Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей

Файлы: 1 файл

проф семинар.docx

— 251.67 Кб (Скачать файл)

в) дедуктивный метод;

г) метод экономического экспериментирования.

 

4. Выберите правильное утверждение

 

  1. Являлся ли Йозеф Шумпетер представителем направления новой классической экономики?

 да                    нет

  1. Удовлетворяет ли марксистская экономическая теория прибавочной стоимости предложенному К.Поппером принципу фальсификации как критерию научности?

да                    нет

  1. Верно ли, что представители теории общественного выбора выступали против государственного регулирования экономики?

да                    нет

  1. Стала ли теория рациональных ожиданий одним из новых направлений кейнсианской доктрины?

да                    нет

  1. Верно ли, что теория социально-экономических формаций впервые была разработана Ж. Ш. Л. С. де Сисмонди?

да                    нет

  1. Входит ли «сравнительный анализ» в состав методов формальной логики?

да                    нет

  1. Является ли современная неоклассическая экономическая теория исключительно позитивной экономической наукой, очищенной от нормативных аспектов?

да                    нет

  1. Можно ли утверждать, что неокейнсианцы активно разрабатывают проблемы экономической динамики и стремятся найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией?

да                    нет

  1. Функция Y = f(X) показывает взаимозависимость неких экономических параметров. Если в точке X0 производная функции Y = f(X) равна нулю, то на этом основании еще нельзя сказать, будет ли в данной точке эта функция максимизироваться или минимизироваться?

да                    нет

  1. Верно ли, что аналогия – это метод познания основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное?

да                    нет

 

5. Ответьте на утверждение

 

  1. Предметом экономической науки является изучение проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управление ими в целях обеспечения максимального удовлетворения потребностей людей, фирм и общества.

верно                    неверно

  1. Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.

верно                    неверно

  1. «Предприятие ведет свою деятельность в рыночной среде, однако внутри нее действуют рыночные, а не иерархические отношения». Это утверждение является апорией.

верно                    неверно

  1. Математическое моделирование – метод, который используемый только в экономической теории.

верно                    неверно

  1. Меркантилисты считали предметом экономической теории, т.е. политической экономией, деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну, наука о богатстве.

верно                    неверно

  1. Институционалисты добавили к предмету экономической теории необходимость изучения и формирования экономической политики государства.

верно                    неверно

  1. А. Маршалл подвергал концепцию маржиналистов методологической критике за ее несоответствие хозяйственной практике.

верно                    неверно

  1. Современный "экономикс" основан на методе восхождения от абстрактного к конкретному.

верно                    неверно

 

  1. Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений, как они есть, т.е. содержит утверждения свободные от субъективных оценочных суждений.

верно                    неверно

  1. .Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

верно                    неверно

 

 

6. Решите задачи

 

1) Исследуйте на экстремум функцию: Y = 2X3 + X2 -2,5Х + 10.

Какие экономические процессы, по Вашему мнению, могут моделироваться функциями подобного типа?

 

2) По оценке английского статистика конца XVII в. Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%.

Определит е формулу функции  зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен  на пшеницу в Англии XVII в. составлял примерно 40 шиллингов за квартер (12,7 кг), а средний урожай — порядка 20 млн. ц.

 

3) В 1915 г. английский экономист Дж. У. Юл проанализировал собранные Г. Кингом статистические данные о соотношении в Англии XVII в. размеров урожая пшеницы и цен на нее. По его мнению, эта зависимость выражается уравнением:

Y = -2,ЗЗХ + 0,05X2 - 0,00167X3,

где X — величина урожая; Y — цена.

Определит е чисто математическим способом, какой была зависимость  цены на пшеницу от величины урожая - прямой или обратной. Какой экономический закон по существу эмпирически открыл Г. Кинг?

 

4) Студент, составляя курсовой проект, рассчитал, что кривая производственных возможностей автомобильно-дорожного транспорта должна проходить по следующим населенным  пунктам: А(0; 30), В(24; 14), С(26; 0), Е(18; 20), К(14; 22), М(6; 29). Правильно ли он произвел расчеты?

 

5) Зависимость издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, от объема этой продукции выражается функцией:

Y = 2X2 - 10Х + 20,

где Y — средние издержки, а X — количество выпускаемой продукции.

Определите, при каком объеме выпуска средние издержки фирмы будут минимальными.

 

6) Покажите графически зависимость между:

а) температурой воздуха  и простудными заболеваниями;

б) простудными заболеваниями  и спросом на аспирин.

В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между изучаемыми явлениями?

 

7) В каких из названных ситуациях речь идет о предельной (в экономическом смысле слова) величине:

а) двести тысяч автомашин  в год — это предельный выпуск продукции на автомобильном заводе при полном использовании всех имеющихся ресурсов;

б) официальный прожиточный  минимум показывает наименьшую сумму  дохода, необходимую для поддержания  жизнедеятельности индивида;

в) свой четвертый костюм Вы собираетесь использовать в представительских целях;

г) вторую сотню тысяч  рублей лучше положить в банк, а  не вкладывать в ценные бумаги.

 

8) Каковы могут быть, на Ваш взгляд, проявления закона непредвиденных последствий в следующих ситуациях:

а) для ослабления социальной напряженности правительство резко увеличило пособие по безработице;

б) с уходом в историю  эры «холодной войны» в ряде слаборазвитых стран были ликвидированы военные базы сверхдержав.

 

9) Дана кривая производственных возможностей фермера на трех полях:

 

Предположим, что он решил  под выращивание 130 тонн картофеля  отвести нижнее поле, а два других поля не трогать. Используя графическое  изображение КПВ фермера, оцените его выбор.  Вычислите максимально возможное производство пшеницы, если картофеля будет произведено 130 тонн.

 

10) Определите по формуле типа Y = f'(X), является ли зависимость между экономическими параметрами X и Y в окрестностях точки X0 прямой или обратной:

а) если f'(X0) > О, то зависимость прямая, если же f'(X0) < О, то зависимость обратная;

б) если f'(X0) < О, то зависимость прямая, если же f'(X0) > О, то зависимость обратная;

в) если f'(X0) = О, ТО зависимость прямая, если же f'(X0) > О или f'(X0) < О, то зависимость обратная;

г) при помощи анализа  производных функции ответить на этот вопрос невозможно.

 

 

7. Вопросы для размышления

 

1. Развитие идей меркантилизма совпало с эпохой великих географических открытий и быстрым ростом торговли между Европой и Азией. Есть ли между этими событиями причинно-следственная взаимосвязь или они независимы друг от друга?

2. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».

3. Нарушение какого принципа содержится в утверждении: «Несмотря на снижение цен на портативные телевизоры величина спроса на них не увеличилась»?

4. Покажите универсальность использования принципа сравнения предельных затрат и предельных выгод.

5. "После Второй мировой войны, — пишет Т. Негиши, — в Японии сложилась уникальная для некоммунистической страны ситуация в том смысле, что почти половина академических экономистов гласно или негласно являются марксистами...". Как можно объяснить это явление? В каких еще странах, не принадлежавших к социалистическому лагерю, популярны идеи марксизма? Какие экономические концепции и почему пользуются наибольшей популярностью в США?

6. Какие события экономической истории XX в. оказали определяющее влияние на развитие экономических идей — на революции в экономической теории?

7. Какие направления экономической мысли и почему будут преобладать в начале XXI в.?

8. Есть ли среди известных вам экономических теорий такие, которые вредят обществу и должны быть поэтому запрещены?

9. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России? Каким может быть прогноз ее развития?

10. Проследите, как с XVH в. и до наших дней менялось отношение экономистов к проблеме государственного регулирования экономики:

1)почему эта проблема постоянно находилась в центре внимания экономистов?

2)есть ли в эволюции взглядов экономистов по этой проблеме какая— либо закономерность?

 

8. Список использованной  литературы

 

  1. Вечканова, Г.Р.  Микроэкономика / Г.Р. Вечканова, М. Ю., Г.С. Вечканов // – Питер: Учебное пособие, 2010. – 208 с.
  2. Видяпина, В.И., Экономическая теория: Учебное пособие / В.И. Видяпина // - М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.
  3. Гребнев, Л.С., Экономика: учебник /  Л.С. Гребнев // И: Логос, 2011. – 480 с.
  4. Журавлева, Г.П., Экономическая теория: Учебник / Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевич // – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.
  5. Камаева, В.Д., Экономическая теория: Учебник/ В.Д. Камаева, Е.И. Лобачева // - М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с.
  6. Колосова, Р.П., Экономика: Учебник / Р. П. Колосова // – М.: Норма, 2011. – 345 с.
  7. Мамедова, О.Ю., Современная экономика: Учебное пособие / О. Ю. Мамедова // - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
  8. Николаева, И.П., Экономическая теория: учебник /  И.П. Николаева // - И: Дашков и К, 2013. – 327 с.
  9. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. / Р.М. Нуреев // – М.: НОРМА, 2011г. -576 с.
  10. Харвей, Дж., Современная экономическая теория: учебное пособие /  Дж. Харвей // - И: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 730 с.

 

 

Ответы.

 

3. Тесты

 

1-в, 2- а, 3-б, 4-б, 5-в, 6-б, 7-г, 8-б, 9-а, 10-б.

 

4. Выберите правильное утверждение

 

1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-нет, 6-да, 7-нет, 8-да, 9-нет, 10-да

 

5. Ответьте на утверждение

 

1-верно, 2- верно, 3-неверно, 4-неверно, 5-верно, 6-неверно, 7-неверно, 8-неверно, 9-верно, 10-верно.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории