Предпринимательство как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Если предприятие имеет свой расчетный счет в банке, печать, совершает различного рода операции и заключает сделки, но существует за счет средств другого предприятия или государства, то речь идет только об оперативно-хозяйственной самостоятельности. И только эффективная деятельность и ее результат – стабильное финансовое положение – дают предприятию экономическую самостоятельность.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство как фактор производства.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

     Направления и характер деятельности акционерного общества могут быть различными, общей является цель – получение прибыли.

     Объединение предприятий, создаваемое предприятиями добровольно на основе договора (межфирменного соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотраслевых или территориальных объединений.

     Преимущества: сокращение объема капитальных затрат и риска, приобретение производственной базы или источников сырья, снижение издержек производства.

     Недостатки: появление бюрократической верхушки, потеря гибкости, противоречия внутренней структуры.

     Предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовых коллективов. Это предприятие, являвшееся в прошлом государственным, которое заключило с вышестоящими органами управления договор аренды, платило арендную плату и накапливало собственную прибыль. В настоящее время такое предприятие имеет право выкупа имущества у государства и образования товарищества или акционерного общества. Таковы основные организационно-правовые формы предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

2.1 Предпринимательство  с точки зрения экономической  определенности

 

     Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения экономической определенности? В научной литературе предлагается его рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.

     Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами  предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существует три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.

     Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

     Для предпринимательства как метода ведения хозяйства главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав – по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

     Вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

     Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

     Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство – не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем  - значит, делать не то, что делают другие, - считал Й. Шумпетер «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх действовать не в зависимости от происходящих процессов – самому эти процессы определять».

 

2.2 Виды предпринимательства

 

     Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли.  
Предпринимательству свойственны общие черты любой экономической деятельности. В то же время оно характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем. Рассмотрим общую схему предпринимательства, дающую представление о том, как оно осуществляется.  
Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар и получая за это денежную выручку. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый потребителю в виде товара может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен продать ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы. Чтобы реализовать товар, надо его иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар и осуществляет его продвижение для продажи потребителю, покупателю. Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, требует для осуществления наличия ряда факторов предпринимательской деятельности. Это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, то есть средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, используемых для производства, транспортирования, продажи товаров. Частично предприниматель может сам обладать такими факторами. Если же он ими не обладает, то приобретает факторы у их обладателей, собственников за денежную сумму и с их помощью производит , получает, достает и продает потребителю товар. 
В простейшем случае, когда факторы сами и есть нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их и продает потребителю. В подобной ситуации он становится торговым посредником между владельцем товаров и потребителем. Предприниматель приобретает за деньги средства предпринимательской деятельности, затем преобразует их в товары и реализует их, получает в итоге деньги. Вырученные, полученные в итоге деньги должны быть больше денег, затраченных на факторы, с тем, чтобы иметь прибыль.  
Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы все действия осуществлялись за определенное время, для этого предпринимательству необходим высокий уровень организации. Продолжительность операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыльность. Обычно чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя. С одной стороны, снижаются затраты, а с другой - увеличивается оборачиваемость денежных средств и потому меньше денег связывается в обращении. Таким образом, есть основания утверждать, что и время есть фактор предпринимательства.  
Предпринимательская деятельность представляет совокупность последовательно или параллельно, одновременно проводимых операций. Каждая бизнес-операция - это один завершенный цикл предпринимательства. По отношению к такой операции допустимо применять термин “бизнес-сделка”. При этом сделка понимается вовсе не как тайный противозаконный сговор. В бизнесе под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйственных субъектов, лиц в интересах получения взаимной выгоды.

Предпринимательство в  разных экономических областях различается  по форме и  по содержанию операций и способам их осуществления. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое,  финансово-кредитное, посредническое, страховое.

  1. Производственное предпринимательство.

Предпринимательство называется производственным - если сам предприниматель  непосредственным образом, используя  в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию для последующей реализации потребителям, покупателям, торговым организациям. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары. Таким образом, все виды товаров, работ, услуг для определенных потребителей производятся субъектами производственного предпринимательства. Данный вид предпринимательства всегда будет иметь высокие экономические показатели, т. к. население нуждается в продукции и услугах.

  1. Коммерческое (торговое) предпринимательство.

Предприниматель выступает  непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг. Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги.

  1. Финансово-кредитное предпринимательство.

Финансовое предпринимательство  есть особая форма коммерческого  предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только продажа и покупка иностранной валюты, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги. Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании.

  1. Посредническое предпринимательство.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором  предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает  в роли посредника в товарно-денежных операциях. Посредник - это лицо представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющееся.

  1. Страховое предпринимательство.

  Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует клиенту возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия: потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах.

   Если предприятие имеет свой расчетный счет в банке, печать, совершает различного рода операции и заключает сделки, но существует за счет средств другого предприятия или государства, то речь идет только об оперативно-хозяйственной самостоятельности. И только эффективная деятельность и ее результат – стабильное финансовое положение – дают предприятию экономическую самостоятельность.

 

2.3 Предпринимательство как субъект рыночных отношений

 

     Два слова “предпринимательство” и “рынок” связаны неразрывными узами. Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: ”Экономика свободного предпринимательства”. Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса. А бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход российской, как и любой другой экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономики вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной                                            части        экономической деятельности.

     Рынок – это система экономических отношений, позволяющая осуществлять обмен. При этом в зависимости от того, что является предметом обмена, различают виды рынков: товарный рынок (строительный, компьютерный, с/х и т. п.), сырьевой рынок (нефтяной, алмазный, земельный и т. п.), рынок ценных бумаг, рынок рабочей силы, рынок услуг и др.

Рынок характеризуется как весьма изменчивая стихия, ориентация в которой  является одной из главных задач предпринимательства. Любой предпринимательский замысел может быть провален из-за столкновения с этой стихией. Поэтому, если вы не хотите, чтобы проверка вашего замысла показала негативный результат на практике, следует провести ее в теории. Такая теоретическая проверка, или экспертиза предпринимательского замысла должна включать в себя ряд обязательных моментов. 

Информация о работе Предпринимательство как фактор производства