Предпринимательство и производство в рыночной среде. Типы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство — понятие, в определенной мере не раскрывающее заложенного в нем потенциала. А он огромен. Экономический эффект от него, при правильно поставленном деле, может быть очень высок. В силу массовости занятых в нем людей. В силу их предпринимательской активности и инициативы. В настоящее время одним из главных факторов создания рыночной системы хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской деятельности. Предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Предприятие как организационная форма предпринимательства....5
1.1 Предприятие как собственник и распорядитель имущества………5
1.2 Субъект и объект предпринимательства.…………………………...6
1.3 Цель предпринимательства………………………………………......8
1.4 Виды и формы предпринимательства……………………………....10
Проблема экономики и управления предприятием………………...13
Типы предприятий…………………………………………………...13
Эффективность использования средств производства, проблемы повышения конкурентоспособности предприятия……………….........17
Сфера материального производства, ее состав…………………….20
Государственное регулирование предпринимательства…………..21
Заключение……………………………………………………………….24
Глоссарий………………………………………………………………....26
Список использованных источников……………………………………28
Приложения……………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая, маркетинг.docx

— 75.91 Кб (Скачать файл)

4. Посредническое предпринимательство.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.

5. Страховое предпринимательство. 

 Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Формы, которые имеет предпринимательская деятельность, до настоящего времени находятся в процессе развития.

Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.

Существуют следующие  формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные, которые  в свою очередь классифицируются на крупные, средние и малые.

Индивидуальные формы предпринимательства занимают незначительное место в производственном секторе, имея скорее социальное значение, чем экономическое. Они представлены предприятиями без образования юридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества, на которое распространяется риск потерь. Такие предприятия, как правило, не используют прогрессивные технологии, а базируются на малопроизводительных средствах труда и ручном труде.

Коллективное предпринимательство получило особое развитие в XX в. и в настоящее время занимает доминирующее положение, как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Оно может существовать в следующих формах: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, ассоциации, союзы, кооперативы.

Корпоративное предпринимательство – это объединение предприятий без потери самостоятельности, снижения издержек производства и получения прибыли. Основными формами корпоративного предпринимательства являются концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели и финансово-промышленные группы.

 

 

 

2 Проблема  экономики и управления предприятием

 

2.1 Типы предприятий

 

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной  деятельности, формам собственности, структуре  управления и отраслевой структуре, правовому положению и другим признакам.

По цели деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие.                                

Коммерческие предприятия (организации) ориентированы на получение  прибыли и ее распределение, в   том числе между участниками  создания или функционирования предприятия.

 Некоммерческая организация  — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками

По формам собственности  предприятия бывают государственными и частными.

Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.

Частное предприятие - предприятие, основанное на частной собственности индивидуального лица, имеющее одного хозяина-владельца и распорядителя основных средств, капитала предприятия. Разновидностью частного предприятия является семейное предприятие.

По формам хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Многообразие организационно- правовых форм позволяет выбрать наиболее соответствующую целям и условиям функционирования предприятия.

По сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп: 
производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию;

предприятия, производящие услуги за плату. К ним относятся мастерские, аудиторские и юридические фирмы  и т п.;

предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и  инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау).

По отраслевой структуре  предприятия делятся на: 1) промышленные; 2) сельскохозяйственные; 3) предприятия  транспорта, связи, строительства. Промышленность традиционно делят на две большие  отраслевые группы: добывающую и перерабатывающую. В свою очередь перерабатывающая промышленность делится на отрасли  легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д. На практике редко встречаются  предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них  имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия  делятся на: 1) узкоспециализированные; 2) многопрофильные; 3) комбинированные. Узкоспециализированными считаются  предприятия, которые изготовляют  ограниченный ассортимент продукции  массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения - чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве.

Выделяют следующие виды предприятий по структуре управления:

Линейная структура управления  - простейшая структура, ориентированная  на малые предприятия, занимающиеся одним бизнесом. Данная схема строится на принципе единоначалия.

Линейно-функциональная структура  весьма эффективна для средних предприятий, занимающихся диверсифицированной  деятельностью, поскольку позволяет  выстроить финансовую структуру  на базе подразделений, обеспечивающих управление в соответствии с их функциональными  обязанностями.

Матричная структура управления очень сложна в организации, но позволяет  детализировать бюджетные показатели. Вместе с тем она не исключает  дублирование функций управления, нарушается система взаимосвязей между подразделениями, обусловленная технологией производства.

Крупномасштабному бизнесу  свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение  предприятий, фирм в совокупные структуры. По роли на рынке они делятся на несколько типов:

Корпорация – это акционерное  общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий.

 Хозяйственные ассоциации  – договорные объединения предприятий  и организаций, создаваемые для  совместного выполнения однородных  функций и координации общей  деятельности. 
            Концерны – форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технологических связей. 
            Холдинговые компании характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначить директоров подконтрольных компаний.

Консорциум – временное  добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения  конкретных задач и проблем, осуществления  крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов.

В хозяйственной практике выделяют четыре уровня конкурентоспособности  предприятий. К первому уровню конкурентоспособности  можно отнести небольшие предприятия, получившие «нишу» рынка. Они видят  свою задачу лишь в том, чтобы выпускать  продукцию определенного вида, четко  выполнять намеченный производственный план.

Предприятия второго уровня конкурентоспособности получили название «следующих за лидером». Они стремятся максимально заимствовать все те технические приемы, технологии и сырье, методы организации производства, что и ведущие предприятия отрасли.

 Таким образом, они  постепенно эволюционируют до  третьего уровня конкурентоспособности,  при котором система управления  начинает активно воздействовать  на производственные системы,  содействует их развитию и  совершенствованию. 

 Предприятия, которым  удалось достичь четвертой степени  конкурентоспособности, оказываются  впереди конкурентов на многие  годы. Фактически это компании  мирового уровня, известные во  всех странах своей продукцией  высочайшего качества.

 

 

2.2 Эффективность  использования средств производства, проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

 

Основные средства - это  один из видов производственных ресурсов. Оценка эффективности их использования основана на применении общей для всех видов ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.

Обобщающим показателем  эффективности использования основных средств является фондоотдача. При расчете фондоотдачи в стоимости основных средств учитываются собственные и арендованные средства, не учитываются основные средства, находящиеся на консервации, а также сданные в аренду другим организациям.

При оценке динамики фондоотдачи  исходные данные приводят в сопоставимый вид. Объем продукции следует  скорректировать на изменение оптовых  цен и структурных сдвигов, а  стоимость основных средств переоценить по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции.

Превышение прироста выпуска  продукции за счет фондоотдачи основных средств над долей прироста за счет увеличения потребляемых ресурсов означает, что темп роста выпуска  продукции выше темпа роста затрат ресурсов, что при прочих равных условиях приводит к увеличению рентабельности капитала и продаж, а также к наращиванию экономического потенциала организации.

Важным условием роста  рентабельности при увеличении фондоотдачи основных средств является равенство объемов выпуска и реализации продукции, так как фондоотдача рассчитывается по показателю выпуска продукции, а рентабельность отражает финансовый результат от реализации. В этом смысле фондоотдача отражает технологическую эффективность производства, а рентабельность – экономическую эффективность.

Другим показателем эффективности  использования средств является фондоемкость основных средств, которая определяется отношением средней стоимости основных средств к объему выпуска продукции (показатель, обратный фондоотдаче).

Соотношение темпов прироста стоимости основных средств и  темпов прироста объема выпуска позволяет  определить предельный показатель фондоемкости, т.е. прирост основных средств на 1% прироста продукции. Если предельный показатель фондоемкости меньше единицы, имеют место повышение эффективности использования основных средств и рост использования производственных мощностей.

Для разработки технологической  политики организации необходим  углубленный факторный анализ показателей  эффективности использования основных средств и в первую очередь  фондоотдачи.

Под конкурентоспособностью предприятия, на мой взгляд, можно  понимать способность прибыльно  производить и реализовывать  продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Конкурентоспособность продукции  является основным результатом реализации конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность товара и  конкурентоспособность предприятия  соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать  на определенном рынке непосредственно  зависят от конкурентоспособности  товара и совокупности социально-экономических  и организационных факторов и  методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Уровень же качественных свойств продукции зависит от уровня и степени использования, составляющих потенциала предприятия на всех стадиях жизненного цикла товара.

Конкурентоспособность - способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара - это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности.

Параметры конкурентоспособности  продукции (Приложение Б) подразделяются на нормативные, технические, экономические и организационные. Возможности воздействия предприятия на факторы окружающей среды ограничены, поскольку они действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности предприятия относятся к сфере факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может с разной интенсивностью. Серьезных капиталовложений и длительного времени окупаемости требуют изменения технико-технологических условий работы предприятия. Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.

Информация о работе Предпринимательство и производство в рыночной среде. Типы предприятий