Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей

Файлы: 1 файл

проф семинар.docx

— 251.67 Кб (Скачать файл)

 

1.Основные понятия

 

Экономия. Политическая экономия. Экономикс, экономика. Предмет экономической теории. Функции экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Позитивная экономическая наука. Нормативная экономическая наука. Метод. Формальная логика. Диалектическая логика. Математическая логика. Модель экономическая. Экономические эксперименты.

 

2. Определения

 

С момента появления экономической  науки ее основные понятия и разделы  изменялись вместе с изменениями  условий общественной жизни. Перечислим их.

Экономия (economy) — первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемента воспитания достойных граждан, считалась полезной для общества в отличие от хрематистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой которой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.

Политическая  экономия (роlitсаl economy) фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии:

меркантелизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами);

классическая  политэкономия: наука о богатстве общества (“богатстве народов”);

марксистская  политэкономии: наука о производственных отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества;

маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов; новая;

историческая школа: наука  о повседневной деловой жизни  и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

Экономикс, экономика (есопоmiсs) — наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

К ведущим направлениям “экономикс” относятся:

кейнсианство - экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса;

монетаризм — неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры;

новая политическая экономия (теория общественного выбора) — наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в собственных интересах;

институционализм — экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ. В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотрение, экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.

Предмет экономической  теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей

Экономическая теория в обществе выполняет несколько  важных функций:

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).

 Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Изучая и систематизируя факты экономической действительности, раскрывая содержание экономических категорий, законов, закономерностей, экономическая теория позволяет прогнозировать экономическое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более рационально использовать ограниченные ресурсы. Таким образом, прогностическая функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей и особое значение имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.

 Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.

 Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.

 Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

 Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления.

Микроэкономика (miсrоесonomics) — раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Макроэкономика (mасrоесоnomics) раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, — проблемы безработицы, инфляции, государственное регулирование и т. д.

В зависимости от целей  познавательной деятельности экономическая  наука подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная экономическая  наука (positive economics) познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов.

Нормативная экономическая  наука (normative economics) — выяснение условий достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) — учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательньтх средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

Формалъная логика — наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.

Понятие — мысль о предмете.

Суждение — метод соединения понятий, в результате которого формулируется утверждение, отрицающее или подтверждающее что-либо.

Умозаключение — метод мышления, с помощью которого из исходного знания получается новое знание.

Анализ — метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией.

Синтез — метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.

Индукция — метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.

Дедукция — метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.

Сравнение — метод определения сходств и различий явлений и процессов.

Аналогия — метод теоретического исследования, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

Антиномия (от греч. antinomia — против закона) — противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу.

Анория (от греч. ароriа — затруднение, недоумение) — утверждение, противоречащее практическому опыту.

Проблема — четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания.

Гипотеза — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.

Доказательство — метод (процесс) нахождения убедительных оснований.

Диалектическая  логика — наука о наиболее общих законах процесса познания.

Диалектическая  логика – наука о наиболее общих законах познания.

Математическая  логика — наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков).

Модель экономическая — формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономические эксперименты — искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

 

3.Тесты

 

1) Методология экономической теории это учение:

 

а) о динамике развития экономики;

б) о научных методах  и принципах познания общества;

в) о принципах и методах  экономического познания;

г) ничего из вышеперечисленного не является методологией экономической  теории.

 

2) Позитивная экономическая теория изучает:

 

а) вопрос “что есть?”;

б) вопрос “что должно быть?”;

в) положительные тенденции  в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

 

3) Если исследуется экономика, как целостная система, то этот анализ:

 

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

 

4) Основным объектом изучения К.Маркса и Ф.Энгельса были закономерности:

 

а) зарождение капитализма;

б) функционирования капиталистической экономики;

в) перехода от капитализма к коммунизму;

г) коммунистического способа производства.

 

5) Экономическая теория в обществе не выполняет следующую функцию:

 

а) познавательную;

б) практическую;

в) наблюдательную;

г) методологическую.

 

6) Какой из этапов не  относится к развитию предмета  экономической теории:

 

а) рыночная экономика;

б) политическая экономика;

в) экономия;

г) экономикс, экономика.

 

7) Исследование по глобальным  проблемам современности, проводящиеся  с 1970-х гг. под эдигой Римского клуба, развиваются в русле:

 

а) монетаризма;

б) марксизма;

в) теории общественного выбора;

г) классического институционализма.

 

 

8) Какая теория из нижеперечисленных относится к современному либерализму:

 

а) неоинституционализм;

б) посткейнсианство;

в) традиционный институционализм;

г) марксизм.

 

9) Какой ученый ввел понятия «экономия»:

 

а) Ксенофонт;

б) Аристотель;

в) Адам Смит;

г) Карл Маркс.

 

10) Какой из нижеперечисленных методов применил Н.Д. Кондратьев для исследования «длинных волн конъюнктуры»:

 

а) метод аналогии;

б) индуктивный метод;

Информация о работе Предмет и метод экономической теории