Предпринимательство и производство в рыночной среде. Типы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство — понятие, в определенной мере не раскрывающее заложенного в нем потенциала. А он огромен. Экономический эффект от него, при правильно поставленном деле, может быть очень высок. В силу массовости занятых в нем людей. В силу их предпринимательской активности и инициативы. В настоящее время одним из главных факторов создания рыночной системы хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской деятельности. Предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Предприятие как организационная форма предпринимательства....5
1.1 Предприятие как собственник и распорядитель имущества………5
1.2 Субъект и объект предпринимательства.…………………………...6
1.3 Цель предпринимательства………………………………………......8
1.4 Виды и формы предпринимательства……………………………....10
Проблема экономики и управления предприятием………………...13
Типы предприятий…………………………………………………...13
Эффективность использования средств производства, проблемы повышения конкурентоспособности предприятия……………….........17
Сфера материального производства, ее состав…………………….20
Государственное регулирование предпринимательства…………..21
Заключение……………………………………………………………….24
Глоссарий………………………………………………………………....26
Список использованных источников……………………………………28
Приложения……………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая, маркетинг.docx

— 75.91 Кб (Скачать файл)

2.3 Сфера материального производства, ее состав

 

 

Сфера материального производства - совокупность всех видов производственной деятельности, в результате которых  создаются материальные блага в  форме продуктов, энергии и в  форме перемещенных грузов, хранения продуктов, сортировки, расфасовки, упаковки и др. функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Материальное производство - это решающая сфера жизнедеятельности человечества. Оно обеспечивает создание благ, которые  играют главную роль в удовлетворении потребностей человека и общества. Однако наряду с материальными потребностями  с развитием общества все больше возрастают потребности в общественных и духовных благах, которые создаются  в социальной сфере. 2

И чем полнее насыщаются потребности  в материальных благах, тем больше спрос перемещается на социальные и  культурные блага. Оптимальное сочетание  материального производства и социальной сферы позволяет обеспечивать соответствие между материальным благосостоянием  и духовным развитием человека. Ведь научно-техническая революция, качественно новая техника требуют повышения уровня образования, квалификации, общей культуры человека, его дисциплинированности и ответственности за порученное дело. Все это определяет возрастающую роль и активный обратный влияние социальной сферы на развитие общественного производства. Недооценка социальной сферы, ее отставание от развития производства является одной из причин отставания в научно-техническом прогрессе, росте эффективности производства. Поэтому развитие социальной сферы, качественное преобразование условий жизни людей является важным фактором ускорения экономического развития.

В состав сферы материального производства включает промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь (по обслуживанию материального производства), торговлю и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и прочие отрасли материального производства. Особое место занимает наука.

Научная деятельность - сфера  духовной деятельности, однако основные её достижения внедряются в производство, изменяя качественно и количественно  состав средств производства, обеспечивая тем самым рост производительных сил общества. Состав сферы материального производства не является постоянным. Развитие материального производства, технического прогресса и общественного разделения труда приводит к образованию новых отраслей народного хозяйства, к изменению отношений между сферой материального производства и сферой нематериальной.

 

 

2.4 Государственное регулирование  предпринимательства

 

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и  косвенным (экономическим). В правовых актах содержится масса директивных  правил в отношении различных  аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование  можно рассматривать по следующим  направлениям:

- установление требований, предъявляемых к предпринимательской  деятельности;

- установление запретов  на те или иные проявления при ее осуществлении;

- применение государством  санкций и мер ответственности;

- создание хозяйствующих  субъектов, их реорганизация и  ликвидация (например, унитарных предприятий);

- заключение договоров  в целях обеспечения целевых  программ и иных государственных  нужд и др.

В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам  регулирования с применением  различных экономических рычагов  и стимулов. Косвенное государственное  регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направлено на дестимулирование деятельности.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования  и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы  взаимодействия государственных органов  с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании  государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования  предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в  международном разделении труда  и получение от этого оптимальных  выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные  цели на каждом конкретном этапе и  добивается их решения доступными ему  методами и средствами применительно  к складывающейся экономической  ситуации в своей стране и в  мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования  подвержены изменениям, между тем, как  механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности  в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

- разработка, принятие и  контроль над законодательством,  обеспечивающим правовую основу  и защиту интересов предпринимателей;

- ослабление прямых форм  вмешательства и бюрократического  контроля над деятельностью предприятий; 

- создание условий для  свободной и добросовестной конкуренции  на рынке, свободного перемещения  товаров на внутреннем и внешнем  рынках;

- обеспечение товарно-денежного  и бюджетного равновесия посредством  финансовой, налоговой, процентной  политики;

- сочетание текущих и  перспективных направлений развития  экономики: структурно-инвестиционной  политики и научно-технической  политики; 

- содействие долговременному  росту накопления капиталов и  стабильному развитию, сдерживание  инфляции экономическим путем,  снятие ограничений административного  регулирования хозяйственной сферы  деятельности;

- обеспечение свободного  передвижения рабочей силы и  соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма  и порядка оплаты труда; 

- поддержание социального  равновесия и приемлемого для  большинства населения уровня  дифференциации и распределения  доходов.

Регулирование все более  направлено на повышение эффективности  производства. Акцент в нем переносится  с регулирования спроса на регулирование  предложения. Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и  нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование  распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение  унифицированных национальных стандартов качества.

 

Заключение

 

 

По моему мнению, предпринимательство - это принципиально новый тип  хозяйствования, базирующийся на инновационном  поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может, в конце  концов, добиться успеха. Однако риск риску  рознь. Предприниматель, прежде чем  решиться на создание собственного дела будет, должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок  сбыта и конкурентов, не пренебрегая  при этом и собственной интуицией.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. На предприятии сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. Разрабатываются  бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент. Все это требует  глубоких экономических знаний. В  условиях рыночных отношений выживет  лишь та организация, которая наиболее грамотно и компетентно определит  требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующаяся спросом, обеспечит высоким доходом  высококвалифицированных работников.

Из этого определения  ясно, что цель деятельности предприятия  – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Ещё недавно  основной целью фирмы называлось удовлетворение общественных потребностей. Можно ли сегодня, в условиях рыночных отношений, отбросить, исключить эту  цель и ставить единственной целью  получения максимально возможной  прибыли? Полагаю, что нет. Действительно, основная цель предпринимательства  – получения прибыли, но не любой  ценой.

Главная задача предпринимательства  в сфере производства – это  удовлетворение спроса на товары и  услуги путем изготовления и продажи  данных продуктов с целью получения  прибыли. Предприниматель может  сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия  либо наемным менеджером. Но в любом  случае предприниматель выступает  активным агентом рынка, который  развивает производство и устанавливает  рыночные связи.3

Предпринимательство как  процесс представляет собой сложную  «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей начиная с момента  возникновения (зарождения) предпринимательской  идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский  проект. Предпринимательство — это  процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью  для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного  комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся  ресурсов для достижения наилучших  результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели  удовлетворяют. Этот процесс требует  больших затрат всех факторов производства, часто обречен на временную неудачу, но в итоге предпринимателю приносит личное удовлетворение достигнутый им денежный доход (прибыль).

Следовательно, предпринимательство  как процесс включает в себя поиск  новых творческих идей, их анализ и  оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в создании нового, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании  организации производства, т.е. в  реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукт, товар, технологию и т.д.), приносящий предпринимателю прибыль.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Предпринимательство

осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров

2

Предприятие

самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг  с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

3

Прибыль

превышение в денежном выражении  доходов над затратами на производство или приобретение и сбыт  товаров  и услуг

4

Корпорация

союз предприятий или отдельных  предпринимателей на основе частно - групповых интересов, одна из основных форм предпринимательства

5

Консорциум

организационная форма временного объединения  независимых предприятий и организаций  с целью координации их предпринимательской  деятельности

6

Концерн

крупное объединение предприятий, связанных  общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности

7

Конкурентоспособность

способность определённого объекта  или субъекта превзойти конкурентов  в заданных условиях

8

 

 

Холдинг

компания, управляющая деятельностью  или контролирующая деятельность других предприятий, компаний

9

Фондоотдача

показатель, характеризующий выход  продукции в расчёте на единицу  затраченных средств производства

10

Фондоёмкость

показатель, определяемый объемом производственных фондов, приходящихся на единицу продукции


Список  использованных источников

 

1

Борисов, Е.Ф. Хрестоматия по экономической  теории [Текст] / Е.Ф. Борисов.- М.: «Юристъ»,  2002.- 536 с.- ISBN 5-7975-0290-9.

2

Грузинов, В.П. Экономика предприятия  и предпринимательство [Текст]/В.П. Грузинов.- М.: «Софит», 1999,- 496с.- ISBN 985-6479-24-Х.                                                           

3

Миронов, М.Г. Экономика предприятия: конспект лекций [Текст] / М.Г. Миронов.- М.: Юрайт, 2011,- 192 с.- ISBN 978-5-86185-404-7.

4

Организация предпринимательской деятельности [Текст]: учебник / Под ред. А.Н. Асаул.- СПб.: AHO ИПЭВ, 2009,- 336с.- ISBN 978-5-91460-023-2.

5

Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория [Текст]: учебник / Под ред. проф. О.И.  Власовой.- М.: «Финансы и статистика»,  1997, -528с.- ISBN 5-279-02071-0.

6

Предпринимательство [Текст]: учебник/ Под ред. М.Г. Лапусты.-  М.: ИНФРА, 2001,- 448с.- ISBN 978-5-16-002419-6.

7

Савченко, В.Е. Государственное предпринимательство  в рыночной экономике [Текст] / В.Е.Савченко. - М.: Экономика, 2004, - 296с.- ISBN 5-282-02026-2.

8

Соломатина, А.Н. Экономика и организация  деятельности торгового предприятия [Текст] / А.Н. Соломатина.-  М.: Инфра-М, 2010,-  304с.- ISBN 5-16-001216-8.

9

Экономика предприятия [Текст]:  учебник  для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швадера.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005,- 718с.- ISBN 5-963-689-5.

10

Экономика [Текст]:  учебник / Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002, -896с.- ISBN 5-85639-070-9.





Приложения

 

А

Б


 

1 Борисов, Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории. М. , 2002. – С.  536.

2 Соломатина, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М. , 2010. –С.  304.

3 Миронов, М.Г. Экономика предприятия: конспект лекций. М. , 2011. – С. 192.


Информация о работе Предпринимательство и производство в рыночной среде. Типы предприятий