Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 16:55, курсовая работа
При выборе этой темы, прежде всего я опиралась на своё отношение к данной категории граждан, которых государство, так или иначе, называет «безработными», а также потому, что ранее мне самой приходилось иметь статус «безработного». С переходом на механизированные орудия труда, где человеческий фактор просто необходим как основное орудие труда, использование и применение человеческого труда становится с каждым годом всё ниже – рыночная экономика вообще выбрасывает человека из производственного процесса, и человек как участник производственного процесса становится не востребованным. Таким образом, именно это и создаёт тем самым массовое недовольство, а также рост числа безработных граждан
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО
Общее понятие безработного……………………………………………..5
Основные права безработного…………………………………………….9
Основные обязанности безработного…………………………………..13
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНОГО
Пособие по безработице…………………………………………………..13
Особенности предоставления социальной поддержки безработного……………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты…………………………………………………..23
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Я не случайно выбрала тему своей контрольной работы – «Правовое положение безработного». При выборе этой темы, прежде всего я опиралась на своё отношение к данной категории граждан, которых государство, так или иначе, называет «безработными», а также потому, что ранее мне самой приходилось иметь статус «безработного». С переходом на механизированные орудия труда, где человеческий фактор просто необходим как основное орудие труда, использование и применение человеческого труда становится с каждым годом всё ниже – рыночная экономика вообще выбрасывает человека из производственного процесса, и человек как участник производственного процесса становится не востребованным. Таким образом, именно это и создаёт тем самым массовое недовольство, а также рост числа безработных граждан. Именно это и вызывает актуальность выбранной мною темы, темы – «Правовое положение безработного», человека, который каким – либо образом остался без работы, остался без средств на существование. В связи с ростом масштабов безработицы в обществе нагнетается напряженность посредством: проявления массового недовольства, проходящими акциями протеста, реализациями иных форм противостояния. При безработице растет преступность1.
Но, как и у любого другого гражданина РФ за безработным, так или иначе, сохраняется законное, предоставленное законом право на защиту и поддержку со стороны государства. Опираясь на Государственную службу занятости, безработный человек имеет право: на переподготовку (переобучение) другого вида трудовой деятельности; повышение его квалификации, что в будущем поможет безработному устроиться на работу и избежать такого низкого для себя, позорящего и унижающего его честь и достоинство термина, как «безработный».1
В разных странах понятие «безработица» трактуется по-разному. Экономически развитые страны под безработными понимают трудоспособного человека, желающего работать, но не имеющего
возможности получить соответствующие его способностям работу. Люди в основной своей массе, при безработице лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.
В Законе РФ «О занятости населения в РФ» определена политика государства в области занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной службы занятости населения.
Закон определяет организационные, правовые и социально-экономические гарантии реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики, равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость населения с учетом норм Конституции России и международного права.
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО
1.1 Общее понятие безработного
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Безработными не могут быть признаны граждане:
1) Не достигшие 16-летнего возраста;
2) Которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена
пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
3) Отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы
занятости в целях поиска подходящей работу от двух вариантов подходящей
работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу
(ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае
двух отказов от получения профессиональной подготовки или от
предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
4) Гражданину не может быть предложена одна и та же работа
(профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности)
дважды;
5) Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их
регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости
для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок,
установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве
безработных.
Для признания гражданина безработным, причина его увольнения с предыдущего места работы значения не имеет. Безработным может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор по собственному желанию, и тот, кто уволен по инициативе администрации, причем даже за нарушения трудовой дисциплины. Последнее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости, выплата пособия может быть отложена на срок до трех месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством.
Как уже говорилось выше, в соответствии с Законом о занятости правительством определен порядок регистрации безработных граждан. Она осуществляется органами занятости по месту жительства.
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных и для получения информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.
Для регистрации в целях поиска подходящей работы, безработные граждане представляют в органы занятости по месту жительства справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию.
Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию.
Органы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
При отсутствии подходящей работы зарегистрированному в целях ее поиска может быть предложено при его желании участие в оплачиваемых общественных работах или прохождение профессиональной подготовки.
Регистрация гражданина в качестве безработного органами занятости осуществляется не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.
Безработными, таким образом, признаются граждане, которые:
1) Трудоспособны;
2) Не имеют работы и заработка;
3) Зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
4) Ищут работу и готовы приступить к ней;
5) Не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию.
В некоторых случаях, указанных в Постановлении, которым утвержден порядок регистрации безработных граждан, безработные могут быть сняты с регистрационного учета. К ним, в частности, относятся: признание граждан занятыми, прошедшими профессиональную подготовку, неявка без уважительных причин безработного в службу занятости в установленные сроки и др.
Для решения вопросов трудоустройства большое значение имеет понятие «подходящая работа».
Статья 4 Закона о занятости определяет ее как работу, соответствующую профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Предлагаемая работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы.
Понятие «подходящая работа» имеет иное содержание для граждан, впервые ищущих работу. К ним, прежде всего относятся несовершеннолетние, окончившие школу, и молодые женщины, не работавшие в связи с рождением ребенка. Поскольку и те, и другие чаще всего не имеют определенной профессии (специальности), им в первую очередь надо предложить обучение той профессии (специальности), по которой служба занятости имеет возможность предоставить работу. Первичное профессиональное обучение молодежи в возрасте до 20 лет осуществляется, как правило, в учебных заведениях системы профессионального образования и в учебных центрах предприятия.
Если организовать профессиональную подготовку впервые ищущих работу не удалось, таким лицам подбирается работа, не требующая подготовки (в том числе работа временного характера). При этом должен учитываться возраст, состояние здоровья и иные особенности каждого конкретного лица. В соответствии с трудовым законодательством труд женщин и молодежи допускается не на всех предприятиях, а для женщин, имеющих малолетних детей, установлен ряд льгот.
Всем гражданам предоставлено право на профессиональную деятельность во время их пребывания в зарубежных странах, а также право на поиск работы и трудоустройства за границей
Невыполнение безработным установленных обязанностей может повлечь применение к нему санкций. Так, в случае нарушения им обязанности регистрации, перерегистрации или трудоустройства без уведомления службы занятости выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев. В случае неявки без уважительных причин в службу занятости для получения направления, а также на переговоры с работодателем в течение трех дней со дня направления размер пособия может быть уменьшен на 25 процентов на срок до одного месяца.
Таким образом, всем безработным, как высвобожденным из предприятий, так и впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после перерыва, государство предоставляет определенные права, обеспечивая их следующими денежными выплатами; пособиями по безработице; оплатой за участие в общественных работах; компенсацией затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
Кроме того, высвобожденным работникам выплачивается выходное пособие и сохраняется заработная плата в течение установленного законом срока, а тем, кто осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку или повышает квалификацию, выплачивается стипендия.
Установлены следующие размеры стипендии:
1)Для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года, - в размере 75
процентов их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не
ниже минимальной оплаты труда;
2) Для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж
менее одного года, - в размере стипендии, установленной государством для
учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по
безработице, предусмотренного для этой категории граждан,
3)Для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы
вследствие несчастного случая на производстве или профессионального
заболевания, - за счет средств соответствующих предприятий в размере 100
процентов среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже
минимальной оплаты труда.
Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.
1.2 Основные права безработного
В силу того, что общественные отношения в области занятости достаточно сложны и многообразны и поэтому законодательство РФ в данной сфере представляет из себя сложную систему.
Правовую основу для законодательных
актов составляет Конституция РФ, которая
наделена высшей юридической силой и имеет
прямое действие на всей территории РФ.
Статья 37 Конституции РФ предусмотрела
защиту граждан от безработицы и закрепила
основные гарантии в данной области и
закон «О занятости населения в Российской
Федерации»
В РФ существует комплекс законов, которые
в той или иной мере затрагивают вопросы
занятости, а именно: Федеральный закон
от 20 июля 1995г. «О социальной защите инвалидов
в РФ»; Федеральный закон «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»
(в редакции ФЗ от 08.02.98г); Федеральный закон
«О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 24.11.95г.); Уголовно
- Исполнительный Кодекс, вступивший в
действие с 08.01.97г.; Федеральный закон «О
вынужденных переселенцах» от 19.02.93г.;
Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.93г.
и другие.
Безработному, как и любому другому гражданину
Российской Федерации принадлежат многие
права. Знание своих прав позволит безработному
вести поиск работы и регулировать его
трудовой статус в соответствие с его
интересами.
Одним из помощников в поиске работы, к которым может обратиться безработный бесплатно, является служба занятости.