Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 02:31, реферат
Слияния и поглощения компаний — один из самых распространенных путей развития, к которому прибегает в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур [20]. Так же под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.
Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке. На самом деле любое акционерное общество, функционирующее в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики должно ставить эти цели перед собой в качестве приоритетных целей своей деятельности.
Слияния могут осуществляться на паритетных условиях (“пятьдесят на пятьдесят”). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что “модель равенства” является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.
Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира.
Возможны следующие
- объединение двух или нескольких компаний,
которое предполагает, что одна из участниц сделки
принимает на свой баланс все активы и все обязательства
другой компании. Для применения такой формы необходимо
- объединение двух или нескольких компаний,
которое предполагает, что создается новое
- покупка акций компании либо с оплатой в денежной
форме, либо в обмен на акции или иные ценные бумаги
- покупка некоторых или всех активов компании. При этой организационной форме в отличие от предыдущей необходима передача прав собственности на активы, и деньги должны быть выплачены самой компании как хозяйственной единице, а не непосредственно ее акционерам.
Сделки по слиянию и поглощению компаний могут быть осуществлены следующим образом[20]:
- компания Х покупает активы компании У с оплатой в денежной форме;
- компания Х покупает активы компании У с оплатой ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем;
- компания Х может купить контрольный пакет акций
- проведение слияния компании Х и компании У на основе обмена акциями между ними;
- компания Х сливается с компанией У и в результате образуется новая компания Z. Акционеры компаний Х и У в определенной пропорции обменивают свои акции на акции компании Z.
В настоящее время в Российской Федерации процессы слияний и поглощений компаний регулируются различными нормативными правовыми актами. Основными среди них являются следующие источники [1-6]:
-Гражданский кодекс
-Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
-Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (СЗ РФ. 2006. N 31, ч. 1, Ст. 3434 с послед. изм.), устанавливающий процедуру уведомления или получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок, с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций;
-Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", определяющий порядок создания, реорганизации, ликвидации акционерных обществ, правовое положение акционеров и акционерных обществ, устанавливающий права и обязанности их акционеров. Важным нововведением указанного закона стали нормы, установившие процедуру приобретения более 30% акций открытого акционерного общества. Специальная новая глава указанного закона в юридической литературе называется законом о поглощении, так как она регулирует процедуру дружественного поглощения компании при помощи направления добровольного или обязательного предложения.
Наиболее важным для правоприменительной и нормотворческой практики представляется рассмотреть новеллы, которые были введены законодателем в области слияний и поглощений. Основные нововведения связаны с принятием Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"[9].
1.4 Оценка стоимости корпорации при слиянии и поглощениях
Исследования, регулярно проводимые ведущими консалтинговыми компаниями, такими, как McKinsey, PricewaterhouseCoopers, KPMG, показывают, что одной из ключевых проблем, связанных с итоговой эффективностью слияний и поглощений является правильная оценка компании – цели сделки по слиянию покупателем [11].
При любой сделке слияния или поглощения возможны три исхода сточки зрения изменения стоимости бизнеса. Основные условия соответствующего движения значения стоимости бизнеса и некоторые комментарии представлены в таблице 1.
Табл.1. Три исхода сделок слияния и поглощения [19]
Стоимость бизнеса не изменяется |
Стоимость бизнеса увеличивается |
Стоимость бизнеса уменьшается |
1.Доходность от инвестиций совпадает с требуемой доходностью 2. Чистая приведенная стоимость инвестиций равна нулю. 3.Инвестор получает |
1.Доходность от инвестиций 2.Чистая приведенная 3.Инвестор получает |
1.Доходность инвестиций ниже требуемой доходности. 2.Инвестиции в альтернативные
проекты могли принести |
Основным фактором эффективности
процессов слияний и поглощений в стратегическом
периоде является эффект синергии, выступающий условием
и результатом роста
Синергетический эффект может возникнуть благодаря [39]: росту рыночной доли и конкурентоспособности; экономии, обусловленной масштабами деятельности; комбинации взаимодополняющих ресурсов; финансовой экономии за счет снижения транзакционных издержек.
В то же время нельзя не учитывать возможность возникновения и отрицательных синергетических эффектов, когда дополнительные доходы не покрывают всех издержек процесса объединения. Последние включают как прямые затраты, в частности связанные с приобретением акций, выкупом обязательств и увольнением персонала, так и косвенные – например, первоначальное снижение управляемости объединенной структуры и падение качества деятельности по причине неизбежного повышения морального напряжения в сокращаемом коллективе.
Многочисленные исследования в данной области свидетельствуют о том, что, как бы это парадоксально ни звучало, во многих случаях компания-покупатель теряет в стоимости при поглощении других компаний. В частности, исследование 117 сделок, проведенное компанией BoozAllen-Hamilton, показало, что более чем в 50% случаев компании-покупатели имели худшие результаты доходности по сравнению со своими конкурентами, не участвовавшими в сделках. Среди наиболее часто встречающихся причин неудач можно выделить следующие:
Эффект синергии от слияния (поглощения) компаний – это добавленная стоимость от объединения и согласованного действия бизнесов, возникающая вследствие более эффективного использования факторов производства, позволяющего усилить или получить конкурентные преимущества объединенной системы, достижение которых было бы невозможно при разрозненном функционировании бизнес единиц, и представляющая собой сумму всех выгод (синергий) от создания интегрированной системы.
Модели оценки величины эффекта синергии следует рассматривать как один из инструментов отбора перспективных сделок M&A. При необходимости выбора из нескольких вариантов компаний – объектов для поглощения оптимальным будет считаться выбор той компании-цели, приобретение которой обеспечит компании-покупателю достижение наибольшего синергетического эффекта [39]. Если же компания-цель является единственным кандидатом для заключения подобной сделки, то решение о ее приобретении будет зависеть от того, возможно ли в принципе добиться положительного эффекта синергии (при утвердительном ответе сделка признается перспективной и целесообразной для заключения) или, напротив, с учетом всех особенностей сделки и по результатам оценки всех возможных в данной ситуации проявлений эффекта синергии и сопоставления их с затратами на осуществление сделки компания в итоге выходит на отрицательное значение эффекта синергии (в этом случае компания-покупатель, несмотря на возможность достижения отдельных положительных эффектов, должна отказаться от проведения сделки слияния (поглощения), так как совокупный эффект синергии окажется отрицательным, и, напротив, приведет к снижению комбинированной стоимости обеих фирм). [37] Также следует отметить, что основным показателем, учитываемым при определении премии, выплачиваемой при поглощении акционерам компании-цели, является именно эффект синергии, а не контроль, представляющий собой лишь полномочия, необходимые для активизации данного эффекта. Поэтому хорошо осведомленные покупатели и продавцы определяют стратегические преимущества заранее и ведут переговоры, располагая этими знаниями[36] .
Для успешного слияния и поглощения важно понимать размер синергии, на который влияет премия, выплачиваемая за покупку владельцам компании — цели сделки по слиянию, и расходы на осуществление процесса слияния и поглощения. Премия платится в зависимости от ожидаемой синергии. Если синергия не реализуется, никакой компенсации не происходит. Чтобы определить синергию, необходимо рассчитать разницу между суммой стоимости компаний по отдельности и стоимостью объединенных компаний[11]:
Synergy = Vab – (Va + Vb) – P – E,
где Vab — стоимость объединенных компаний; Va — стоимость поглощающей компании; Vb — стоимость компании-цели; P — премия за компанию-цель; E — расходы на процесс слияния и поглощения.
Основные подходы к оценке компаний — сравнительный, затратный и доходный[7] (табл. 2).
Табл.2 Основные подходы к оценке компаний.
Метод оценки компаний |
Суть метода |
Плюсы |
Минусы |
Оценка стоимости чистых активов (затратный подход) |
Основывается на реально существующих активах, снижая долю неопределенности. Порядок оценки стоимости чистых активов закреплен Минфином России |
Унифицированная система оценки чистых активов и устранение ряда недостатков российской бухгалтерской отчетности |
Не учитывает стоимость |
Метод коэффициентов (сравнительный подход) |
Заключается в определении стоимости |
Полученные мультипликаторы позволяют |
Не позволяет выявить |
Метод дисконтированных денежных потоков (доходный подход) |
В основе подхода лежит определение двух показателей: величины прогнозных (будущих) денежных потоков и ставки дисконта |
Учитываются предполагаемые риски |
Заложена значительная доля неопределенности, она, скорее, носит вероятностный характер |
Информация о работе Предпосылки и цели корпоративных слияний и поглощений