Предпринимательство в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Главное внимание в данной работе сосредоточено на следующих теоретических и практических вопросах:
сущность, задачи, функции и социально-исторические корни предпринимательства;
типы предпринимательства. Преимущества и недостатки малого бизнеса;
зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства;
организация поддержки предпринимательства в Республике Беларусь

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..……5
1 Теоретические основы предпринимательской деятельности…….…………………………………………………………...……7
1.1 Сущность, задачи, функции и социально-исторические корни предпринимательства ……………………….……………………………………………………… ……7
1.2 Типы предпринимательства. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………………………………...…………...…………..11
2 Зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства……………………………………………………...…….14
3 Состояние и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………..…………………………18
3.1 Организация поддержки предпринимательства в Республике Беларусь..18
3.2 Роль малого предпринимательства в развитии экономики Республики Беларусь………………………………………...………..…..……….....…….....21
3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.…25
Заключение…………………………………………………………………........30
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Predprinimatelstvo_v_RB_Samokhina.docx

— 75.63 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). [10, с. 1]

Таким образом, предприниматель - субъект, который совмещает в себе новаторские, коммерческие и организаторские способности для поиска и развития новых видов, методов производства, новых благ и их новых качеств, новых областей применения капитала.

Субъектами предпринимательства являются:

1) физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

2) группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей. [10, с. 2]

Вышеназванный Закон также определяет и формы предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

3) частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

4) коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда. [10, с. 3]

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255«О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся:

  1. индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  2. микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  3. малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.[8]

 

1.2 Типы предпринимательства. Преимущества и недостатки малого бизнеса

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: по сфере деятельности, по организационно-правовому статусу, по отношению к собственности, по количеству собственников, отраслевым направлениям деятельности, по масштабам производства и численности работников.

Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:

1) по сфере деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, сфера потребления;

2) по организационно-правовому статусу: без образования юридического лица, частное предприятие, фермерское хозяйство, общество с ограниченной ответственностью, малое предприятие, смешанное товарищество, закрытое или открытое акционерное общество, совместное предприятие.

3) по отношению к собственности: индивидуальная (без применения наемного труда), частная, государственная;

4) по количеству собственников: индивидуальная, частная, семейная, коллективная, смешанная/совместная;

5) по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.

6) по масштабам производства и численности работников: малое предприятие, среднее предприятие, большое предприятие;

7) по территориальному признаку: сельская, районная, городская, областная, региональная, национальная, зарубежная. [1, с.37]

Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:

1) Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

2) Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

3) При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

4) Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции.

5) Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.

6) Шансы на быстрый материальный успех.

7) Адаптация к особенностям местных условий

8) Возможность совмещения нескольких профессий.

9) Более низкие операционные расходы

10)  Шансы на быстрый материальный успех

11)  Долгосрочные выгоды

12)  Сохранение предпринимательского духа.[2,с. 6, 75]

Родовым понятием предпринимательства является рисковая деятельность, то есть риск есть постоянный спутник предпринимателя. И не потому, что предприниматель склонен к риску, а ввиду его нацеленности на обращение рыночной нестабильности и неопределенности в свою пользу в форме определенного вознаграждения. Последнее и выступает решающим фактором, вынуждающим предпринимателя идти на риск.

Нестабильность предполагает переход к неизвестному состоянию, затрагивающему устойчивость предпринимательской системы. Нестабильность приводит к потере устойчивости предпринимательской единицы, соответственно, ухудшает количественные значения показателей, ее характеризующих; изменяет структуру и качественный состав предпринимательской единицы; ухудшает показатели управляемости предпринимательской единицы; преобразует предпринимательскую организацию в новую предпринимательскую структуру (делит или ликвидирует ее) согласно принципам самоорганизации. Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях наличия той или иной меры неопределенности – неполноты или неточности информации об условиях реализации предпринимательской деятельности, в том числе связанных с ними затратах и результатах.[1, с.51]

Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства в республике, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

1) неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;

2) неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;

3) увеличение доли убыточных предприятий;

4) затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;

5) наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;

6) нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

7) сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

8) отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики. [12, с. 556]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства

Сектор малых и средних предприятий (далее МСП) является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран является МСП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора МСП, который объединяет жизненные интересы основной массы населения. Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость МСП и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития МСП состоит в том, что крупное производство не противопоставляется МСП. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, а МСП придают экономике гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние (МСП) предприятия являются работодателями почти для 50 процентов трудового населения всего мира, объем производства в сфере предпринимательства в различных странах составляет от 33 до 67% ВНП. В условиях периодических кризисов, а так же при реструктуризации экономики и в процессе перехода к постиндустриальному развитию происходит спад производства в традиционных отраслях промышленности при постоянном сокращении занятости. В этих случаях ярко проявляется одна из важнейших особенностей предпринимательства — возможность быстрой генерации новых рабочих мест, что в значительной мере ослабляет социальную напряженность в депрессивных зонах. [14, с. 35]. Основные показатели сектора малых и средних предприятий  и систем его государственно-общественной поддержки и развития в наиболее развитых странах мира можно проиллюстрировать используя таблицу приложения 1.

 

Приведенные данные указывают на фундаментальную роль МСП в социально-экономической и политической жизни каждой страны, т.к. в секторе МСП действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес предприятий сектора МСП в таких странах как США, Япония, Германия превышает 99 % от их общем количества.

Остановимся подробней на организации и функционировании предпринимательства Италии. Здесь активизация развития МСП началась с 50-х годов, в связи с вступлением в Европейский Союз, а также в целях дальнейшего экономического развития и обеспечения высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. С начала 70-х годов в Италии начала проводиться политика создания и развития новых промышленных регионов. Для ускорения развития МСП были созданы 25 бизнес-инкубаторов. Появилась также потребность в реструктуризации уже имевшихся крупных производств для увеличения их гибкости и приспособляемости к изменяющимся экономическим условиям. Процесс структурной перестройки крупных компаний привел к уменьшению вертикальной интеграции и расширению горизонтальных связей. Это позволило расширить производственную и технологическую специализацию при одновременном возрастании роли отдельных видов производств. Сейчас в МСП Италии сосредоточено свыше 70 % всего занятого населения, причем 37,4 % работают на предприятиях, где трудится менее 50 человек, и только 30 % занято - на крупных предприятиях. Промышленные предприятия сектора МСП обеспечивают около 32 % добавленной стоимости продукции крупных предприятий. Такие сдвиги в промышленности были достигнуты в значительной мере благодаря реформированию крупных предприятий с выделением из них малых и средних предприятий. Начиная с 1952 г. развитию МСП в Италии способствовало мощное правовое обеспечение, которое постоянно совершенствуется. К настоящему времени только в этой сфере принято свыше 30 основополагающих законов, а также целый комплекс программ, направленных на развитие МСП и на оздоровление экономики страны. В реорганизации промышленности и развитии МСП огромную роль принадлежит закону N 317, принятому в 1991 г. Этим законом были установлены финансовые, технические и организационные меры по обеспечению развития и поддержки МСП, а так же определены 3 важнейших уровня приоритетности решаемых проблем:

Информация о работе Предпринимательство в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития