Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:58, реферат
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Введение
1. Теоретические аспекты потребительского поведения
1.1 Понятие потребительского поведения
1.2 Типы поведения потребителей
2. Факторы, влияющие на поведение потребителя
2.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
2.2 Бюджетное ограничение
2.3 Реклама и потребительское поведение
3. Влияние обслуживания на поведение и выбор покупателя
3.1 Как покупатель выбирает товар
3.2 Довольный покупатель - гарантия успешной торговли
Заключение
Содержание
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
В процессе своей жизнедеятельности
человек должен питаться, одеваться,
защищаться от неблагоприятных погодных
условий, противостоять и поддерживать
свой организм в нормальном состоянии,
то есть удовлетворять самые
В современной литературе
потребности подразделяют на первичные
(низшие) и вторичные (высшие). Под
первичными подразумеваются насущные
потребности в пище, одежде, жилище.
Вторичные связаны с
Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.
Потребители товаров и услуг- это люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары и услуги. Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, малые фирмы и глобальные компании, страны или нации, международные организации и даже мировое сообщество в целом - все они могут рассматриваться как потребители конкретных товаров в материальной форме и услуг.
Нарастающая интенсивность
конкуренции глобализующихся
Основными агентами на рынке готовой продукции являются домохозяйства и фирмы. Поведение домохозяйств определяет спрос на товары и услуги. Поведение фирм-производителей характеризует предложение товаров и услуг. В данной работе будут рассмотрены факторы, обусловливающие спрос.
Эта проблемы представляет
не только теоретический, но и практический
интерес. Как потребителю
1. Теоретические аспекты потребительского поведения
1.1 Понятие потребительского поведения
Потребление - это обретение и использование продуктов, услуг, идей.
Поведение потребителей - это деятельность, непосредственно вовлечённая в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.
Основными теоретическими подходами, объясняющими поведение потребителя, являются теория предельной полезности и анализ кривых безразличия.
Любая теория является достаточно
абстрактной моделью и строится
на ряде методологических допущений, позволяющих
сконцентрировать внимание на принципиальных
ключевых моментах. При анализе поведения
потребителя исследователи
· все рынки товаров и услуг являются совершенно конкурентными, а все товары и услуги имеют рыночную цену;
· все домохозяйства и
фирмы располагают полной и достоверной
информацией, необходимой им для
совершения выбора и принятия решений
о потреблении или
· в основе потребительского выбора лежит полезность, величину которой можно измерить;
· все контрагенты ведут
себя рационально, т.е. соотносят свои
затраты и выигрыши по каждой дополнительной
единице потреблённого или
· потребители последовательны в своих вкусах и предпочтениях и всегда предпочитают большую полезность меньшей. Так, если полезность товара А больше полезности товара В, а та, в свою очередь, больше полезности товара С, то при выборе между товарами А и С потребитель обязательно выберет товар А и предпочтёт иметь этого товара чем больше, тем лучше.
Легко заметить, что большая часть названных выше предпосылок является условными и не реализуется на практике. Нигде по сути нет рынков совершенной конкуренции, покупатели никогда не знают точно о реальном качестве покупаемого товара, производители не знают истинного дохода покупателей и пр. Наконец, далеко не всегда и не все покупатели ( ровно как и производители) ведут себя рационально и последовательно.
Наиболее уязвимым является тезис о полезности, которую можно соотнести с затратами. Индивидуальная оценка полезности является субъективной характеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной и той же вещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Более того, один и тот же потребитель оценивает полезность того же самого продукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места, времени, моды и пр.
При всём несовершенстве методологических
посылок и основных положений
теории предельной полезности она, тем
не менее, достаточно точно обрисовывает
поведение потребителей и отчасти
производителей, пытающихся воздействовать
на потребительский спрос и
Прежде чем перейти
к более детальному изучению полезности
как основы выбора потребителя, определим
границы открытого для
Представим, что всё многообразие товаров на рынке сведено к двум продуктам. Это не будет большим прегрешением против действительности, поскольку часто в быту вопрос стоит именно так: купить на обед мясо или рыбу, купить жене платье или мужу ботинки, купить автомобиль или заплатить за обучение сына.
Если весь доход будет потрачен на приобретение товара А, то на вертикальной оси мы получим точку, показывающую, сколько единиц этого товара можно будет приобрести. Это количество товаров определяется, с одной стороны, доходом потребителя и, с другой стороны, - ценой товара А. Если весь доход будет потрачен на приобретение товара В, количество единиц товара В (в зависимости от его цены) будет отображено соответствующей точкой на оси горизонтали. Соединив эти две точки, мы получим бюджетную линию, или линию бюджетного ограничения.
В пределах поля возможностей,
ограниченного бюджетной
Каждый потребитель
1.2 Типы поведения потребителей
Поведение потребителя меняется
в зависимости от того, какой товар
он покупает - тюбик зубной пасты, теннисную
ракетку, дорогой фотоаппарат или
новый автомобиль. Чем сложнее
принять решение о покупке, тем
больше требуется участников и тем
осторожнее ведёт себя потребитель.
Исходя из этого, можно выделить типы
поведения потребителей при принятии
решения о покупке. В основу представленного
ниже, (рис. 1) положены понятия уровня
вовлечённости и степени
Рис.1 Типология потребительского поведения
Исходя из обусловленных критериев, верхние два типа покупателей способны выделить значительную разницу между аналогичными товарами, в то время как два нижних типа могут уловить лишь незначительную разницу между аналогичными марками товаров.
При сложном покупательском
поведении перед маркетологом стоит
задача суметь сохранить возникшее
вовлечение. Высокая степень вовлечения
потребителей имеет место, если продукт
стоит дорого, его покупка связана
с риском, а покупаемый предмет
может служить средством
В этом случае покупатель должен пройти процесс усвоения, выработать мнение в отношении товара, а затем сформировать собственный взгляд. Только после этого он сможет сделать окончательный выбор.
Неуверенное покупательское
поведение наблюдается в
Привычное покупательское поведение
имеет место при условии
Поисковое покупательское поведение выделяет такой тип поведения потребителей, который принимает решения о покупке товара в ситуации, когда низкая степень вовлечения потребителей сопровождается существенными различиями между разными марками товара.
Потребители этой поведенческой
группы проявляют поисковое
Кроме классификации потребительского поведения, существуют факторы, которые в той или иной мере влияют на определённый круг покупателей. Давайте рассмотрим некоторые из них в следующей главе.
Иррациональное