Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:40, контрольная работа
Самая известная с древних времен классификация темпераментов, основывается на динамических особенностях личности и представляет собой четыре типа темперамента людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Темперамент заложен в каждом из нас генетически, поэтому не стоит удивляться бурным проявлениям эмоций и радости сангвиника, как и огорчаться некоторой враждебности и резкости холерика. Обычно люди плохо воспринимают противоположности: степенному флегматику порой сложно понять легко переключаемого, общительного сангвиника.
Введение
1.Поведение человека в организации и типы сотрудников.
2. Типология темперамента и акцентуаций характера и их проявление в общении.
3. Характеристика психосоциотипов.
Заключение
Список литературы
План работы
Введение
1.Поведение человека в организации и типы сотрудников.
2. Типология
темперамента и акцентуаций
3. Характеристика психосоциотипов.
Заключение
Список литературы
Введение
Попытки исследовать темперамент и характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере — характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.
Самая известная с древних времен классификация темпераментов, основывается на динамических особенностях личности и представляет собой четыре типа темперамента людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Темперамент заложен в каждом из нас генетически, поэтому не стоит удивляться бурным проявлениям эмоций и радости сангвиника, как и огорчаться некоторой враждебности и резкости холерика. Обычно люди плохо воспринимают противоположности: степенному флегматику порой сложно понять легко переключаемого, общительного сангвиника.
Типология темпераментов и характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Изучение психологических типов людей помогает спрогнозировать и понять их действия в работе, бизнесе, общении.
Поведение человека в организации и типы сотрудников
Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеется две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой - он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации.
Первый тип: полностью принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Такой тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и дисциплинированного члена организации.
Второй тип: человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам организации, но соответствовать его собственным интересам. Например, такой человек с готовностью будет участвовать в забастовке, для того чтобы добиться повышения заработной платы.
Третий тип: человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом. Однако если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным ее членам и дать им свободу в выборе форм поведения, они могут найти свое место в организации и приносить ей пользу.
Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации, и люди, ведущие себя таким образом, не нужны организации. Однако в большинстве случаев "бунтари" порождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей большой ущерб.
В успешном взаимодействии с коллегами важно также знание психологических особенностей типов личности людей.
Самая известная с древних времен классификация, основывается на динамических особенностях личности и представляет собой четыре типа темперамента людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Темперамент заложен в каждом из нас генетически, поэтому не стоит удивляться бурным проявлениям эмоций и радости сангвиника, как и огорчаться некоторой враждебности и резкости холерика. Обычно люди плохо воспринимают противоположности: степенному флегматику порой сложно понять легко переключаемого, общительного сангвиника.
Специалисты отмечают, что существует много параметров, по которым можно провести классификацию типов сотрудников.
Одним из самых важных критериев в типологии принято считать характер человека. Характер – это совокупность психических особенностей, свойств личности. Окончательно он формируется как результат взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. В зависимости от того, какие черты характера являются доминирующими, выделяют следующие типы людей:
1. Сверхактивные. Такие сотрудники
отличаются большой
2. Дистимичные (склонные к расстройствам
настроения). Часто ими бывают
меланхолики. Эти люди – обладатели
постоянно пониженного
3. Циклоидные. Этому типу людей
присущи смены спадов и
4. Эмотивные (эмоционально-чувствительные).
Характер у этих людей
Типология темперамента и акцентуаций
характера и их проявление в общении
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая активность
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность
показывает состояние
3. Эмоциональная активность
Древнегреческий врач
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. По мнению Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимость
Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом
Сила нервных процессов |
Уравновешенность нервных процессов |
Подвижность нервных процессов |
Темперамент |
Сильный |
Уравновешенный |
Подвижный |
Сангвиник |
Сильный |
Инертный |
Флегматик | |
Сильный |
Неуравновешенный |
Холерик | |
Слабый |
Меланхолик |
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится
с людьми, жизнерадостен, легко переключается
с одного вида деятельности
на другой, но не любит однообразной
работы. Он легко контролирует
свои эмоции, быстро осваивается
в новой обстановке, активно вступает
в контакты с людьми. Его речь
громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается
выразительными мимикой и
У сангвиника быстро
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Информация о работе Поведение человека в организации и типы сотрудников