Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа
Цели курсовой работы:
1. Условия возникновения рынка совершенной конкуренции;
2. Проанализировать особенности поведения фирмы рынка совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
3. Рассмотреть эффективность совершенной конкуренции.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка
1.1 Понятие фирмы, ее отличительные черты
1.2 Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур
2. Условия возникновения совершенной конкуренции
3. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
3.1 Спрос на продукт фирмы
3.2 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
3.3 Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
3.4 Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
3.5 Эффективность совершенной конкуренции
Заключение
Библиографический список
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Экономическая теория ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теоретические аспекты
функционирования фирмы в 1.1 Понятие фирмы, ее отличительные черты 1.2 Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур 2. Условия возникновения совершенной конкуренции 3. Поведение фирмы в
условиях совершенной 3.1 Спрос на продукт фирмы 3.2 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 3.3 Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 3.4 Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде 3.5 Эффективность совершенной конкуренции Заключение Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Россия уже достаточно
продолжительное время Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Существует множество ее определений и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция - это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке. Тема данной курсовой работы «Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции». Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить. В связи с тем, что реальная
рыночная экономика немыслима без
конкуренции возникает Рассмотрение поведения
предприятия в условиях рынка
совершенной конкуренции и Цели курсовой работы: 1. Условия возникновения рынка совершенной конкуренции; 2. Проанализировать особенности
поведения фирмы рынка 3. Рассмотреть эффективность совершенной конкуренции. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 1.1 Понятие фирмы, ее отличительные черты В микроэкономическом анализе
главным объектом является фирма (предприятие).
Это объясняется тем, что в
современной экономике именно предприятия
(фирмы) производят основную массу товаров
и услуг, которые удовлетворяют
потребности человека. В экономической
теории термины «фирма» и « Фирма как один из основных
институтов современной экономической
системы представляет собой, прежде
всего, обособленный субъект экономической
деятельности, осуществляющий свои функции
во внешней экономической среде,
к которой относятся Фирма - это институциональное
образование рыночной экономики, предназначенное
для координации решений Отличие фирмы от других
хозяйствующих субъектов - представляет собой достаточно
крупную и организационно - является самостоятельным
юридически независимым - выполняет особую функцию
в экономике: покупает ресурсы
с целью производства товаров
и услуг. Фирма служит - существование и рост
фирмы обеспечивается за счет
разницы между совокупной Таким образом, характерными
чертами предприятия являются: организационное
и технико-производственное единство,
экономическая обособленность и
экономическая Существуют три основных подхода к определению фирмы, каждый из которых ставит во главу угла разные стороны деятельности фирмы. Так как роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг, технологический подход к фирме является одним из центральных в теории рынков. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства). Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой. Согласно контрактной концепции, фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами. Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это трансакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним, контрагентом, но фирма может произвести товар сама, используя внутренние контракты с работниками. Необходимо отметить, что фирма не только подчиняется экономическим отношениям, но и сама формирует их. Точка зрения на фирму как на активный субъект рынка составляет основу стратегического подхода к фирме. Цель жизнедеятельности
фирмы реализуется в ее стратегии.
Стратегия понимается в широком
смысле, то есть как сознательное, целенаправленное
поведение фирмы и в В настоящее время функционируют различные виды предприятий, в зависимости от форм собственности: частные, коллективные, государственные. По своим целям деятельности предприятия делятся на некоммерческие (бюджетные) и коммерческие. В зависимости от размеров предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. Ускоренно стали развиваться малые предприятия, индивидуальное и семейное хозяйствование, как более гибкие и восприимчивые к рынку (строительство, оказание услуг, мелкое производство). По сфере деятельности предприятия делятся на промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, коммунальные, торговые и др. Появляются новые виды предприятий. Таким образом, предприятия
(фирмы) представляют собой самостоятельные
хозяйственные единицы разных форм
собственности, объединившие экономические
ресурсы для осуществления 1.2 Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур В условиях рыночной экономики функционирование отдельной фирмы происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка. На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д. В общем виде различают
рынки совершенной и Определим основные отличительные черты данных типов рынка. Для этого выявим параметры, используемые для классификации рынков продавцов и покупателей, а также определим показатели, описывающие тип рыночной структуры. К таким параметрам, используемым для классификации типов рынка продавца, относят численность продавцов и характер продукта (табл. 1.). Таблица 1. Типология рыночных структур
Согласно другим авторам, в основу типологизации положено различие в количестве субъектов рыночных отношений (табл. 2.). Таблица 2. Типы и виды рынков
Однородность продукта и незначительная доля экономических индивидов относительно размера рынка являются достаточным условием для существования чистой конкуренции. При добавлении некоторых дополнительных структурных условий, таких как - отсутствие барьеров и мобильность ресурсов, конкуренция в экономической теории считается совершенной. Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным. Согласно парадигме «структура- Уровень концентрации влияет
на поведение фирм на рынке: чем выше
уровень концентрации, тем в большей
степени фирмы зависят друг от
друга. Результат самостоятельного
выбора фирмой объема выпуска и цены
продукции определяется ответной реакцией
действующих на рынке конкурентов.
Уровень концентрации влияет на склонность
фирм к соперничеству или Таким образом, в зависимости
от характеристик, выделяют несколько
типов рыночных структур - рынки
совершенной и 2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Каковы условия возникновения
совершенной конкуренции и Структура данного вида конкуренции может быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия: 1. Большое число фирм,
производящих однородную Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют. Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели). 2. Однородность продукции
разных предприятий, то есть
нет опасности, что В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y - второго производителя. В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко. 3. Отсутствуют входные
барьеры для вступления в - Наличие патентов или
лицензий, обеспечивающих - Относительно высокие
затраты, необходимые для - Значительная отдача
от масштаба производства, которая
обеспечивает преимущества - Прикрепление покупателей
к продавцам (обслуживание - Ограничение мобильности
производственных ресурсов (правила
регистрации граждан нередко
препятствуют свободному Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения. 4. Равный доступ ко
всем видам информации («информационная
прозрачность рынка»). Это значит,
что все покупатели имеют 5. Совершенная мобильность.
Покупатель (продавец) может мгновенно
заключить сделку с любым 6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен. 7. Затраты фирм на изготовление
товаров различаются не очень
существенно вследствие 8. Транспортные затраты
не играют большой роли в
формировании предложения, то
есть нет опасности, что 9. Уместность. Чистая конкуренция
на практике встречается 3. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ
В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ 3.1 Спрос на продукт фирмы Спрос на продукт
фирмы есть максимально возможный
объем продаж этой фирмы (в единицах
продукта) при некоторой установленной
ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию
отдельной фирмы в условиях совершенной
конкуренции абсолютно Это значит, что конкурентная
фирма может продать любое
количество товара по цене P0 или ниже
ее. При рассмотрении графика спроса
конкурентной фирмы возникает вопрос,
как горизонтально
P P0 Совершенно конкурентная
фирма принимает цену на свою продукцию
как данную, не зависящую от продаваемого
ею объема продукции. Допустим, в отрасли
действуют 10 тыс. конкурирующих фирм,
каждая из которых выпускает по 100
единиц продукта. Совокупное предложение,
таким образом, составляет 1 млн. единиц.
Теперь предположим, что одна из этих
10 тыс. фирм сокращает свое производство
до 50 единиц. Скажется ли это на цене?
Нет. И причина ясна: сокращение выпуска
одной фирмой оказывает почти
незаметное воздействие на совокупное
предложение - точнее, общая величина
предложения уменьшается с 1 млн.
до 999 950 единиц. Это очевидно недостаточное
изменение совокупного 3.2 Равновесие
конкурентной фирмы в Краткосрочным периодом
называют такой период, в течение
которого производственные мощности каждого
предприятия (фирмы) фиксированы, а
выпуск может быть изменен за счет
изменения объемов Выручка конкурентной фирмы (TR) при неизменной рыночной цене (p) пропорциональна объему продаж (Q): TR=p*Q (1.1) Из данной формулы следуют два вывода: - средняя выручка
(AR) конкурентной фирмы равна - предельная выручка (MR) конкурентной фирмы также равна рыночной цене продукта. Отсюда получаем следующее соотношение: AR=MR=p (1.2) Прибыль фирмы рассчитывается по формуле: П=TR-TC (1.3); Где: TC-издержки Если прибыль отрицательна, то превышение издержек над выручкой называется убытками. Величина убытков положительна. Равновесный выпуск - объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна. В состоянии равновесия фирмы предельная выручка равна предельным издержкам и рыночной цене продукта: MR=MC=p (1.4) На рис.4 (а) кривая выручки конкурентной фирмы изображена прямой, проходящей через начало координат. Её наклон определяется ценой продукта. Кривая общих издержек пересекает кривую выручки в точках Q1 и Q2. При этих объемах производства прибыль фирмы равна 0. Если выпуск меньше Q1 или больше Q2 , то издержки больше выручки и прибыль фирмы отрицательна (рис.4 (б)). Если выпуск фирмы лежит в пределах от Q1 до Q2, то кривая выручки расположена выше кривой издержек, и прибыль фирмы положительна. Для каждого выпуска из этого промежутка прибыль равна длине вертикального отрезка, соединяющие соответствующие точки кривой выручки и кривой издержек. На рис. 4 (а) эти отрезки образуют фигуру, которая напоминает рыбу, а максимальная прибыль равна самому толстому сечению этой «рыбы». Максимум прибыли достигается, когда касательная к графику общих издержек параллельна графику функции выручки, то есть предельные издержки равны цене продукта. На рис.4 равновесный выпуск обозначен через Q*. совершенный конкуренция рынок спрос предложение
Рис.4 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде Если выпуск фирмы
меньше равновесного значения Q*, то касательная
к кривой общих издержек имеет
меньший наклон к оси абсцисс,
чем кривая выручки, то есть предельные
издержки меньше цены продукта. В этом
случае увеличение выпуска на единицу
увеличивает прибыль фирмы. Если
же выпуск больше равновесного значения,
предельные издержки больше цены продукта
и целесообразно сокращать На рис.4 (в) показано,
что равновесный выпуск конкурентной
фирмы соответствует точке 3.3 Предложение
конкурентной фирмы в Используем полученное выше условие равновесия конкурентной фирмы для выяснения экономической сущности ее кривой индивидуального предложения в краткосрочном периоде. Сперва определим, при какой цене продукта конкурентной фирме целесообразно прекратить производство. Рассмотрим убыточную фирму. В краткосрочном периоде у нее имеются две возможности: продолжить производство с минимальными убытками или прекратить производство. В случае продолжения производства убытки фирмы будут равны разности общих издержек и выручки: TC - pQ (1.5) где Q - равновесный объем производства. В случае прекращения производства выручка фирмы равна нулю, а ее убытки равны общим издержкам, которые при нулевом выпуске равны постоянным издержкам FC. Фирма прекратит производство, если издержки в первом случае больше издержек во втором случае, то есть: TC - pQ > FC (1.6) отсюда p < AVC, где AVC - средние переменные издержки. Таким образом, убыточной конкурентной фирме целесообразно прекращать производство в случае, когда рыночная цена продукта опускается ниже минимального значения средних переменных издержек. Иными словами, минимальная цена индивидуального предложения конкурентной фирмы равна минимуму средних переменных издержек. Рассмотрим теперь вопрос о форме кривой индивидуального предложения конкурентной фирмы. Из условия равновесия следует, что при каждой цене p (большей минимума средних переменных издержек) конкурентная фирма будет производить и предлагать объем продукции S, который обеспечит равенство предельных издержек и данной цены, то есть: p = MC (S) (1.7) Таким образом, функция предельных издержек устанавливает взаимно однозначное соответствие между ценой продукта и объемом предложения. Итак, кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой ветвь кривой предельных издержек, которая лежит выше минимума средних переменных издержек. Кривая предложения конкурентной фирмы изображена на рисунке 5. При выпуске Q1 достигается минимум средних переменных издержек, равный p1, а при выпуске Q2 - минимум средних издержек, равный p2. Размещено на http://www.allbest.ru/ 20 Размещено на http://www.allbest.ru/ Если рыночная цена продукта меньше p1, то фирма прекращает производство, а ее предложение равно нулю. Если рыночная цена продукта лежит в пределах от p1 до p2, то фирма продолжает производство, но несет убытки. Если цена продукта больше p2, то фирма получает прибыль. 3.4 Предложение
конкурентной фирмы в Долгосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной. Совершенная конкуренция
предполагает равный доступ всех фирм
к ресурсам, в том числе и
к технологической информации. Поэтому
в долгосрочном периоде каждая фирма
может выбрать и реализовать
наиболее эффектный вариант С течением времени на рынке совершенной конкуренции цена продукта тяготеет к минимальным долгосрочным средним издержкам (рис. 6). Во-первых, цена не может на длительное время опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек (цена p1 на рис.6), поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде: П=Q(p - AC) (1.8) Где: Q - выпуск; p - цена продукта; LRAC - долгосрочные средние издержки. Во-вторых, цена не может длительное время превышать минимальные долгосрочные средние издержки (цена p2 на рис.6), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Положительная прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек. Тот факт, что прибыль
типичной фирмы в долгосрочном периоде
равна нулю, вовсе не означает, что
у предпринимателей нет стимула
к продолжению своего бизнеса. Та
минимальная прибыль, которая еще
стимулирует В долгосрочном периоде кривая
предложения отрасли не может
быть получена суммированием кривых
предложения фирм отрасли, поскольку
количество этих фирм в долгосрочном
периоде меняется. Конфигурация кривой
предложения отрасли в Исследуем долгосрочное равновесие
отрасли с неизменными средними
издержками. Будем считать, что цена
продукта увеличивается в результате
сдвига вправо кривой рыночного спроса
в краткосрочном периоде. Тогда
объем предложения в отрасли
в краткосрочном периоде также
увеличится (закон предложения). Кроме
того, с течением времени в отрасль
войдут новые фирмы, привлеченные повышенной
ценой и положительной
Таким образом, в долгосрочном периоде отрасль с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид горизонтальной линии. На рис.7(а) долгосрочная кривая
предложения отрасли с Примером отрасли с постоянными издержками может служить рынок металлической посуды. Очевидно, что как бы не возрастал отраслевой выпуск, его рост не создаст дефицита на рынке металла. Поэтому цена металла не увеличится, а кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего положения. Исследует долгосрочное равновесие
отрасли с возрастающими Таким образом, в долгосрочном
периоде кривая предложения отрасли
с возрастающими средними издержками
имеет положительный наклон, то есть
увеличение отраслевого выпуска
возможно только при увеличении цены
продукта. На рис. 7(б) долгосрочная кривая
предложения отрасли с Примером отрасли с
возрастающими издержками может
служить рынок хлеба. Увеличение
отраслевого выпуска хлеба В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и связанный с ним рост отраслевого выпуска вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с убывающими средними издержками имеет отрицательный наклон. В качестве примера отрасли данного вида рассмотрим электроэнергетику. Краткосрочное увеличение цены на электроэнергию приводит к увеличению ее отраслевого выпуска, что вызывает увеличение потребности электростанций в угле. Возросшая потребность в угле позволяет эффективно разрабатывать крупные его месторождения, которые не использовались при малых объемах выпуска. В результате себестоимость одной тонны угля уменьшится, и новое равновесие в отрасли установится при рыночной цене электроэнергии, меньшей ее начального значения. Таким образом, рост выпуска электроэнергии сопровождается уменьшением ее цены. 3.5 Общественная
эффективность совершенной Рыночная структура, организованная
на основах чистой конкуренции, имеет
ряд неоспоримых преимуществ
по сравнению с другими моделями
рынка. Это позволяет экономистам
рассматривать совершенную Аллокативная эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность. С другой стороны, производитель
сопоставляет цену (предельный доход
от производства) с предельными издержками
производства данного товара, то есть
утраченными возможностями Если потребление и производство регулируются уровнем цены, происходит совпадение интересов потребителя и производителя. Это значит, что ограниченные ресурсы общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам максимизации полезности потребителей. Более того, свободный рынок способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Рыночный механизм, или «невидимая рука рынка», автоматически осуществляет регулировку посредством переливов труда и капиталов из одного вида производства в другое. Так, повышение в силу фактора моды спроса на узкие брюки приведет к росту их цены. Это обусловит появление экономической прибыли в отрасли. Экономическая прибыль послужит стимулом к притоку труда и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей, но одновременно создает такую структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная рыночная система приводит частые интересы продавцов в полное соответствие с интересами общества в том, что касается эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов. Производственная К числу преимуществ совершенной
конкуренции относят Вместе с тем даже самый совершенный конкурентный рынок не является идеальным общественным устройством и имеет целый ряд недостатков, характеризуемых как «провалы» рынка. Что же рынок не может делать по самой своей природе? Прежде всего, рыночная система
распределения доходов Рыночный механизм конкуренции ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает монополистические тенденции, которые в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость государственной политики по поддержанию конкурентной среды и ограничению монополистических проявлений. Неизбежным следствием рынка является безработица, или неполная занятость важнейшего ресурса - труда. Исторический опыт показывает, что без направленной государственной политики по поддержанию занятости безработица может стать большим социальным и экономическим злом и препятствовать экономическому росту и повышению благополучия нации. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод производства общественных благ. Чисто конкурентная система рынка предполагает, что отсутствуют так называемые побочные эффекты производства или потребления для третьих лиц. Между тем такие эффекты бывают весьма ощутимы, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами, бремя которого несут все члены общества. В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами или поощрить положительные эффекты. Эту задачу призвано решить государство. Рынок не всегда поощряет технические и технологические новшества. Поскольку достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование. Модель совершенной Рынок развивает у людей не только положительные личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц. Ввиду указанных выше моментов,
реально существующие рыночные системы
достаточно далеки от абстрактной модели
совершенной конкуренции и ЗАКЛЮЧЕНИЕ Разумеется, рынок с совершенной конкуренцией - это идеальная модель. Такого рынка ни в одной стране мира никогда не было в прошлом, нет в настоящем и, очевидно, не будет в будущем, но стремиться к нему нужно. Иного пути к достойной жизни у человечества просто нет. Но и у совершенной конкуренции, как ни странно, есть свои недостатки, наряду с достоинствами. В условиях неограниченной
конкуренции экономика Также в условиях совершенной конкуренции удовлетворительно решается проблема экономической власти. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею. Из этого следует, что становится ненужной государственная власть, служащая ограничению или регламентации частной экономической власти. Поскольку без государственного содействия достигнут максимум эффективности экономической системы, очевидно, что любое вмешательство правительства повредило бы такой эффективности. Вследствие критики, развернувшейся в последние годы, сегодня используется лишь нормативный аспект этой модели. Такое критическое отношение стало следствием не только сопоставления ее с фактами, но и пересмотра понятия конкуренции и ее форм. Факты показывают, что если
модель неограниченной конкуренции
и могла в целом подходить
к структуре экономики XIX века, которая
характеризовалась капитализмом с
мелкими производственными Исследования, касающиеся рекламы
и ее развития в современных условиях,
показывают, что для нынешней экономической
жизни характерно скорее разнообразие,
чем однородность выпускаемой продукции.
Таким образом, второе условие совершенной
конкуренции полностью Что касается свободного доступа в сферу той или иной отрасли экономики, то достаточно перечислить необходимые для этого условия, чтобы представить себе все ограничения, с которыми приходится сталкиваться в реальной экономической жизни: - прежде всего, требуется, чтобы инвестиции, необходимые для утверждения в отрасли, были незначительными и вступающие в нее фирмы могли найти достаточные средства; - нужно затем, чтобы
рост производства в отрасли
в результате появления - все потенциальные новички
должны иметь свободный доступ
к производственным факторам, которые
не находятся в руках или
под контролем существующих - не должно существовать
никаких искусственных - новички должны производить
товары, идентичные тем, которые
поставляются существующими Потребности фирм в основном капитале, осуществление инвестиций "блоками", стратегия крупных фирм в их отношениях с банками, преимущества, связанные с наличием товарного знака или использованием тех или иных технологий - все это факторы, которые могут в огромном числе случаев сделать свободу доступа в отрасль иллюзорной. В этом и состоит невозможность, нереальность совершенной конкуренции. Анализируя эту тему, проблемные вопросы, которые ставят ученые-экономисты, я сделала для себя много выводов, которые приведены выше. Ранее поднимались эти
аспекты, и, изучая их, мне пришлось
просмотреть немало литературы, как
классических, так и современных
подходов. И они оказались для
меня очень поучительными и БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Глазьев С. Перспективы
развития российской экономики
в условиях глобальной 2. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции / В. Гордеев // МЭиМО.-2007.- № 1. - С.42-49 3. Иохин В.Я. Экономическая
теория: Учебник для вузов / Московский
государственный университет 4. Кондратьев В. 5. Кудров В. Современная мировая экономика и Россия. / В. Кудров // Вопросы экономики.- 2003 - № 3.- С. 45-49. 6. Курс экономической
теории: Общие основы экономической
теории. Микроэкономика. Макроэкономика.
Основы национальной экономики: 7. Курс экономической теории: Учебник./ Под общ ред. М.К. Чепурина, Е.И. Киселевой.- Киров: "АСА", 2002 г. - 832 с. 8. Кэмпбелл Р. Макконнелл, С. Брю Экономикс, М.: «ИНФРА-М», 2001г. 9. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник / С.С. Носова - М.: ИТК «Дашков и К°», 2003.- 864 с. 10. Океанова З.К. Экономическая теория. Учебник / З.К. Океанова - М.: НТК «Дашков и К», 2003.- 596 с. 11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 456 с. 12. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И Леусский - М.: ЮРАЙТ.- 2003. - 650 с. 13. Третьяк В. Анализ
отраслевой организации рынков (курс
лекций). Лекция 5. Фирма как субъект
отраслевого рынка / В. Третьяк
// Российский экономический 14. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций). Лекция 5. Фирма как субъект отраслевого рынка (окончание) / В. Третьяк // Российский экономический журнал. - 2002 - № 2 - С.95-99. 15. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ, Изд. "Питер Паблишинг",1999. - 480 с. 16. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС. 2000. - 640 с. 17. Экономическая теория: Хрестоматия /Сост., коммент., словарь - Е.Ф. Борисов. - М: Высш. шк., 2000. - 432 с. Размещено на Allbest.ru |
ВВЕДЕНИЕ
На любом рынке любой его
субъект действует в
Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Различают два основных вида конкуренции
– совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция (не в идеале, конечно) преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.
Всё это обуславливает
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
при этом необходимо рассмотреть спрос и предложение на таком рынке;
поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;
способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции;
особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии в видом конкурентного рынка.
1. СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
1.1. Сущность понятия «совершенная конкуренция»
Совершенная (свободная) конкуренция
основана на частной собственности
и хозяйственной
а) наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
б) однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью или полной заменяемостью с точки зрения потребителя. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
в) отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него);
г) доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка. Продавцы действуют независимо друг от друга.
Свобода доступа на рынок предполагает
возможность каждому гражданину
стать свободным
Для фирмы невозможность влиять
на цену означает, что каждая дополнительная
единица продукции, произведённая
ею, реализуется по неизменной цене.
На Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция существует
в таких сферах деятельности, где
действуют достаточно много мелких
продавцов и покупателей
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества
покупателей и продавцов
Совершенная конкуренция характеризует
идеальный, нормативный тип рыночной
структуры и поведения
Необходимо отметить, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Реальные рынки, как правило, несовершенны. Обычно выделяют два основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
Но все -таки в экономической
практике имеются рынки некоторых
товаров, больше всего подходящие под
критерии данной рыночной структуры. Например,
рынок ценных бумаг или рынок
сельскохозяйственной продукции. Здесь
количество продавцов и покупателей
настолько велико и они достаточно
«малы», что за редким исключением
ни один человек или группа не в
состоянии контролировать рынок
по отдельным видам ценных бумаг
или сельскохозяйственной продукции.
Причем товары на этих рынках у всех
производителей полностью идентичны
и последние владеют полной информацией
об изменениях на рынке. Все это подтверждает
необходимость использования
При наличии конкуренции на рынке
производители с целью
Конкуренция создает у производителей
стимулы к постоянному
«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.
Модель совершенной
Информация о работе Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции