Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 16:55, курсовая работа
При выборе этой темы, прежде всего я опиралась на своё отношение к данной категории граждан, которых государство, так или иначе, называет «безработными», а также потому, что ранее мне самой приходилось иметь статус «безработного». С переходом на механизированные орудия труда, где человеческий фактор просто необходим как основное орудие труда, использование и применение человеческого труда становится с каждым годом всё ниже – рыночная экономика вообще выбрасывает человека из производственного процесса, и человек как участник производственного процесса становится не востребованным. Таким образом, именно это и создаёт тем самым массовое недовольство, а также рост числа безработных граждан
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО
Общее понятие безработного……………………………………………..5
Основные права безработного…………………………………………….9
Основные обязанности безработного…………………………………..13
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНОГО
Пособие по безработице…………………………………………………..13
Особенности предоставления социальной поддержки безработного……………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Безработным необходимо иметь в виду, что обратиться в службу занятости для поиска работы им можно всегда, это абсолютно не связано с наличием у них опыта работы, а так же не зависит это и от того, уволился ли безработный по собственному желанию или его уволил работодатель по своей инициативе.
Контактируя со службой занятости, безработный имеет право на:
1) Консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;
2) Самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами
территории РФ;
3) Обжалование решений, действий или бездействия органа службы
занятости и его должностных лиц – как в вышестоящий орган службы
занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в
порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II
Гражданского процессуального кодекса РФ);
4) Заключение договора добровольного страхования со страховыми
организациями на случай потери работы;
5) Оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение)
в другую местность по предложению органа службы занятости (с его
согласия);
6) Выплату пособия по безработице;
7) Выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения
квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной
нетрудоспособности;
8) Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Безработному немало важно знать, что если он как безработный утратил право на получение пособия по безработице из-за истечения сроков его выплаты, а также если безработный проходит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органа службы занятости, то органом службы занятости ему может оказываться материальная помощь.
Подготовка, переподготовка, повышение квалификации возможны, если безработный:
1) Не имеет профессии (специальности);
2) Не может найти подходящую работу из-за отсутствия необходимой
профессиональной подготовки;
3) Ему необходимо переменить профессию (специальность) из-за того, что
нет работы, отвечающей его профессии;
4) Больше не может работать по прежней профессии.
Профессиональная консультация предполагает, что безработному окажут помощь в профессиональном самоопределении – то есть, помогут выбрать свой профессиональный путь с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также с учетом потребностей общества в работниках определенной сферы деятельности.
Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться в следующих вариантах:
1) Профессиональная подготовка для ускоренного приобретения
необходимых для работы навыков;
2) Переподготовка для приобретения новых профессий;
3) Обучение работников, имеющих профессию, другим профессиям для
получения возможности работать, совмещая их;
4) Повышение квалификации рабочих для обновления знаний, умений и
навыков, роста профессионального мастерства, для изучения новой техники
и технологий, нужных для выполнения профессиональной деятельности;
5) Повышение квалификации для обновления теоретических и практических
знаний, если повышаются требования к уровню квалификации и необходимо
освоение новых способов работы;
6) Стажировка для специалистов для формирования и использования на
практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения
организаторских и профессиональных качеств.
В приоритетном порядке пройти профессиональное обучение могут:
1) Инвалиды;
2) Безработные по истечении шестимесячного периода безработицы;
3) Граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) таких граждан и военнослужащих;
4) Выпускники общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работы (раньше не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Для прохождения обучения служба занятости должна заключить с безработным договор, на основании которого безработному будет выдано направление на обучение.
На период профессионального обучения безработным гарантируется бесплатное медицинское обслуживание и медицинские осмотры, бесплатное обучение, выплата стипендии, в том числе, за период его временной нетрудоспособности.
При желании безработный может сочетать обучение с выполнением оплачиваемых общественных работ на основании срочного трудового договора.
1.3 Основные обязанности безработного
Если гражданина признали безработным, то он обязан соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации. Напомню, что он должен проходить перерегистрацию в органе службы занятости по месту жительства в установленный этим органом срок, но не реже двух раз в месяц, если служба занятости в письменном виде не разрешит ему приходить не реже одного раза в месяц. безработный статус гарантия пособие государственный
В противном случае его могут лишить статуса безработного.
Второй важной обязанностью является предоставление достоверных сведений.
Необходимо знать, что: если гражданин трудоустроился, но продолжает информировать службу занятости о том, что он является безработным, чтобы получать пособие и фактически получает его, то гражданина могут уличить в мошенничестве и инициировать уголовное преследование.
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
БЕЗРАБОТНОГО
Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице – гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназначенных на эти цели.
Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Минимально необходимый стаж работы - 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Если нет минимального стажа работы, пособие устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.
Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям и имеющим минимально необходимый стаж работы, устанавливается, согласно ст. 30 Закона о занятости, в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующих размерах:
1) В первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их
среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за
последние три месяца по последнему месту работы (службы);
2) В следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
3) В дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей.
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. Тем гражданам, которые были уволены из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признаны в установленном порядке безработными, но не были трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата с учетом выходного пособия, пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода.
В случае непредставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы, безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.
Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.
Тем гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице, согласно ст. 32 Закона о занятости, увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Законодательством предусмотрены случаи, когда выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена либо его размер сокращен органами службы занятости.
Так, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
1) Признания гражданина занятым ;
2) Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации
или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой
стипендии;
3) Длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы
занятости без уважительных причин;
4) Переезда безработного в другую местность;
5) Попытки получения либо получения пособия по безработице обманным
путем;
6) Осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в
виде лишения свободы;
7) Назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской
Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
1) Отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
2) Отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в
оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение
органами службы занятости
3) Явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Факт опьянения устанавливается работниками органа по вопросам занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением;
4) Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой
дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина,
направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за
виновные действия;
5) Нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его
перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по
безработице производится со дня, следующего за днем последней явки
безработного на перерегистрацию;
6) Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению
органов службы занятости.
Органы службы занятости при необходимости могут также оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством Российской Федерации о занятости населения периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органы службы занятости, согласно ст. 36 Закона о занятости, могут оказывать в период его безработицы материальную и иную помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся – 24-х лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.
Под общественными работами согласно ст. 24 Закона о занятости понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.