Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 02:31, реферат
Слияния и поглощения компаний — один из самых распространенных путей развития, к которому прибегает в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур [20]. Так же под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.
Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке. На самом деле любое акционерное общество, функционирующее в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики должно ставить эти цели перед собой в качестве приоритетных целей своей деятельности.
Слияния и поглощения компаний
— один из самых распространенных путей развития,
к которому прибегает в настоящее время большинство
даже самых успешных компаний. В соответствии
с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием
подразумевается любое
Merger — поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние (компаний);
Acquisition - приобретение (например, акций), поглощение (компании);
Merger and acquisitions - слияния и поглощения компаний.
Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, что означает приобретение этого предприятия.
Основными игроками на рынке слияний/поглощений являются крупные транснациональные компании (ТНК). Объединяясь и поглощая своих конкурентов, они концентрируют в своих руках экономическую власть, становятся способными оказывать влияние не только на отдельные рынки, но и на деятельность отдельных государств.
Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке. На самом деле любое акционерное общество, функционирующее в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики должно ставить эти цели перед собой в качестве приоритетных целей своей деятельности.
Прибегая к слияниям и поглощениям, компании могут преследовать всевозможные цели:
— приобретение дополняющих активов;
— усиление позиции на рынке;
— избавление от конкурентов путем покупки их активов и захвата соответствующей доли рынка;
— размещение свободных средств (в этой связи часто упоминается так называемая «теория агентских издержек», или свободных денежных потоков, согласно которой менеджеры компаний, генерирующих значительные свободные денежные потоки, не имея привлекательных инвестиционных проектов, избегают выплачивать повышенные дивиденды акционерам и «уводят» деньги из компании, финансируя слияния, часто неэффективные;
— участие в прибыльном бизнесе;
— скупка недооцененных активов;
— использование управленческих навыков;
— инвестирование излишков наличности;
— приобретение антициклических или балансирующих активов для портфеля;
— получение информации о технологиях и затратах поставщиков;
— получение информации о потребителях изготовляемой продукции;
— диверсификации деятельности, которая дает больший контроль рисков (ценовых, валютных и др.), стабильность и опыт из других производственных сфер, недоступный другим компаниям;
— сокращения времени выхода на данный рынок и получения преимущества первого хода;
— сохранения стабильности и емкости рынка. Приобретение
существующей компании дает
— выхода на рынки других стран.
— создание партнерства или привлечение
— выделение части бизнеса в отдельную бизнес-единицу
— продажа части акций;
— стремление получить налоговые льготы;
— повышение качества управления, снижение и/или устранение неэффективности;
— реализация личных интересов менеджмента
Современные теоретические трактовки выделяют три основных мотива корпоративных слияний и поглощений [30]:
1. Синергетическая теория
(synergytheory), в соответствии с которой,
возникающая при интеграции
2. Теория агентских издержек
(agencycosttheory) была предложена М.
Дженсеном в 1986 г. Данная теория
акцентирует внимание на
3. Гипотеза гордыни (
Мировая и российская практика интеграционных процессов показывает, что слияния и поглощения охватывают все вышеприведенные теоретические гипотезы.
Наиболее часто слияния и поглощения
проводятся ради достижения синергетического
эффекта, в том числе на основе доступа к высоким
технологиям и хорошо налаженным организационно
управленческим навыкам, что проявляется в следующем[
— операционная экономия — повышение эффективности за счет устранения дублирующих функций в каждой из объединяющихся компаний, централизации маркетинга, снабжения, управления финансовыми потоками;
— вертикальная интеграция — снижение издержек благодаря: улучшению управления и координации всей технологической цепочки; уменьшению рыночной стоимости ресурсов в интегрируемых производствах; повышению контроля качества и защиты собственной технологии и на этой основе обеспечению выполнения обязательств;
— комбинирование взаимодополняющих ресурсов, когда мелкие компании поглощаются крупными, так как способны обеспечить конкурентное преимущество;
— повышение эффективности
корпоративного управления на основе
перераспределения
В современном корпоративном менеджменте существуют множество различных типов M&A. Наиболее важные представлены в рис.1.
Типология M&A
Характер интеграционных процессов
- Горизонтальная интеграция
- Вертикальная интеграция
- Конгломерат-ная (несвязан-ная)
- Родовые слияния,
Национальная принадлежность
- Национальные объединения
- Транснациональные объединения
Отношение управленческого персонала
- Дружественные M&A
- Враждебные M&A
Способ объединения потенциала
- Корпоративные альянсы
- Корпорации
Тип объединения потенциала
- Производственные M&A
- Финансовые M&A
В зависимости от характера интеграции компаний выделяют следующие виды [28]:
- горизонтальные слияния - объединение компаний одной
отрасли, производящих одно и то же изделие или
- вертикальные слияния - объединение компаний разных
отраслей, связанных технологическим процессом производства
- родовые слияния - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары;
- конгломератные слияния - объединение компаний
В свою очередь можно выделить
три разновидности
- Слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи.
- Слияния с расширением рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались.
- Чистые конгломератные слияния, не предполагающие
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:
- национальные слияния - объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
- транснациональные слияния
- слияния компаний, находящихся в разных странах (
В зависимости от отношения
управленческого персонала
- дружественные слияния - слияния, при которых
- враждебные слияния - слияния и поглощения,
при которых руководящий состав целевой
В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:
- корпоративные альянсы - это объединение двух или
нескольких компаний, сконцентрированное
на конкретном отдельном
- корпорации - этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:
- производственные слияния
- это слияния, при которых
- чисто финансовые слияния -
это слияния, при которых
Информация о работе Предпосылки и цели корпоративных слияний и поглощений