Практика проведения денежных реформ в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении денежных реформ их значения и методов их проведения.
Для раскрытия поставленной цели рассмотрим ряд следующих задач:
– рассмотреть принципы денежного обращения денежных реформ;
– изучить понятие денежной реформы и методы их проведения;
–выявить особенности проведение и последствия денежных реформ в России;
– проанализировать денежные реформы за рубежом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты денежных реформ 5
1.1 Принципы денежного обращения денежных реформ 5
1.2 Понятие денежной реформы и методы их проведения 7
Глава 2. Практика проведения денежных реформ в России и за рубежом 9
2.1 Проведение и последствия денежных реформ в России 9
2.2 Денежные реформы за рубежом 23
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

от 07,06,2011 денежнаяф реформа.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 3. Динамика ИПЦ в РФ в 2004–2006 гг.

В начале 2006г. произошло значительное ускорение инфляции (рис. 3), в результате возникли серьезные сомнения в том, что по итогам года ИПЦ не превысит целевое значение на 2006г. (8,5%). Однако впоследствии произошло как замедление инфляции, так и увеличение целевого ориентира до 9%. В результате ИПЦ по итогам года составил 9%. Стоит заметить, что в 2006г. впервые в новейшей истории РФ были достигнуты темпы прироста потребительских цен на уровне менее 10%. Рассмотрим динамику инфляционных процессов в течение года.

В группе продовольственных товаров  цены выросли на 8,7% (9,6% в 2005г.). За январь – декабрь основной вклад в рост цен на продовольственные товары внесло удорожание сахара песка (+14,9%), крупы и бобовых (+12,1%), хлеба и хлебобулочных изделий (+11,1%), плодоовощной продукции (+10,3%) и алкогольных напитков (+10,1%). Наиболее значительный вклад в прирост ИПЦ за год традиционно внесло увеличение цен на платные услуги населению – 13,9% (21% в 2005г.). За 12 месяцев 2006г. Сильнее всего подорожали услуги дошкольного воспитания (+28,5%), а также услуги ЖКХ (+17,9%). Что касается непродовольственных товаров, то за 12 месяцев они подорожали в среднем на 6% (за 12 месяцев 2005г. прирост составил +6,4%). В январе – декабре больше всего увеличились цены на строительные материалы (+11,5%) и автомобильный бензин (+10,9%). Рост базового индекса потребительских цен за 2006г. составил 7,8% (за аналогичный период прошлого года – 8,3%). Таким образом, основной причиной значительной инфляции по итогам 2006г. являлось быстрое удорожание платных услуг населению, строительных материалов, автомобильного бензина и ряда продовольственных товаров.

Одним из важнейших компонентов инфляции в 2003–2006 гг. стал рост тарифов на услуги ЖКХ: цены на них выросли за январь 2003г. – декабрь 2006г. практически в 1,5 раза. Далее по величине вклада в общий темп инфляции можно выделить повышение цен на услуги дошкольного воспитания (+137,6%), услуги организаций культуры (+98,7%) и пассажирского транспорта (+77,4%). Быстро увеличивались цены на автомобильный бензин (+96,9%), мясо и птицу (+63,6%), хлеб и хлебобулочные изделия (+74,1%).

Анализ динамики цен и тарифов  на услуги и товары естественных монополий (электроэнергия, газ, грузовые перевозки) в 2002–2006 гг. показывает, что на протяжении рассматриваемого периода наибольшими темпами росли тарифы на газ и на грузовые перевозки. Тарифы на электроэнергию лишь незначительно превышали темпы роста ИПЦ. Напомним, что в 2007 г. ЦБ РФ планирует снизить инфляцию до 8%. Такая задача, по видимому, реалистична, что подтверждается результатами сценарного прогноза ИЭПП на 2007 г., согласно которому ИПЦ составит 8–8,5%.

В 2006г. ЦБ РФ 4 раза повышал процентные ставки по инструментам привлечения денежных средств у кредитных организаций: по депозитам на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» – до 2,25% годовых, «1 неделя» и «спот-неделя» – до 2,75% годовых. Повышение ставок было осуществлено в целях стерилизации избыточной ликвидности и стало возможным в результате изменения внутренних и внешних экономических условий, в том числе процентной политики Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка. Отметим, что повышение процентных ставок по депозитам банков в ЦБ РФ в 2006г. Действительно привело к росту их привлекательности: по итогам года депозиты кредитных организаций в Банке России выросли практически в 13 раз. С помощью данной меры Банк России продолжил курс на повышение роли процентных ставок при реализации денежно кредитной политики.

В 2006г. Банк России дважды понижал ставку рефинансирования: сначала 26 июня она была снижена с 12 до 11,5%, а затем 23 октября была установлена на уровне 11%. Заметим, что снижение ставки рефинансирования в 2006г. осуществлялось одновременно с повышением ставок по депозитам кредитных организаций в ЦБ РФ. При этом снижение ставки рефинансирования также имело своей целью повысить роль процентных ставок в денежно-кредитной политике. Дело в том, что действующая ставка рефинансирования гораздо выше той ставки, по которой кредитные организации могут занять деньги на рынке МБК, в результате чего изменение ставки рефинансирования практически не оказывает влияния на денежно-кредитную политику. В то же время, как мы уже отмечали, повышение ставок по депозитам привело к повышению их привлекательности для банков, т.е. способствовало стерилизации ликвидности в Банке России.

В связи с отменой с 1 января 2007 г. ограничений на валютные операции и в целях достижения полной конвертируемости российского рубля, с 1 мая 2006 г. в 2 раза был снижен установленный Банком России норматив резервирования средств при осуществлении валютных операций, связанных с оттоком и притоком капитала, а также снижен до нулевого значения норматив обязательной продажи части валютной выручки. А уже 29 мая ЦБ РФ принял решение отменить с 1 июля 2006г. установленные Банком России требования о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций.

Кроме того, с 1 июля было отменено и  требование об обязательном использовании  специальных счетов (специальных банковских счетов, специальных разделов счета депо, специальных разделов лицевых счетов нерезидентов в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, специальных брокерских счетов) при осуществлении отдельных видов валютных операций. Данные меры были направлены на снятие ограничений по капитальным операциям и призваны обеспечить большую конвертируемость рубля.

В мая 2007 года Государственная Дума приняла в окончательном чтении закон о графическом изображении рубля. Соответствующие поправки были внесены в Закон «О Центральном банке РФ (Банке России)». Суть поправок состояла в августе Банк России представил в Государственную Думу «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год». В документе Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою главную задачу на 2007г., ею должна стать борьба с инфляцией (6,5 8% по итогам года). Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано о том, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10%. На наш взгляд, это позволит Банку России более эффективно проводить денежно-кредитную политику, не пытаясь одновременно достичь двух во многом противоречащих друг другу целей. Кроме того, прирост денежной базы в узком определении в 2007г., в соответствии с прогнозом ЦБ, составит 14 22%. Золотовалютные резервы на конец 2007г. Могут составить от 316 до 390 млрд долл. На наш взгляд, обе прогнозные оценки являются несколько заниженными. В соответствии с модельными расчетами краткосрочных прогнозов социально-экономических показателей РФ, уже за 1-е полугодие 2007г. темп прироста денежной базы достигнет 18,1%, а объем золотовалютных резервов превысит 384 млрд долл.

2.2 Денежные реформы за рубежом

 

При монометаллизме денежные реформы  совпадали с методами стабилизации валют - нуллификацией денег, девальвацией, ревальвацией - и сопровождались восстановлением их размена на металл, возвратом к золотому или серебряному стандарту. Так, во Франции в конце 18 в. была проведена нуллификация. Взамен аннулированных ассигнатов и земельных мандатов были выпущены металлические и разменные на золото деньги.

Примером ревальвации может  служить денежная реформа в Великобритании в 1821г. Во время войны с Францией фунт стерлингов с 1797г. перестал размениваться на золото и обесценился на 40%. Когда обесценение фунта стерлингов составило 2 %, Банк Англии возобновил размен банкнот на золото по номиналу (1:1).

Аналогичный метод денежных реформ был применен в США, когда инфляция 1861-65 гг. была постепенно преодолена, часть бумажных денег изъята из обращения, курс их по отношению к золоту повысился до номинала. В 1879г. правительство США восстановило размен банкнот на золото по курсу 1:1. Распространенный метод денежных реформ - девальвация, т.е. официальное снижение золотого содержания и курса национальной валюты по отношению к иностранной. Иногда она приближалась к нуллификации, если обесцененные деньги обменивались на новые по крайне низкому курсу.

Например, в Германии в связи  с колоссальным обесценением марки  в период и после 1-й мировой войны (в 1,6 трлн. раз) во время денежной реформы 1924г. обмен производился по соотношению: 1 новая марка = 1 трлн. старых марок. В Греции в ноябре 1944г. 50 млрд. старых драхм обменивались на 1 новую драхму. При обращении неразменных кредитных денег девальвация и ревальвация используются в основном для регулирования курса национальных валют, а денежные реформы направлены на укрепление внутреннего денежного обращения. В условиях кризиса экономики, для которого характерна почти хроническая инфляция, денежные реформы не обеспечивают длительной стабильности денежного обращения.

В период относительной стабилизации капитализма после 1-й мировой  войны были проведены денежные реформы, растянувшиеся на ряд лет: с 1922 в  Швеции по 1930 в Японии.

В большинстве стран была проведена  девальвация, причем в Германии, Австрии, Венгрии, Польше близкая к нуллификации.

Денежные реформы не восстановили довоенный золотомонетный стандарт (только в Англии в результате денежной реформы 1925г. было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов). Капиталистические страны, приспосабливаясь к изменившимся условиям, ввели урезанные формы золотого монометаллизма - золотослитковый (Великобритания, Франция) и золотодевизный стандарт (примерно в 30 странах, в т.ч. в 16 странах Западной Европы).

США, позиции которых усилились  в итоге 1-й мировой войны, сохраняли  золотомонетный стандарт до 1933г. После 1-й мировой войны впервые о практике капитализма денежные реформы были проведены в основном с помощью межгосударственных займов США. Великобритания, Франция использовали тяжелое экономическое и финансовое положение ряда стран для навязывания им обременительных кредитов.

Одним из условий стабилизационных займов, предоставленных Германии, Австрии, Венгрии, Польше для проведения денежных реформ было назначение иностранных экспертов, которые контролировали денежно-кредитную политику стран-должников. Денежные реформы после 1-й мировой войны не обеспечили прочной стабилизации денежных систем. Мировой экономический кризис 1929-33г., который переплелся с денежно-кредитным и валютным кризисом, привел к отмене золотого стандарта и массовому обесценению валют.

В ряде капиталистических стран  денежные реформы были проведены  после 2-й мировой войны (в Бельгии - в 1944г., во Франции, Дании, Голландии и Норвегии - в 1945г., а Греции - в 1944-46 гг., в Японии - в 1946г., в Австрии - в 1947г.). Они свелись к обмену обесцененных старых денег на новые. Обычно обменивалось ограниченное количество денег (например, в Бельгии до 5 тыс. фр. на одно лицо), остальные суммы зачислялись на блокированный счет в кредитном учреждении. В дальнейшем часть блокированных счетов была разблокирована. В 1958г. по сравнению с довоенным уровнем греческая драхма обесценилась в 640 раз, японская иена -в 245 раз, итальянская лира - в 53 раза, французский франк - в 32 раза, турецкая лира - в 9,5 раза (исчислено по индексу оптовых цен). Новая денежная реформа была проведена во Франции в 1958-60г. путем девальвации франка на 17,38 % и деноминации. До 1960г. старые франки постепенно обменивались на новые по соотношению 100:1. Однако и эта денежная реформа не обеспечила стабилизации французской валюты.

Денежные реформы в зарубежных социалистических странах ставили  задачей ликвидацию инфляции и укрепление денежного обращения, приведение денежной массы в соответствие с потребностью товарооборота при соблюдении интересов населения. Стабилизация денег должна была создать условия для успешного восстановления и быстрого развития экономики молодых социалистических государств, развертывания товарооборота, повышения жизненного уровня трудящихся. Ликвидация последствий войны и оккупации в сфере денежного обращения представляла собой длительный процесс; завершился он в разное время, что было связано с особенностями развития денежного обращения в каждой из этих стран. Для создания устойчивого денежного обращения, твердых валют необходимо было провести денежные реформы, обеспечить развитие производительных сил нового общественного строя, добиться сбалансирования госбюджета.

Методы проведения денежных реформ были в основном однотипны. В большинстве европейских социалистических стран они проводились в два этапа. Это объяснялось тем, что объективные предпосылки для полной ликвидации последствий войны и оккупации в сфере денежного обращения были созданы не сразу. Во многих странах госбюджеты не имели достаточной устойчивой доходной базы.

Первые денежные реформы были проведены  в Польше, Чехословакии и Югославии в 1945г., в Венгрии -в 1946г., в Албании - в 1946-47 гг., в Румынии и Болгарии - в 1947г., в Восточной Германии - в 1948г. Денежные реформы предусматривали обмен старых денег на новые по определенному соотношению (в зависимости от степени обесценения денег). Для населения устанавливались льготные условия обмена, особенно для вкладов в сберкассах и банках. Для госпредприятий и общественных организаций обмен производился без ограничений или на льготных условиях, тогда как для частных предприятий действовали жесткие нормы обмена.

Одновременно с денежными реформами  правительства этих государств провели ряд экономических и финансовых мероприятий, направленных на ликвидацию бюджетных дефицитов и укрепление денежного обращения. Денежные реформы в каждой стране учитывали конкретные особенности политического и экономического развития, однако, их основная цель заключалась в приведении денежной массы в соответствие с потребностями государства.

В результате денежных реформ в европейских  социалистических странах была изъята значительная часть денежной массы, главным образом за счет накоплений, что привело к резкому сокращению количества денег в обращении, содействовали преодолению инфляции, снижению цен, росту товарооборота.

Второй этап денежных реформ осуществлялся  в условиях, когда бюджеты в  этих странах сводились с превышением  доходов над расходами. Особенности денежных реформ на втором этапе состояли в том, что они сопровождались изменением масштаба цен, установлением золотого содержания валют.

Второй этап денежных реформ был  проведен в Польше в октябре 1950 г., Румынии - в январе 1952 г., Болгарии - в мае 1952 г., Чехословакии - в июне 1953 г.; реформы предусматривали обмен старых денег без ограничения на новые по разному соотношению в каждой стране в зависимости от степени их обесценения.

Переоценка вкладов в сберкассах производилась на льготных условиях. В Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии было законодательно зафиксировано золотое содержание валют (раньше золотой паритет валют этих стран определялся косвенным путем через доллар США). Особый характер носили денежные реформы в других социалистических странах.

Денежные реформы в КНР (март-апрель 1955г.) ставила задачей изменение масштаба цен. Старая денежная единица, выражавшая очень малую величину стоимости, осложняла расчеты и учет в народном хозяйстве. Деньги прежних выпусков были обменены на деньги нового образца - юани Народного банка Китая по соотношению 10000:1 без ограничений.

Информация о работе Практика проведения денежных реформ в России и за рубежом