Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа
Цели курсовой работы:
1. Условия возникновения рынка совершенной конкуренции;
2. Проанализировать особенности поведения фирмы рынка совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
3. Рассмотреть эффективность совершенной конкуренции.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка
1.1 Понятие фирмы, ее отличительные черты
1.2 Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур
2. Условия возникновения совершенной конкуренции
3. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
3.1 Спрос на продукт фирмы
3.2 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
3.3 Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
3.4 Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
3.5 Эффективность совершенной конкуренции
Заключение
Библиографический список
1.2. Условия возникновения
Из определения совершенной
конкуренции следуют условия
возникновения такой
1.Большое число фирм, производящих
однородную продукцию, и малый
размер субъектов рынка. Малый
размер субъектов рынка
Теоретически описанная выше ситуация,
строго говоря, невозможна. Действительно,
сдвиг кривой индивидуального предложения
любого производителя неминуемо
приведет к некоторому сдвигу кривой
рыночного (суммарного) предложения, что
вызовет изменение равновесной
цены. Однако в реальной жизни небольшие
фирмы обычно не влияют на рыночную
цену. Чтобы устранить это
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2.Однородность продукции
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.
В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.
3.Отсутствуют входные барьеры
для вступления в отрасль
Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
4.Равный доступ ко всем видам
информации («информационная прозрачность
рынка»). Это значит, что все покупатели
имеют полную информацию о
характеристиках продукта, ценах
на него, а производители располагают
информацией о
5.Совершенная мобильность.
6.Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
7.Затраты фирм на
8.Транспортные затраты не
9.Уместность. Чистая конкуренция
на практике встречается
Чистая конкуренция
Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.
2. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В
УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
2.1.Поведение фирмы в
2.1.1. Модели рыночной структуры
В хозяйственной практике термин «фирма»
используют для обозначения образований,
ведущих коммерческую деятельность.
Рассматривая фирму в таком аспекте,
ее можно определить как хозяйственную
единицу, обладающую обособленным имуществом
и оформленными правилами, позволяющими
ей осуществлять хозяйственную деятельность
под свою имущественную ответственность.
Фирма – сложное экономическое
явление Рыночная структура, или
специфическая конкурентная ситуация,
оказывает доминирующее влияние
на поведение фирмы и выбор
ею рыночной стратегии и тактики.
Поведение фирмы, в свою очередь,
напрямую связано с основополагающими
показателями результатов ее деятельности:
ценой, прибылью, эффективностью. Поведение
и результативность фирмы не могут
не сказаться на функционировании и
преуспевании всей отрасли, а состояние
последней влияет на национальную экономику
в целом. Таким образом, в силу
высокой степени
Данный тезис можно изобразить в виде условной логической схемы: Структура рынка – поведение фирмы – преуспевание фирмы – преуспевание отрасли – преуспевание национальной экономики.
Структура рынка в той или
иной стране может быть достаточно
сложной и, более того, включать даже
нерыночные элементы. Вместе с тем
в ней присутствуют характерные
принципиальные черты, позволяющие
провести классификацию. В современной
экономической теории принято выделять
четыре типа рыночной структуры: совершенную
конкуренцию, монополистическую конкуренцию,
олигополию и чистую монополию. Первая
и последняя модели представляют
собой два противоположных
2.1.2. Поведение фирмы в
Спрос на продукцию фирмы. Если фирма
является ценополучателем, она может
продать по рыночной цене любое количество
продукции. В любом случае ее поставки
на рынок не изменят принципиально
общий объем отраслевого
P
D
Р1
0 Q
Рис. 1. Кривая спроса на продукцию фирмы [9 с.104].
Интересно отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D = MR = AR.
Р
T
Р1
D = MR = AR
0 Q1 Q
Рис. 2. Совокупный доход (0P1 TQ1) [9 с.105]
Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле: P * Q. Графически величину совокупного дохода можно либо проиллюстрировать на примере прямоугольника 0P1 TQ1 на рис. 2, либо изобразить как особую кривую (рис. 3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.
TR
TR
Q
Рис. 3. Кривая совокупного дохода фирмы [ с.106].
Предложение фирмы. В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид.
MC = S
P S
0 G
Рис. 4. Кривая предложения фирмы [9 с.106].
Равновесие фирмы в
P S
S = MC
E Pe E’ D = MR = AR
Pe
D
0 Q (тыс. шт.) Qe Q (шт.)
Рис. 5. Равновесие отрасли. Рис. 6. Равновесие фирмы.
При анализе поведения фирмы
используется важное теоретическое
допущение, что производитель ведет
себя рационально. Принцип рациональности
поведения производителя
Другими словами, производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае когда MR = MC, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше придельных издержек, а прибыль начнет падать.
Следовательно, МР = МС является условием
максимизации прибыли, а точка пересечения
кривых МР и МС является точкой равновесия
фирмы. Поскольку при совершенной
конкуренции Р = М R, можно записать,
что фирма максимизирует
Равновесие фирмы
2.1.3. Экономические потери и
Было бы ошибочным полагать, что
фирма всегда получает экономическую
прибыль. Более того, далеко не всегда
фирма может получить нормальную
прибыль. Ситуация на рынке может
оказаться не благоприятной, а рыночная
цена может опуститься настолько
низко, что общие средние издержки
не будут целиком
Информация о работе Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции