Предпринимательство как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Если предприятие имеет свой расчетный счет в банке, печать, совершает различного рода операции и заключает сделки, но существует за счет средств другого предприятия или государства, то речь идет только об оперативно-хозяйственной самостоятельности. И только эффективная деятельность и ее результат – стабильное финансовое положение – дают предприятию экономическую самостоятельность.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство как фактор производства.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

     Итак, формированию диктатуры способствуют три социально-экономических условия:

  1. характер происхождения нового класса собственников (из крупных чиновников);
  2. наличие большой массы мелких и средних собственников, которых необходимо экспроприировать и которые наверняка будут сопротивляться;
  3. необходимость проведения быстрого первоначального накопления в противостоянии развитому Западу.

Запад, естественно, попытается повернуть процессы в России на удовлетворение собственных интересов. Он постарается, по меньшей мере, ограбить Россию, в лучшем же случае передать ее богатства в собственность своих капиталистов. В связи с этим, если лидеры России не захотят делиться с Западом (который пока имеет на них немалое влияние и по мере сил пользуется ими), они предпримут самые жесткие меры по борьбе с его влиянием как внутри страны, так и на международной арене. В то же время, для возникновения диктатуры в России существуют не только социально-экономические и политические, но и культурные условия. С этим связано дальнейшее углубление кризиса современной российской культуры.

     Современная российская концепция предприятия имеет лишь очень отдаленное сходство с планами, которые разрабатывались в условиях плановой экономики. Решающее отличие от планов того времени состоит в том, что концепция предприятия разрабатывается абсолютно без вмешательства государства, министерств и государственных органов контроля в форме каких бы то ни было государственных предписаний. Только менеджмент решает, какие реальные и достижимые цели будут содержаться в концепции предприятия; при этом не может вмешиваться никто со стороны, конечно, за исключением наблюдательных органов, назначенных собственником. Правда, при фиксации целей предприятия и шагов по их осуществлению менеджмент находится под давлением значительных экономических обстоятельств. При этом важнейшими являются следующие:                                                                                           

  1. все частные цели подчиняются главной цели, постоянному и соответственно высокому производству прибыли;
  2. временные, присутствующие особо при начале приватизации фазы производства убытков должны быть как можно скорее преодолены. При преодолении этих фаз убыточного производства нельзя связывать менеджменту руки при проведении резких, болезненных мероприятий санирования;;
  3. должны быть обеспечены финансирование поставленных задач и особенно постоянная ликвидность предприятия, причем наибольшие проблемы появляются как раз при обеспечении ежедневной ликвидности, если не производится энергичного санирования. Быстро должен быть проведен в жизнь принцип, что предприятие не может тратить финансовых средств больше, чем зарабатывает от продажи своих изделий.

     Концепция предприятия разрабатывается менеджментом и внутренними или внешними специалистами предприятия. Работа над стратегией предприятия и шагами по ее осуществлению вообще является одной из решающих задач менеджмента. При разработке концепции предприятия в распоряжении менеджмента находятся следующие основные принципы:

  1. знания о развитии экономического положения в национальном и международном масштабе;
  2. развитие, происходящее на собственном предприятии, особенно оценка изменений, необходимых на участках, имеющих решающее значение для динамики предприятия;
  3. знания об ожидаемом образе действий поставщиков и покупателей изделий, прежде всего в отношении развития цен, возможностей поставок и пр.;
  4. оценка будущего поведения банков;
  5. государственные рамочные условия (налоги/выплаты и пр.).

     Многие современные отечественные экономисты задаются вопросом, есть ли особые шансы у российской экономики на мировом рынке. Существует целый ряд аргументов в пользу положительного ответа. Национальный рынок «безбрежен», отечественные продукты требуются в объемах, несравнимых с международными, зарубежные же товары в долгосрочной перспективе смогут лишь дополнить их, но не заменить. Давление международной конкуренции, которая все сильнее действует на состояние народного хозяйства разных стран, не будет оказывать такого же влияния на Россию. С большой уверенностью можно предполагать, что спрос еще долгое время будет превышать предложение, а это значит, что создание частных предприятий становится менее рискованным. Уровень сферы услуг и ремесленничества настолько низок, что посредством приватизации можно добиться двух эффектов: во-первых, государственные предприятия от тех подразделений, в которых нет производственной необходимости, и таким образом снизят затраты на реструктурирование, а во-вторых, будут созданы условия для существования мелких предприятий.

     Итак, если давление на производительность и конкуренция не так уж сильны, то, пожалуй, не стоит повсюду ориентироваться на покупку современной техники, а капитальные вложения можно будет осторожно и экономно направить на рационализацию. Порядок и хорошая организация предприятия во многих местах бывают важнее, чем дорогой автоматизированный агрегат. Кроме того, возникают два положительных эффекта: необходимость рационализации создаст много рабочих мест и предоставит шанс маленьким предприятиям, а в течение периода введения технологии, сравнимой с международной, можно будет мягче и легче в социальном плане распределить сокращение рабочих мест.

     Существуют, однако, и препятствия для успешной интеграции системы российских предприятий в мировую экономику. Прежде всего, отсутствует конкурентоспособность по сравнению с западными предприятиями. Неверно ориентированная инвестиционная политика вынужденно вызывает невероятно высокую потребность в санировании/инвестировании. К этому нужно прибавить отсутствие знаний о рыночном хозяйстве, особенно заметное в области применения сложных инструментов производственной экономики (экономики производственных предприятий).

     Вместе с тем для российских предпринимателей рынки сбыта сохраняются, по меньшей мере, в национальных рамках, а не будут немедленно заняты западными предприятиями. Кроме того, давление зарубежных конкурентов пока лишь незначительно проявляется в национальном масштабе, а на производимые изделия есть потребность, а значит, и возможность сбыта. Правда, совершенно неясны отношения выдачи кредитов перспективным предприятиям, а иностранные инвесторы наличествуют только в очень редких случаях. С углублением приватизации предприятий поначалу едва ли происходит освоение финансовых средств.

     Все эти факторы сильно торопят с немедленным началом разработки концепций предприятий. Решающей ценностью концепции предприятия является ясная ориентация для самого предприятия. Концепция предприятия дает ответы на все существенные вопросы, определяющие развитие предприятия, и представляет стратегическое направление развития предприятия на длительный промежуток времени.

     Сегодня вследствие достаточно долгого разделения экономики на административно регулируемый и изначально включенный в мировой рынок «чисто рыночный» секторы, а также концентрации в рыночном секторе значительной части существующего отечественного производственного потенциала достигается устойчивое развитие системы перехода к новым хозяйственным отношениям. Рынок, соответствующие ему методы управления и полное включение в мировую экономику существуют в такой модели только для той части общественного производство, которая готова работать в условиях рынка, сильной внешнеэкономической конкуренции, свободной обратимости части национальной валюты, обслуживающей эффективный рыночный сектор экономики. В подобной ситуации, развивающиеся рыночные отношения и вся переходная модель становятся более управляемыми, происходит динамичное и устойчивое продвижение к рынку.

     Постоянное и неизбежное расширение рыночного сектора находится в прямой зависимости от обязательного развития в нем собственных производительных сил, в том числе и за счет притока иностранного производительного капитала. Необходимая структурная и технологическая перестройка должна происходить естественным «инвестиционным» путем по мере постепенного формирования в эффективном рыночном секторе экономики высокоэффективных инвестиционных ресурсов и накоплений.

     Проблематичным является вопрос о том, можно ли считать необходимым условием осуществления предпринимательства определенный уровень развития производства и коммуникаций. С одной стороны, очевидно, что предпринимательство не может осуществляться на голом месте и что тем выше уровень производства и коммуникаций, тем лучше будет развиваться предпринимательство. С другой же стороны, для предпринимательства много не надо, и оно вполне может обойтись без компьютеров и сверхскоростных паровозов. Великолепные примеры предпринимательства мы встречаем в самые древние времена, когда слыхом не слыхивали о современных чудесах техники. Таким образом, нельзя определить некий материально-технический минимум осуществления предпринимательства – предпринимательство возможно везде, где произошло разделение труда и где люди производят достаточно продуктов для осуществления обмена.                               

     Основной подход российской хозяйственной реформы – это быстрая приватизация, широкое участие населения в акционировании собственности, последовательная демонополизация. При этом неизбежным оказалось возникновение на основе реформы широкой и продолжительной дискуссии о предприятиях, их новых формах и содержании. Сила и динамизм рыночной экономики заключается в успешно действующих предприятиях, в предпринимателях, способных к творчеству и риску.

     Для рыночной экономики характерным является существование в ней крупных предприятий, широкого среднего слоя и очень большого количества мелких предприятий в ремесле и сфере услуг.

     Новые требования к российским предприятиям появляются вследствие основополагающих изменений в общественном и экономическом окружении предприятий. Конечно, в плановом хозяйстве со всеми его негативными последствиями была и «уверенная сторона» для руководства предприятиями, его поведение определялось со стороны, вышестоящими инстанциями, и если поставленные ими задачи выполнялись, то, собственно, все было в порядке; если же поставленные цели не были достигнуты, то и этот риск брал на себя вышестоящий орган. В централизованном плановом хозяйстве ни одно предприятия не могло стать банкротом, ведь государство брало на себя все дополнительные нагрузки по обеспечению производственной ликвидации.

     В экономике, принципиально ориентированной на соревнование и конкурентную борьбу, работают тысячи предприятий, многие – с целью дальнейшего расширения, многие – с более скромной целевой установкой: для начала хотя бы сохранить нынешнее состояние, а некоторые – только чтобы обеспечить свое выживание, чтобы позже снова выйти на «колею успеха».

     Стратегия предпринимательского развития относится к первоочередным задачам руководящих сил, а именно на высшем уровне руководства. Современные предприятия должны быть способны рационально анализировать проблемы и отфильтровывать существенное из массы фактов и соображений, конструировать модель поведения со всеми взаимосвязями.

      Рыночное хозяйство требует предпринимательства, организованного частноэкономически. Цель предприятия в рыночной экономике, а значит, и при переводе государственного предприятия в капитальное общество, состоит в том, чтобы как можно раньше начать производить прибыль, а для достижения этой цели нужно иметь ясную стратегическую концепцию. Приватизация и рыночная экономика вообще имеют смысл только при том условии, что предприятие производит продукцию с прибылью. Как обеспечить продукцию, долговременно направленную на прибыль, должно быть окончательно разработано в концепции предприятия.

     На основе концепций предприятий, разработанных отечественными учеными, выяснилось, что при преобразовании и в условиях постсоветского экономического пространства в основном сложилось три группы предприятий.

     Предприятия первой группы доказали в концепциях предприятий и в ежедневной работе, что они сразу же могут работать в рыночно-экономических условиях. Они занимались производством по соответствующим мероприятиям реструктурирования (радикальное снижение затрат, наличие конкурентоспособных изделий и соответствующих долей на рынке) с прибылью.

     Вторая группа доказала в концепциях предприятий, что после проведения трудных процессов реструктурирования и санирования через 3-5 лет будет достигнута рентабельность производства. Как правило, для санирования и рационализации производства требуются значительные финансовые средства, которые возможно получить в форме банковского кредита, у будущих частных владельцев как капиталовложения или через поручительство Опекунского Совета (то есть государства).

     Третья группа, даже разработав концепции предприятий не смогла доказать, что в будущем будет обеспечено рентабельное производство (нет долей на рынке, нет рентабельно производимых изделий и т. п.). На этих предприятиях (а их было относительно много) должны приниматься решения об остановке, частичной остановке или объявлении банкротства.

     В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.

Информация о работе Предпринимательство как фактор производства