым банками предприятиям, вследствие чего не работает система рефинансирования банковских кредитов товаропроизводителям. На инфляцию влияют многие немонетарные факторы и инструменты государственного регулирования экономики, которые ЦБ не контролируются. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства РФ в области бюджетной, тарифной, социальной политики.
Вторая труппа мер направлена на противодействие немонетарным факторам инфляции. Эффективным механизмом сдерживания инфляции в данном случае может быть удержание темпов повышения тарифов монополий. Важной проблемой при решении этой задачи является необходимость учета интересов самих монополий. Понятно, что если тарифы вырастут слишком сильно, то удержать уровень инфляции на планируемом уровне будет непросто. Чтобы избежать этой угрозы, правительство предлагает ограничить совокупный уровень увеличения тарифов. Однако возникает вопрос, как при такой инфляции монополисты смогут реализовывать свои инвестиционные программы. Ведь тогда реальный уровень цен на их товары и услуги практически останется на уровне этого года. Действительно, если рассматривать только реальные рублевые доходы, которые подвержены инфляции, то значительная их часть обесценится из-за инфляции, значение которой сопоставимо с уровнем увеличения тарифов. Такая ситуация делает целесообразным при определении уровня повышения тарифов для конкретного монополиста учитывать, какую долю в его доходах составляет валюта. Цель такого подхода - найти компромисс между реальными потребностями монополий в целом и стабильностью экономической ситуации. [8]
Необходимо проводить и политику регулирования цен и доходов, которая должна увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения заработной платы.
Конкретные методы сдерживания инфляции, их последовательность применения зависит от постановки правильного «диагноза», то есть выявления реальных причин роста цен. Поставить «диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ним факторы, подстёгивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких инструментов, которые соответствуют характеру и глубине инфляции. Поэтому на основе реальных причин инфляции последних двух лет (2012 и 2013 гг) в нашей стране осуществлялись следующие мероприятия:
Антиинфляционная политика России в 2012 -2013 гг.
В следующие годы будут
реализовываться следующие
Заключение
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своей природе характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.
Управление инфляцией представл
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Список литературы