Потребительское поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:58, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты потребительского поведения
1.1 Понятие потребительского поведения
1.2 Типы поведения потребителей
2. Факторы, влияющие на поведение потребителя
2.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
2.2 Бюджетное ограничение
2.3 Реклама и потребительское поведение
3. Влияние обслуживания на поведение и выбор покупателя
3.1 Как покупатель выбирает товар
3.2 Довольный покупатель - гарантия успешной торговли
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат 2.docx

— 42.97 Кб (Скачать файл)

Многие формы поведения, в том числе потребительского, воспроизводятся людьми без лишних размышлений. В основе лежит механизм подражания. Особенно велика его роль в процессе социализации. Чтобы не ломать голову, индивид в стандартных  ситуациях ведёт себя так, как  ведут окружающие. Этим объясняется  то, что в одной и той же ситуации люди из разных культур ведут себя по-разному.

Механизм подражания затягивает людей, так как думать самостоятельно, находить собственные решения - это  тяжёлая работа, которая не всем по вкусу, да и невозможно во всем и  всегда полагаться только на свой ум - придётся в своей биографии повторить  весь путь человечества, открывая огнь, колено и т.п. Поэтому люди, стремясь из лени или из здравого смысла экономить  свои интеллектуальные силы, идут по пути подражания; если человек прошёл по льду и не провалился, значит, можно  идти вслед за ним; если соседи купили стиральную машину и она работает уже целый год, значит, можно сделать  то же.

Важную роль в распространении  форм играет механизм заражения. Точно  так же, как люди заражаются вирусом  той или иной болезни, они могут  при определённых условиях заражаться чужим настроением, заимствуя соответствующие  формы поведения.

Не все люди в равной мере подтверждены заражению. Французский  психолог XIX в. Густав Лебон писал: "социальное заражение характерно более всего  для людей с подавленной волей  и ведёт к закреплению традиций посредством приведения этих людей  в определеннее психическое состояние  посредством эмоциональных сопереживаний. Массовое аффективное напряжение ведёт  к сужению сознания и преимущественному  восприятию тех образов, которые  окрашены наиболее эмоциональными красками".

Нередко в разного типа группах встречается механизм взаимного  заряжения. В этом случае все участники  группы заражают друг друга. Американский исследователь Т. Шибутани так описывает  этот процесс: "каждый участник вносит свой вклад в эту атмосферу  в той степени, в какой он проявляет  соответствующие эмоциональные  реакции, и каждый заражается этим настроением  в зависимости от того, насколько  оно соответствует его состоянию".

2. Факторы, влияющие на поведение потребителя

2.1 Факторы, оказывающие  влияние на покупательское поведение

Потребители принимают  свои решения не в вакууме. На совершаемые  ими покупки большое влияние  оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (рисунок 2). В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка.

Рисунок 2. Факторы, оказывающие  влияние на покупательское поведение

Факторы культурного уровня

Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя  оказывают факторы культурного  уровня. Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение  человека. Ребенок усваивает базовый  набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных  для его семьи и основных институтов общества. Так, ребенок, растущий в Америке, знакомится или сталкивается со следующими ценностными представлениями: свершение  и успех, активность, работоспособность  и практичность, движение вперед, материальный комфорт, индивидуализм, свобода, внешний  комфорт.

Любая культура включает в  себя более мелкие составляющие, или  субкультуры, которые представляют своим членам возможность более  конкретного отождествления и общения  с себе подобными. В крупных сообществах  встречаются группы лиц одной  национальности, скажем ирландцев, поляков, итальянцев или пуэрториканцев, проявляющих  четкие этнические вкусовые пристрастия  и интересы. Отдельные субкультуры  со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой  религиозные группы, такие, как группы католиков, мусульман, иудеев. Четко  выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются  расовые группы, скажем негров и  уроженцев Востока. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим  образом жизни в каждом отдельном  случае имеют и географические районы, такие как западная и восточная  Украина.

Социальное положение. Почти  в каждом обществе существуют различные  общественные классы, которые определяются следующим образом: общественные классы - сравнительно стабильные группы в  рамках общества, располагающиеся в  иерархическом порядке и характеризующиеся  наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Общественным классам присуще несколько  характеристик: 1) лица, принадлежащие  к одному и тому же классу, склонны  вести себя почти одинаково; 2) в  зависимости от принадлежности к  тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе; 3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик  принадлежащих к нему лиц; 4) индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов. Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и марок в одежде, хозяйственных принадлежностях, проведении досуга, автомобилях.

Социальный фактор. Так  же на выбор покупателя оказывает  влияние его ближайшее окружение: друзья, коллеги по работе, члены  семьи. При покупки какого-то продукта, особенно если эта покупка совершается  редко либо первый раз, человек попытается узнать о цене, качестве товара, месте  его продажи и наиболее просто это сделать - спросить у окружающих его людей, большее влияние оказывают  естественно те, которые пользуются уважением в конкретной группе людей. Кроме того, у человека складывается определенное положительное или  отрицательное мнение о том или  ином товаре или фирме по услышанному  от других, которое в будущем, возможно, повлияет на его выбор. Особое влияние, на мой взгляд, оказывают родители даже если покупатель не живет с  ними. Пример: из личного опыта известно, что при покупке растительного  масла из множества сортов выбирается "Олейна" только потому, что им долгое время пользуются мамы.

Как можно судить из рисунка 10 на покупателя так же влияют личностные факторы: род занятий, экономическое  положение, образ жизни и т.д. При  определенном роде занятий у человека может возникнуть желание заниматься каким-то еще делом, совершенно не связанным  с его повседневными делами или  наоборот, дополняющим его занятия. Пример: увлечение каким-либо хобби (рыбная ловля, чтение детективов) помогает человеку расслабиться, но это приводит к покупке необходимых ему  при этом товаров (удочка, книги).

Но основной причиной выбора товара и услуг является экономическое  положение покупателя. Возьмем на рассмотрение нашу страну. Покупки  продуктов и одежды основной массой населения осуществляется на рынках. Это связано в первую очередь  ценой: в магазинах она дороже. Однако, покупка бытовой техники  производится в магазинах, так как  на рынке больше шансов купить не качественную технику.

Психологические факторы  лучше рассмотреть при том, как  покупатели подходят к приобретению товаров-новинок. Под новинкой имеется  в виду товар, услуга или идея, которые  часть потенциальных клиентов воспринимают как нечто новое. Люди заметно  отличаются друг от друга своей готовностью  к опробованию новых товаров. Восприимчивость к новому - это "степень  сравнительного опережения индивидом  остальных членов своей общественной системы в восприятии новых идей". В каждой товарной сфере будут  и свои первопроходцы, и их ранние последователи. Некоторые женщины  первыми приемлют новую моду в  одежде. Некоторые врачи первыми  начинают прописывать новые лекарства.

Другие люди воспринимают новинки гораздо позже. Все это  позволило квалифицировать людей  по степени их восприимчивости (рисунок11). После замедленного начала новинку  начинает воспринимать все больше людей. Со временем их число достигает пикового значения, а затем процент начинает уменьшаться по мере уменьшения числа  еще не воспринявших товар. Новаторами считаются первые 2,5 % покупателей, к  ранним последователям относят следующие 13,5% и т.д.

Рисунок 3. Категории потребителей по времени восприятия ими новинок

Новаторы склонны к  риску. Они опробуют новинки, немного  рискуя. Ранние последователи - лидеры мнений в своей среде и воспринимают новые идеи довольно рано, хотя и  с осторожностью. Раннее большинство- люди осмотрительные. Они воспринимают новшества раньше среднего жителя, но лидерами бывают редко. Запоздалое большинство настроено скептически. Эти люди воспринимают новинку только после того, как ее уже опробовало большинство. И наконец, отстающие - это люди, связанные традициями. Они с подозрением относятся  к переменам, общаются с другими  приверженцами традиций и воспринимают новинку только потому, что она  уже успела в какой-то мере стать  традицией.

Роль личного влияния

Большую роль в процессе восприятия новинок играет личное влияние. Под личным влиянием имеют в виду эффект, который производят заявления  о товаре, сделанные одним человеком, на отношения другого человека или  на вероятность совершения им покупки. Хотя личное влияние - фактор важный вообще, оно приобретает особую значимость в некоторых ситуациях и для  некоторых людей. В отношении  новинки личное влияние оказывается  наиболее значимым на этапе оценки. На поздних последователей оно производит большее впечатление, чем на ранних. В ситуациях, связанных с риском, оно оказывается более действенным, чем в ситуациях безопасных.

2.2 Бюджетное ограничение

Как уже говорилось в главе 1, потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые  ему позволяет его кошелёк. Это  ограничение называется бюджетным  и его можно отнести к факторам, влияющим на поведение потребителя. Вернёмся к примеру, в котором  всё многообразие товаров на рынке  сведено к двум продуктам А  и В, предположим это продукты питания и одежда соответственно. Потребитель располагает бюджетом в размере 10000 рублей. Стоимость 1 единицы  продуктов питания равна 20 рублей, одежды - 100 рублей. В таблице 1 приведены  различные комбинации товаров, которые  может купить потребитель, израсходовав весь бюджет.

 

количество продуктов  питания

количество единиц одежды

затраты на продукты питания

затраты на одежду

общие затраты

 

0

100

0

10000

10000

 

50

90

1000

9000

10000

 

100

80

2000

8000

10000

 

150

70

3000

7000

10000

 

200

60

4000

6000

10000

 

250

50

5000

5000

10000

 

300

40

6000

4000

10000

 

350

30

7000

3000

10000

 

400

20

8000

2000

10000

 

450

10

9000

1000

10000

 

500

0

10000

0

10000

 
           

Графически это бюджетное  ограничение можно выразить следующим  образом:

Совокупность точек слева  от линии бюджетного ограничения  и всех точек, принадлежащих самой  линии, характеризует область допустимых значений потребительского выбора на данном уровне дохода и заданных ценах, или поле выбора. Поле выбора может  менять свою форму в зависимости  от размеров дохода, цены товара А и  цены товара В. При изменении одного только дохода линия бюджетного ограничения  будет перемещаться параллельно  вправо, если доход растёт, и влево, если величина дохода падает.

Если же цена товара А  растёт, а цена товара В неизменна  и доход остался прежним, то бюджетная  линия изменит угол своего наклона. При прежнем бюджете покупатель сможет купить меньше подорожавшего  товара А, если весь доход будет истрачен исключительно на этот товар. Следовательно, бюджетная линия вновь изменится:

При понижении цены одного из товаров точка пересечения  бюджетной кривой с осью координат  будет отодвигаться всё дальше от оси координат, а поле выбора потребителя  увеличится.

Далее рассмотрим следующий  фактор, влияющий на потребительское  поведение, экологический фактор, на примере Российских потребителей.

 

2.3 Реклама и потребительское поведение

Для изучения вопроса о  взаимосвязи между наличием рекламной  поддержки и показателями потребительского поведения остановимся на положении  дел на одном из развитых российских рынков FMCG (Fast-Moving Consumer Goods). В качестве иллюстрации выберем три известных  бренда и обозначим их условно  А, В и С.

Чтобы исключить ошибки связанные  со сравнением реакций групп, обладающих не только отличными социально-демографическими характеристиками, но, как следствие, и различными поведенческими особенностями, рассмотрим только ядро целевой аудитории. Для брендов А, В и С оно  сходно.

Информационной базой  анализа служит исследования R-TGI (КОМКОН-2) и TNS Gallup Media. Таким образом, с одной  стороны, мы можем провести сопоставление  характеристик потребительского поведения  брендов, а с другой, - с уровнем  телевизионной рекламной поддержки.

Начнём с бренда А - новой  марки, впервые вышедшей на рынок. На рис. 2 отображена динамика показателей  его узнаваемости, потребления и  лояльности, а также измерение  медиаподдержки. Очевидно, что добиться роста потребления, а тем более, лояльности - задачи более сложные, нежели задача поднять узнаваемость бренда. Однако все три показателя, начиная с момента выхода марки  на рынок, растут.

Рис. 4 Новый бренд.

 

Визуально устанавливаемая  связь между ними и наращиванием медиаподдержки прослеживается, и, судя по всему, связь эта безоговорочная.

Вспомним, однако, утверждения  Г. Брауна и Р. Уайта о том, что  бренд, впервые выходящий на рынок, способен добиться при помощи рекламы  более значительных результатов, нежели бренд давно присутствующий на рынке, и рассмотрим следующий пример.

Бренд В - "растущая" марка. Это игрок, вышедший на рынок без  медиаподдержки и начавший телевизионную  РК лишь спустя некоторое, достаточно продолжительное время. (рис 3)

Рис. 4 растущий бренд.

В данном случае мы также  можем наблюдать определённую зависимость  между узнаваемостью, потреблением, лояльностью и медиавоздействием  на потенциальных потребителей. Но обратим внимание на период жизни  бренда без рекламной поддержки. Очевидно, что его рост происходил и до выхода его в ТВ-ЭФИР.

Информация о работе Потребительское поведение