Поведение человека в организации и типы сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Самая известная с древних времен классификация темпераментов, основывается на динамических особенностях личности и представляет собой четыре типа темперамента людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Темперамент заложен в каждом из нас генетически, поэтому не стоит удивляться бурным проявлениям эмоций и радости сангвиника, как и огорчаться некоторой враждебности и резкости холерика. Обычно люди плохо воспринимают противоположности: степенному флегматику порой сложно понять легко переключаемого, общительного сангвиника.

Содержание работы

Введение
1.Поведение человека в организации и типы сотрудников.
2. Типология темперамента и акцентуаций характера и их проявление в общении.
3. Характеристика психосоциотипов.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

psihologicheskie_tipy_lyudei_i_ih_proyavleniya_v_rabote_bizn.docx

— 39.19 Кб (Скачать файл)

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

 Меланхолический  темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

 Психологи установили, что слабость  нервной системы не является  отрицательным свойством. Сильная  нервная система более успешно  справляется с одними жизненными  задачами, а слабая - с другими. Слабая  нервная система - нервная система  высокой чувствительности, и в  этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей  прирожденной организации нервной  системы, оказывающей влияние на  протекание психической деятельности  человека, необходимо учителю в  его учебной и воспитательной  работе. Следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента  очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека  соединяются черты разных темпераментов.

В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

 

Характеристика психосоциотипов

 

Наиболее известной типологией личности на Западе является типология, предложенная в 1920 г. швейцарским врачом и психологом К. Г. Юнгом. Он считает, что люди различаются между собой коренным образом и в то же время обладают одинаковой совокупностью инстинктов (архетипов), руководящих ими изнутри. Ни один из архетипов не важнее любого другого. Главное — это то, как мы «функционируем», действуем в каждом отдельном случае. Приверженность определенному стилю поведения, определенному набору «функций» является характерным свойством каждого человека и ложится в основу типологии. Таким образом, Юнг ввел понятие «функциональный» или «психологический тип».

К началу 30-х годов идеи Юнга и других представителей типологического направления были на время забыты. На арену психологической науки вышли динамическая и бихевиористская (поведенческая) школы. Теперь поведение людей объяснялось неосознанными мотивами, жизненным опытом, либо тем и другим вместе. От идеи темперамента, врожденных устойчивых факторов, предрасполагающих к тому или иному типу поведения, временно отказались.

Возвращение к типологическому подходу в 1950 г. было, на первый взгляд, случайным. Американские психологи — Изабель Майерс и ее мать Катрин Бриггс на основе теории Юнга разработали опросник для определения шестнадцати различных типов поведения. Тест стал настолько популярным, что пробудил во всем мире живой интерес к человеческой типологии и способствовал возрождению теории психологических типов Юнга. Одновременно возрос интерес к старинным теориям темперамента.

Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обусловливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психологического самочувствия. Психосоциотип может достаточно существенным образом влиять на состояние, поведение, уровень активности либо деструктивности сотрудников.  Известный психолог Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.

Существуют четыре основных предпочтения:

  • первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию - из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);
  • второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире - дословно и последовательно (сенсорно-ощущающий) или более произвольно (интуитивный);
  • третье относится к тому, как вы принимаете решения - объективно и беспристрастно (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно (эмоционально-чувствующий);
  • четвертое имеет отношение к нашему образу жизни - предпочитаете ли вы быть решительным и методичным (решающий, рациональный) или уступчивым и непосредственным (воспринимающий, иррациональный).

Если вы держите свои наблюдения и мысли при себе, а оживленные обсуждения вас утомляют, если вы предпочитаете больше слушать, чем говорить, если вы малообщительны и после разговора с собеседником вам хочется остаться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы "перезарядиться", то вы, вероятно, относитесь к интровертам, обозначаемым буквой I. Обычно экстравертов больше, чем интровертов.

Оба типа поведения абсолютно нормальны, если понимать их природу. Экстраверты и интроверты по-своему черпают энергию и силу. И они не должны надолго выходить за рамки своих предпочтений, хотя и в школе, и на работе поощряют экстравертов, заявляя: "Ваша оценка будет зависеть от того, как вы работаете в классе ". Следует помнить, что если вы интроверт, то вы должны добиваться предоставления вам личного времени для размышлений - это объективно необходимо для вас. Экстраверты такие, как мы их видим, свои мысли, чувства они выплескивают наружу; а в случае с интровертом то, что мы видим, отражает их характер только частично. Интроверты начинают раскрываться не сразу, а лишь если доверяют окружающий или в исключительных обстоятельствах.

Мы собираем информацию об окружающем нас мире двумя основными путями: если вы предпочитаете конкретную информацию и опираетесь при сборе информации только на то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать, фокусируете внимание на фактах и деталях, то вы представляете собой сенсорный тип, обозначаемый буквой С. Если вы собираете информацию произвольным путем, иногда "скачками", ищете в ней свой смысл, опираетесь на интуицию, ищете опосредованное значение и взаимосвязи между различными явлениями, то, вероятно, вы - интуитивный тип (И).

Помните, кто относится к сенсорному типу, понимает все буквально: им нужна конкретная информация. Люди, относящиеся к интуитивной (И) категории, в принятии решений опираются на внутренний голос, собственную интуицию вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие.

 

Для сенсорных (С) людей, напротив, опыт окружающих, здравый смысл являются критерием для принятия решений. Им чуждо фантазерство, они предпочитают "синицу в руках журавлю в небе". Разногласия между представителями И- и С-лагерей бывают особенно непримиримыми и могут служить основой серьезных социальных и личностных проблем.

Если мир, который вы вокруг себя создали, имеет структурную определенность, он регулируется, планируется и подвержен контролю, а вы - человек решительный, все обдумывающий и способный принимать решения с минимальным напряжением, то вы относитесь к рационально-решающему типу (Р). Если окружающий мир позволяет вам быть гибким, спонтанным, адаптироваться к разнообразным ситуациям, если принятие решения и приверженность ему вызывают у вас беспокойство в отношении того, как решить конкретную проблему или даже что сегодня делать, то вы относитесь к иррационально-воспринимающему типу (В). Люди воспринимающего типа стремятся накапливать информацию вместо того, чтобы торопиться с заключением (оценкой) по любому вопросу. Люди решающего типа имеют тенденцию к тому, чтобы выносить решение вместо того, чтобы использовать (учесть) новую информацию, даже если эта информация неизбежно должна изменить их решение.

Информация, которую вы получили, будучи сенсорным или интуитивным типом, ведет к принятию какого-то решения или к действию. Если, принимая решение, вы предпочитаете быть логичным аналитиком, беспристрастным и объективным, пока не придете к заключению, то, вероятно, вы относитесь к мыслительному, логическому типу (логик - Л). Если вы опираетесь на свое субъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая, как это решение повлияет на других, на межличностные отношения, то вы тяготеете к эмоционально-чувствующему типу (Э). Как на работе, так и в быту, женщина, принимающая решение в соответствии с мыслительным типом, редко находит понимание, и одобрение окружающих. Когда она стремится к объективности и ведет себя решительно, то рассматривается как "неженственная", "суровая"; в свою очередь, эмоционального мужчину, который предпочитает принимать решения в соответствии со своими чувствами, могут называть "тряпкой" просто за его отзывчивую натуру. Э-людям присущи субъективизм, гуманность, они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем логическими. Шкала Л-Э - единственная, в которой отмечены половые различия. Шесть из десяти мужчин - Л-люди, среди женщин соотношение прямо противоположное; 60% относят себя к Э-категории.

В психике человека выделяют четыре основных канала связи с миром, на которых функционируют психические функции сенсорики (ощущения), интуиции, логики и эмоции, но расположение, а следовательно, и преобладание этих функций различно у разных людей, чем и определяется психосоциотип человека.

I канал - самый мощный, наиболее  определяет тип человека. Если  человек экстраверт и на I канале  функционирует логически-мыслительная  функция, то она проявляется как  деловая логика; если на I канале - сенсорная функция, то она проявляется  как воля и требовательность. Но если человек интроверт  и на I канале у него тоже  мыслительная функция, то она  будет проявляться несколько  иначе - как теоретическая логика  отношений, а сенсорная функция  будет проявляться как тяга  к ощущениям, удобству.

II канал называют продуктивным  или творческим - это область активного  действия, направленная вовне.

III канал характеризуется невысокой  энергетикой, поэтому психическая  функция, размещенная в нем, оказывается  весьма уязвимой для "постороннего  воздействия" - это "точка наименьшего  сопротивления", "уязвимая больная  мозоль человека".

IV канал - суггестивный канал, по  этому каналу человек наиболее  внушаем, и психическая функция, действующая здесь, самая слабая  из четырех. Выделяют 16 психо-социотилов  в зависимости от порядка расположения - доминирования психических функций  на этих каналах.

 

Заключение

Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

Информация о работе Поведение человека в организации и типы сотрудников