Практика проведения денежных реформ в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении денежных реформ их значения и методов их проведения.
Для раскрытия поставленной цели рассмотрим ряд следующих задач:
– рассмотреть принципы денежного обращения денежных реформ;
– изучить понятие денежной реформы и методы их проведения;
–выявить особенности проведение и последствия денежных реформ в России;
– проанализировать денежные реформы за рубежом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты денежных реформ 5
1.1 Принципы денежного обращения денежных реформ 5
1.2 Понятие денежной реформы и методы их проведения 7
Глава 2. Практика проведения денежных реформ в России и за рубежом 9
2.1 Проведение и последствия денежных реформ в России 9
2.2 Денежные реформы за рубежом 23
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

от 07,06,2011 денежнаяф реформа.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Действенным средством ограничения массы  наличных денег явилось внедрение  безналичных расчетов. С этой целью  уже 17 ноября 1898г. при Петербургской  конторе Государственного банка  была открыта расчетная палата. К 1912г. в разных городах России действовало 40 ее отделов.

В работе палаты участвовали все частные банки  России, крупные банкирские конторы  и дома, общества взаимного кредита, большие торгово-промышленные фирмы  и местные управления железных дорог.

Огромные  военные расходы Первой мировой  войны, неудачи на фронтах пошатнули  русскую валюту. За последние пять месяцев 1914г. она подешевела на 16,8%. По некоторым подсчетам к июлю 1917г. по отношению к стабильному франку нейтральной Швейцарии рубль обесценился на 62,9%.

Еще больший  удар по рублю нанес октябрьский переворот 1917г. Государственный банк был одним из первых учреждений, захваченных большевиками утром 25 октября (7 ноября) 1917г. Однако в целях дальнейшего недопущения развала денежной системы России руководство Госбанка отказывалось финансировать большевиков без каких-либо гарантий. Но уже в конце ноября 1917г., после того как были сняты с постов и уволены все его руководители, большевики сами выдали себе на свои «революционные нужды» 5 млн рублей.

Замена  высококвалифицированного персонала  Госбанка партийными кадрами, национализация, непрерывная эмиссия в течение  последующих трех лет сначала  деформировали, а затем привели  денежную систему к полнейшему краху.

В целях  стабилизации ситуации начали разрабатываться различные подходы к проведению денежной реформы. Предполагалось провести обмен старых рублей на новые в соотношении 1:1. Кроме того, проект реформы носил классовый характер, обмену подлежала только определенная сумма. Однако в 1918г. денежная реформа так и не была реализована. Исчезла возможность установления золотого обеспечения рубля, поскольку в конце лета 1918г. страна лишилась основной части своего золотого запаса, захваченного чехословацким корпусом в Казани.

Начавшаяся  гражданская война сопровождалась резким увеличением расходов на оборону. Единственным источником финансирования этих расходов являлась инфляционная эмиссия денег. Уже к 1 августа 1918г. Народным банком было выпущено в обращение 22,7 млрд рублей, что вместе с числившимися на балансе бывшего Госбанка на 23 октября 1917г. 18,9 млрд рублей составило около 41,6 млрд рублей, из них 21,5 млрд рублей превышали разрешенное эмиссионное право. К 1 января 1919г. в обращение было выпущено еще 33,5 млрд рублей. В результате в 1918г. рост денежной массы составил 6,8%, в 1919г. — 11,4%, в 1920г. — 14,7%. В дальнейшем в обращение были выпущены денежные знаки и кредитные билеты РСФСР образца 1920г. и 1921г. без каких-либо ограничений.

В ходе гражданской  войны вследствие того, что процесс обесценения денег обгонял темпы их эмиссии, ряд регионов на местах стал выпускать свои денежные знаки. В результате денежные суррогаты эмитировались более чем в 100 городах. Кроме того, опасаясь аннулирования советских денег белогвардейцами, а белогвардейских денег — Советской властью, население стремилось избавиться как от тех, так и от других, обращая их в реальные ценности, вследствие чего значительно повысилась скорость оборота бумажных денег.

Стремление  избежать потерь, вызванных обесценением бумажных денег, привело к развитию натурального (безденежного) обмена продуктами на рынке. Натуральный продуктообмен стал господствующим и в масштабах всего государства. С введением политики военного коммунизма в октябре 1920г. были отменены квартирная плата, плата за коммунальные и почтовые услуги, плата государственных предприятий и населения за топливо. Провал военного коммунизма и введение новой экономической политики потребовали от советского руководства пересмотра роли денег в функционировании экономики. С целью стабилизации финансового положения в стране были проведены две деноминации денег. В результате первой деноминации (декрет СНК от 3 ноября 1921г.) в обращение были выпущены денежные знаки образца 1922г., один рубль которых приравнивался к 10 000 рублей денежных знаков всех прежних образцов. Вторая деноминация была осуществлена в следующем 1923г., когда выпускаемые в обращение денежные знаки образца 1923г. достоинством в 1 рубль приравнивались к 100 рублям образца 1922г. или к 1 млн рублей денежных знаков, выпущенных ранее.

В 1922г. начала проводиться денежная реформа, в ходе которой Госбанку было предоставлено право выпуска в обращение банковских билетов — червонцев. На основании декрета СНК от 26 октября 1922г. началась чеканка золотой монеты — червонца, содержащего 1 золотник (78,24 доли чистого золота) — 7,74234г. Выпуск червонцев осуществлялся на кредитной основе в порядке предоставления клиентам краткосрочных ссуд и не был связан с покрытием бюджетного дефицита. Сумма выпускаемых червонцев ограничивалась потребностями товарооборота, что обеспечивало их устойчивость. Однако наряду с банковскими билетами в обращении находились денежные знаки, выпускаемые Наркомфином в покрытие бюджетного дефицита.

В 1924г. в обращение были выпущены государственные казначейские билеты, а также разменная серебряная и медная монета. Между казначейскими билетами и червонцами устанавливалось твердое соотношение: один червонец приравнивался к 10 рублям в казначейских билетах. Казначейские билеты выпускались в обращение через Госбанк в процессе кредитования народного хозяйства. Они носили кредитный характер и эмитировались в пределах потребностей народного хозяйства.

С 1931г. правительство постановлением СНК СССР от 2 января обязало государственные предприятия и организации представлять в соответствующие учреждения банка кассовые планы наряду с квартальными финансовыми и кредитными планами. Этот жесткий контроль стабилизировал денежное обращение в стране и, поэтому дальнейшие изменения в этой сфере связаны с событиями 1941—1945 гг.

Реформа 1947г. не означала коренной перестройки денежной системы: были сохранены билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменная монета, существовавшие до реформы. Отличие состояло лишь в том, что билеты Госбанка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах. Не изменился механизм эмиссионного регулирования.

В 1960 году в Советском Союзе была проведена денежная реформа, хотя в  это время в стране присутствовала достаточная экономическая стабильность. Было принято решение об изменении с 1 января 1961г. масштаба цен, т.е. фактической деноминации рубля. Находившиеся в обращении денежные знаки обменивались на новые в соотношении 10:1. Одновременно также были уменьшены в 10 раз цены на товары, все виды доходов, платежные обязательства, договоры и т.д. Это привело к снижению всех цен в государственных магазинах в десять раз по сравнению с прежним уровнем.

Исходя из теории и исторического  опыта денежных реформ нет оснований  сомневаться (как это делают некоторые) в ее проведении в России в 1992-1993 гг. Причем в отличие от частичной денежной реформы в СССР в 1991 г. (министр финансов В. Павлов), которая носила конфискационный характер и официально была направлена против коррупции, реформа 1992-1993 гг. относится к числу полных, так как ее целью было создание новой национальной денежной системы в связи с образованием Российской Федерации после распада СССР в 1992г.

Основой денежной системы объявлена  новая денежная единица - российский рубль. Переименован эмитент: им стал Банк России (вместо Госбанка СССР). Проведена нуллификация советских рублей, обмененных на российские по курсу 1:1 без ограничений суммы и срока. Позже был установлен окончательный срок обмена старых банкнот и монет на новые с учетом деноминации 1998г. по курсу 1000 к 1 до января 2002г., а затем 2003г.

Отменено  золотое содержание российского  рубля, официальное соотношение  между рублем и золотом, а также  другими драгоценными металлами. Это  был шаг вперед (известно, что  золотое содержание денег на Западе отменено в начале 1970-х годов), поскольку золото выполняет лишь функцию мировых денег при чрезвычайной ситуации, а также в соответствии с мировой практикой входит в состав официальных резервов наряду с ведущими иностранными валютами.

В результате денежной реформы уточнены трактовка  обеспечения банкнот и монет, в качестве которого ныне выступают активы Банка России, и статус этих денег как безусловных обязательств Центрального банка. В этой связи необходимо отметить, что в российском законодательстве встречается позаимствованное из римского права ошибочное отождествление денег с вещью, что противоречит экономической трактовке денег1.

Денежная  реформа сопровождалась отменой  казначейских билетов, установлением  видов законных платежных средств  и новых принципов эмиссионной  системы - порядка выпуска наличных денег и регулирования денежного обращения не только на основе законодательства, но и ежегодно утверждаемых основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В 2006г. наблюдался существенный рост золотовалютных резервов РФ (рис. 1). Основным фактором роста стали рекордные цены на ключевые товары российского экспорта – прежде всего на нефть. Сокращение резервов (по итогам месяца) наблюдалось лишь в августе и было обусловлено досрочной выплатой внешнего государственного долга перед Парижским клубом кредиторов в размере более 23 млрд долл. К концу года объем золотовалютных резервов достиг рекордного для всей истории РФ объема 303,7 млрд долл. (+66,7% за 2006г.).

Рис. 1. Динамика денежной базы и золотовалютных резервов в 2005–2006 гг.

Однако для противодействия  более быстрому укреплению курса  национальной валюты Банк России был  вынужден покупать поступающую в  страну валюту, увеличивая тем самым предложение денег. Рассмотрим динамику денежного предложения более подробно.

За 2006г. денежная база  увеличилась на 1,2 трлн руб. до 4,1 трлн руб. (+41,4%). Напомним, что по итогам 2005г. данный показатель вырос лишь на 22,4%. Объем денежной базы в широком определении на 1 января 2006г. равнялся 2,9 трлн руб. (табл. 1). Наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций на 1 января 2007г. составляли 3,06 трлн руб. (+39,5% по сравнению с 1 января 2006г.), корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России – 638,1 млрд руб. (+25,5%), обязательные резервы – 221,1 млрд руб. (+37%), депозиты кредитных организаций в Банке России – 98,1 млрд руб. (выросли в 12,6 раза), стоимость облигаций Банка России у кредитных организаций – 102,2 млрд руб. (выросли в 2,1 раза), а средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России, – 0 млрд руб.2 (сократились на 8,8 млрд руб.). Рост в 2006г. объема наличных денег в обращении (+39,5%) при одновременном увеличении обязательных резервов (+37%) привел к расширению денежной базы в узком определении (наличность + обязательные резервы)3 на 38,9% (рис. 4). При этом золотовалютные резервы ЦБ РФ увеличились за год на 66,7% и составляли на 1 января 2007г. 303,7 млрд долл. Значительная часть поступающей в страну ликвидности аккумулировалась в Стабилизационном фонде РФ, объем которого на 1 января 2007г. составил 2346,9 млрд руб. (89,1 млрд долл., 8,8% ВВП) (+1109,9 млрд руб. по сравнению с 1 января 2006г.). На 1 января 2006г. объем Стабилизационного фонда равнялся 1237 млрд руб. (42,3 млрд долл., 5,7% ВВП). Денежная масса M2 в национальном определении увеличилась за 2006г. на 48,8% и составила на 1 января 2007г. 8995,8 млрд руб., или 33,8% ВВП (на 1 января 2006г. денежный агрегат М2 равнялся 6045,6 млрд руб. (28% ВВП)).

Таблица 1.1.1

Динамика денежной базы в широком  определении в 2006г. (млрд. руб.)

Таким образом, по итогам 2006г. наблюдался намного более значительный прирост денежного предложения, чем в 2005г. При этом в 2006г. активно проводилась стерилизация поступающей в страну валютной выручки в Стабилизационном фонде, объем которого к концу года превысил 89 млрд долл. Стоит отметить, что в 2006г. произошли определенные изменения в структуре роста денежной базы в широком определении. В частности, по итогам прошлого года темп прироста наличных денег оказался меньше, чем темп прироста денежной базы в целом, в то время как в 2005г. темп прироста наличных денег был на 40% выше, чем темп прироста денежной базы. Таким образом, указанная положительная тенденция свидетельствует о снижении роли наличных денег в экономике страны. Кроме того, в 2006г. резко выросли депозиты банков в ЦБ РФ, что было во многом обусловлено повышением процентных ставок по депозитным операциям Банка России. За прошлый год ЦБ РФ 4 раза повышал указанные ставки с целью повышения роли депозитных операций в денежно-кредитной политике. Одновременно в 2006г. Банк России для стерилизации ликвидности активно торговал собственными облигациями.

Для оценки успешности усилий денежных и финансовых властей по стерилизации ликвидности проанализируем соотношение спроса на деньги и предложения. В приложении 3 приведены графики фактического предложения денег и оцененного спроса на деньги.

Можно заметить, что на протяжении 2006г. предложение денег превышало спрос на деньги, что с учетом запаздывания влияния изменения денежного предложения на инфляционные процессы может создать дополнительное инфляционное давление в 2007г. По нашим оценкам, лаг влияния изменения денежного предложения на ИПЦ составляет около 1–2 кварталов.

Несмотря на увеличение денежной массы, денежный мультипликатор в РФ остается на низком уровне даже по сравнению со странами Восточной Европы, где он, как правило, существенно больше 3. На этом фоне значение 2,9, достигнутое к концу 2006г., является не слишком значительным (рис. 5). В то же время с середины 2004г. для мультипликатора характерен восходящий тренд, что свидетельствует о постепенном развитии банковской системы РФ. До середины 2004г. значение мультипликатора колебалось в коридоре 2,15– 2,45.

Рис. 2. Денежный мультипликатор в РФ в 1999 2006 гг.

Таким образом, если исходить из полученных нами оценок, то увеличивающееся предложение  денег, вызванное скупкой ЦБ РФ значительных объемов поступающей в страну валюты, опережало в 2006г. спрос на деньги. На наш взгляд, в таких условиях дальнейшее снижение базовой инфляции будет сопряжено со значительными трудностями. Рассмотрим теперь инфляционные процессы более подробно и попытаемся выявить также немонетарные факторы инфляции в РФ.

Информация о работе Практика проведения денежных реформ в России и за рубежом