Предпринимательство и производство в рыночной среде. Типы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство — понятие, в определенной мере не раскрывающее заложенного в нем потенциала. А он огромен. Экономический эффект от него, при правильно поставленном деле, может быть очень высок. В силу массовости занятых в нем людей. В силу их предпринимательской активности и инициативы. В настоящее время одним из главных факторов создания рыночной системы хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской деятельности. Предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Предприятие как организационная форма предпринимательства....5
1.1 Предприятие как собственник и распорядитель имущества………5
1.2 Субъект и объект предпринимательства.…………………………...6
1.3 Цель предпринимательства………………………………………......8
1.4 Виды и формы предпринимательства……………………………....10
Проблема экономики и управления предприятием………………...13
Типы предприятий…………………………………………………...13
Эффективность использования средств производства, проблемы повышения конкурентоспособности предприятия……………….........17
Сфера материального производства, ее состав…………………….20
Государственное регулирование предпринимательства…………..21
Заключение……………………………………………………………….24
Глоссарий………………………………………………………………....26
Список использованных источников……………………………………28
Приложения……………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая, маркетинг.docx

— 75.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

    1. Предприятие как организационная форма предпринимательства....5

1.1 Предприятие как собственник  и распорядитель имущества………5

1.2 Субъект и объект  предпринимательства.…………………………...6

1.3 Цель предпринимательства………………………………………......8

1.4 Виды и формы предпринимательства……………………………....10

    1. Проблема экономики и управления предприятием………………...13
    1. Типы предприятий…………………………………………………...13
    1. Эффективность использования средств производства, проблемы повышения конкурентоспособности предприятия……………….........17
    2. Сфера материального производства, ее состав…………………….20
    3. Государственное регулирование предпринимательства…………..21

Заключение……………………………………………………………….24

Глоссарий………………………………………………………………....26

Список использованных источников……………………………………28

Приложения……………………………………………………………….29

 

Введение

Предпринимательство — понятие, в определенной мере не раскрывающее заложенного в нем потенциала. А он огромен. Экономический эффект от него, при правильно поставленном деле, может быть очень высок. В  силу массовости занятых в нем  людей. В силу их предпринимательской  активности и инициативы.

В настоящее время одним  из главных факторов создания рыночной системы хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской  деятельности. Предпринимательство  является мощным двигателем экономического и социального развития общества.

 Именно предпринимательство,  которое ассоциируется с понятиями  «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в реальность многие  интересные идеи, способствует прогрессу.  Поэтому, на мой взгляд, создание  благоприятных условий для функционирования  и развития предпринимательства  способствует ускорению экономического  роста любой страны.

Предпринимательская деятельность дает мощный стимул к высокопроизводительному  труду, получения прибыли и, в  конечном счете, лучшего удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений  и, прежде всего, наличием необходимых  условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйства является предпринимательство. Главной отличительной чертой предпринимательской деятельности является свободная конкуренция.

Актуальность проблемы вытекает из того, что современная рыночная экономика немыслима без предпринимательства, предпринимательской активности, взаимодействия предпринимательства и государства  на макро- и микроуровнях.

Объектом исследования данной работы является рыночная экономика.

 Предмет исследования - предпринимательство и производство  в рыночной среде.

Цель работы состоит:

- в исследовании предпринимательства  как института экономической  системы, базирующейся на рыночном  механизме;

- в определении его  роли и функций в развитой  рыночной  экономике;

- в выяснении взаимосвязи  государства и предпринимательства.

Для достижения выдвинутой цели мне потребовалось решение следующих  задач:

-выяснить место предпринимательской  деятельности в рыночной среде;

-обобщить виды и формы,  определить субъект и объект  предпринимательства;

-рассмотреть проблемы  экономики управления предприятием;

-подробно раскрыть типы  предприятий;

-показать взаимосвязь  предпринимательства и государства  как одно из важнейших условий  стабилизации и развития экономики.

Постановка целей и  задач определили структуру курсовой работы, она состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

Основная  часть

 

1 Предпринимательство и производство  в рыночной среде. Типы предприятий

 

1.1 Предприятие как собственник  и распорядитель имущества

 

Под предприятием понимается самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим  законодательством для производства продукции и оказания услуг в  целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.1

Предприятие после государственной  регистрации приобретает статус юридического лица, под которым понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении и оперативном  управлении обособленное имущество  и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая  и осуществляющая имущественные  и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая  истцом и ответчиком в суде.

Предприятие как экономическое  понятие представляет собой предпринимательскую  производственную единицу, функционирующую  в разных сферах деятельности и выступающую  объектом собственности в виде обособленного  имущественного комплекса.

С позиции права в состав предприятия как имущественного комплекса могут входить земельные  участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и иное имущество. В многоукладной рыночной экономике любой дееспособный собственник  имущества вправе учреждать и  ликвидировать предприятие. Из теории собственности также известно, что  собственник имущества обладает всей совокупностью нрав, которые  включают в себя право собственности, а именно: право владения, право  пользования, право распоряжения. Передавая  эти правомочия (полностью или  частично) трудовому коллективу или  администрации предприятия, собственник  как распорядитель имущества  сохраняет свои обязательственные  права по отношению к предприятию.

 

1.2 Субъект и объект предпринимательства

 

 

Организация предпринимательской  деятельности невозможна без понимания  того, что такое объекты и субъекты предпринимательства. Можно с уверенностью говорить о том, что объектами  предпринимательства считаются  три вида различной деятельности. Первая из них - инновационная (разработки, исследования, технические услуги). Вторая - производственная (по оказанию услуг и выпуску товаров). И  третья - торгово-посредническая.

Разделение деятельности на тот или иной вид происходит согласно главному критерию - ее содержанию, а отнюдь не ее отраслевой принадлежности. В развитых странах 70 процентов групп  бизнесменов связаны именно с оказанием информационных, технических и прочих услуг. А в России в начале 90-х годов 20 века рынок был неразвит, уровень инфляции достигал 70 процентов, поэтому большинство предпринимателей занимались финансово-посредническими операциями и перепродажей различных товаров.

Объекты предпринимательской  деятельности - это не что иное, чем  выполненная работа, оказанная услуга, изготовленная продукция, то есть что-то, что предлагается на рынке для  использования, приобретения или потребления  с целью удовлетворить желания  и потребности клиентов.

Субъекты хозяйственной  деятельности или предпринимательства - носители хозяйственных обязанностей и прав, которые наделены компетенцией и обладают неким обособленным имуществом. Они зарегистрированы в уставном порядке, осуществляют хозяйственную  деятельность и приобретают права  и обязанности исключительно  от своего имени, а также самостоятельно несут имущественную ответственность. Субъекты предпринимательства - это  те граждане, которые по закону могут  заниматься подобной деятельностью. Законом  установлено несколько групп  таких лиц. В первую входят граждане РФ, которые никак не ограничены по закону в собственной деятельности. Вторая группа - это граждане иностранных  государств, а также лица, не имеющие  гражданства в пределах тех полномочий, которые установлены законами Российской Федерации. И третья группа - объединения  граждан, имеются в виду партнеры или коллективные предприниматели. 

Такое понятие, как субъекты предпринимательства имеет и  свои ограничения. Не все могут вести  подобную деятельность. Она запрещена  должностным лицам суда, органов  прокуратуры, прочих правоохранительных органов, военнослужащим, а также  тем, кто призван в системе  органов государственной власти, заниматься контролем над деятельностью  различных организаций. Кроме того, заниматься предпринимательской деятельностью  может быть запрещено по приговору  суда.

 

 

1.3 Цель предпринимательства

 

Понятие «цель» на первый взгляд кажется понятным без дополнительного  объяснения. Имеющее, казалось бы, самоочевидный  смысл, оно в действительности относится  к числу сложных категорий  социологии, философии, экономики, управления. Цель - идеальное мысленное предвосхищение результата предпринимательской деятельности. Это предмет устремления, заранее намеченный конечный замысел, ожидаемый результат действия предпринимателя. Родоначальник стратегического планирования и управления И. Ансофф определяет цель как критерий успеха или неудачи предпринимателя. Цели направляют и регулируют предпринимательскую деятельность, поскольку она целиком направлена на их достижение. Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.

Главной целью предпринимательства  является превышение результатов над  затратами, т.е. достижение как можно  большей прибыли или возможно высокой рентабельности.

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью предпринимательской  деятельности. Получить прибыль предприятие  может только в том случае, если оно производит продукцию или  услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют  общественные потребности. Предприятию  необходимо произвести продукт, который  удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствовала  бы платежеспособным потребностям. Приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает  определенный уровень издержек, когда  потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т. е. когда  оно работает с прибылью. Таким  образом, прибыль, являясь непосредственной целью производства, характеризует  одновременно результат его деятельности. Если предприятие не получает прибыли, оно вынуждено уйти из сферы производства, признать себя банкротом.

Как экономическая категория  прибыль отражает чистый доход, созданный  в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Получение прибыли означает, что  все расходы покрываются с  избытком доходами.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано  с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Предприятие  заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения  производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Расширение производства и процветание национальной экономики  требует максимизации прибыли и  устойчивого ее роста. Только так  предприятие может существовать в конкурентно-рыночной среде. Расширение производства может проявляться  в увеличении масштабов самого предприятия, укреплении его позиций на рынке, но оно может выражаться и в  поглощении других предприятий, в привлечении  новых рынков, наконец, оно может  стать следствием простого слияния  с другими предприятиями.

 

 

1.4 Виды и формы предпринимательства

 

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно- экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской  деятельности, различают следующие виды предпринимательства: (Приложение А)

1. Производственное предпринимательство.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель  непосредственным образом, используя  в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

2. Коммерческое (торговое) предпринимательство.

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере  обращения. Высокими темпами развивается  коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского  предпринимательства. Принцип организации  торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

3. Финансово- кредитное предпринимательство.

Финансовое предпринимательство — это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

Информация о работе Предпринимательство и производство в рыночной среде. Типы предприятий