Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 11:04, курсовая работа
Главное внимание в данной работе сосредоточено на следующих теоретических и практических вопросах:
сущность, задачи, функции и социально-исторические корни предпринимательства;
типы предпринимательства. Преимущества и недостатки малого бизнеса;
зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства;
организация поддержки предпринимательства в Республике Беларусь
Введение………………………………………………………………….…..……5
1 Теоретические основы предпринимательской деятельности…….…………………………………………………………...……7
1.1 Сущность, задачи, функции и социально-исторические корни предпринимательства ……………………….……………………………………………………… ……7
1.2 Типы предпринимательства. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………………………………...…………...…………..11
2 Зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства……………………………………………………...…….14
3 Состояние и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………..…………………………18
3.1 Организация поддержки предпринимательства в Республике Беларусь..18
3.2 Роль малого предпринимательства в развитии экономики Республики Беларусь………………………………………...………..…..……….....…….....21
3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.…25
Заключение…………………………………………………………………........30
Список использованных источников…………………………
Задача государства в этих условиях – создать благоприятные возможности для развития предпринимательского сектора экономики, деловой инициативы всех граждан на своих рабочих местах, что особенно заметно в последнее время.
3.2 Роль малого предпринимательства в развитии экономики Республики Беларусь.
Формирование и развитие рыночных
отношений предполагает свободное и равноправное
сосуществование и развитие различных
форм собственности и различных секторов
экономики внутри каждой из форм. Неотъемлемой
частью рыночных отношений на современном
этапе является бизнес. Именно малое и
среднее предпринимательство позволяет
осуществить в кратчайшие сроки структурную
перестройку экономики, решительный ее
поворот к потребностям людей и одновременно
сформировать надежную базу реформ –
массовый слой предпринимателей-
Сектор предпринимательства
образует самую разветвленную
сеть предприятий, действующих,
в основном, на местных рынках.
Небольшие размеры, их технологическая,
управленческая гибкость
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В реформировании белоруской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84 %. Малые предприятия, располагая 3,4 % стоимости основных средств экономики Беларуси и 14 % числа занятых, производят 12 % ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В Республике создаются благоприятные условия для развития малого бизнеса, о чем свидетельствует положительная динамика роста числа субъектов хозяйствования в этом секторе экономики. За 2008-2010 гг. количество субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) увеличилось на 22 %, а численность индивидуальных предпринимателей на 17 %. (рис. 1)
Рисунок 1 - Динамика Изменения количества малых предприятий за 2008-2010 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12]
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 марта 2011 г. Составил 30,1 %, в том числе от субъектов малого предпринимательства – юридических лиц – 19,6 %, от субъектов среднего предпринимательства – 7,5%, от индивидуальных предпринимателей – 3,0 %.
По итогам 2009 года преимущественная ориентация предпринимательских структур (юридических лиц) сформировалась в сфере торговли и общественного питания. Второе место (19,9 %) занимает промышленность. Однако не высока доля от общего количества субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве (33 %),как показано на рисунке 2.
Рисунок 2 – Количество субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) по отраслям экономики в 2009 году (в %)
Примечание – Источник:
собственная разработка на
Малое предпринимательство как никакой другой сектор экономики способен создавать рабочие места и решать проблему занятости в стране. В Беларуси, начиная с 2006 г., наблюдается рост доли занятых в малом бизнесе (рис. 3). По итогам 2009 г. в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) работали 20,4 % от занятых в экономике, как показано на рисунке 3[12, с. 556, 574].
Рисунок 3 – Динамика доли занятых в малом предпринимательстве (в %).
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12]
3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Принятие нового законодательства в сфере регулирования предпринимательства фактически знаменует начало нового этапа в развитии страны, для которого характерны задачи не столько возрождения и сохранения экономического потенциала, сколько решительного рывка во всех отраслях и сферах деятельности с целью создания нового облика экономики, выхода на уровень передовых европейских государств. Именно по этой причине среди важнейших приоритетов социально-экономического развития государства на текущую пятилетку, определенных IV Всебелорусским народным собранием, впервые назван такой как предпринимательство и инициатива.
Уже второй год происходит реализация Директивы № 4 - документа, предусматривающего не только меры по снятию проблемных вопросов реализации деловой активности населения, но и определяющего роль и место предпринимательства в экономической системе общества, а также политику государства в отношении его поддержки. И главное в ней – признание за частным сектором со стороны государства его особой роли в развитии страны, обеспечение поддержки и ликвидация барьеров на пути развития.
В документе нашли
отражение нормы, реализация которых
обеспечит создание объективно
необходимых предпосылок для
поступательной динамики
Другой, не менее важной задачей, на реализацию которой направлена директива, является повышение качества бизнеса, развитие технического, технологического и кадрового потенциала его субъектов.
Предусмотренные директивой меры по упрощению предоставления субъектам предпринимательской деятельности земельных участков, отчуждению инвесторам за одну базовую величину, находящихся в собственности государства и не использовавшихся более двух лет объектов недвижимости, льготы по земельному налогу при реализации инвестиционных проектов, связанных с созданием объектов придорожного сервиса, должны обеспечить ускоренное развитие малого предпринимательства в реальном секторе экономики, существенно повысить конкурентоспособность и экспортные возможности его субъектов.
Реализация положений
директивы и нормативных
Положительная количественная динамика и качественный рост сектора малого предпринимательства приведут к повышению его вклада в социально-экономическое развитие страны, а интеграция его субъектов в систему производственных связей, развитие кооперации субконтрактации с крупными предприятиями станут факторами реструктуризации национальной экономики и ее модернизации, внедрения современной системы организации производства и повышения его эффективности.
В соответствии с Законом «О поддержке малого и среднего предпринимательства» разрабатываются и последовательно реализуются государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на трехлетний период. В частности, в программе на 2010-2012 годы предусмотрено:
- увеличение доли субъектов
малого предпринимательства –
юридических лиц в общем
- увеличение общего числа занятых в микро-и малых организациях, включая численность индивидуальных предпринимателей;
-увеличение общего числа занятых в сфере среднего предпринимательства.
В свою очередь, неотъемлемая часть Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы – это раздел, определяющий цели, задачи и показатели развития малого и среднего бизнеса. Стимулирование предпринимательства и деловой инициативы определено в качестве одного из приоритетных направлений экономического прогресса страны. Прогнозируется увеличение вклада малого и среднего бизнеса в формирование ВВП в 2015 году до 30 % и более В основу разработки прогнозных показателей развития малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 годы заложен рост производительности труда работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в 1,8 раза.
Соответственно, в Программе деятельности правительства на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение численности занятых в секторе малого и среднего бизнеса не менее чем до 108 млн человек к концу 2015 года, в том числе за счет кадровой реструктуризации крупных предприятий.
Дополнительными факторами обеспечения вклада МСП в ВВП страны в прогнозном периоде станут:
- увеличение удельного
веса видов деятельности с
высокой долей добавленной
- повышение вклада инновационно-
- сохранение темпов роста количества субъектов малого предпринимательства.
Вышеназванные программы не только являются определяющими в проведении государственной политики развития малого и среднего бизнеса в стране, но и взаимно дополняют друг друга. В качестве основных задач определены :
- устранение административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса;
- снижение налоговой нагрузки
и повышение доступности
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Решение поставленных задач предусматривает упрощение бухгалтерского учета, налоговой и статистической отчетности, в том числе путем расширения применения электронного документооборота. Предусматривается поэтапное введение в республике электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уменьшение длительности процедуры регистрации собственности, расчет налогов, количества выплат и необходимых административных процедур при налогообложении.
Намечено упрощение процедур лицензирования, гигиенической регистрации и сертификации товаров, работ и услуг, а также процедур, связанных с возможностью использования субъектами предпринимательства необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры (электро-, водо-, газоснабжения и коммуникаций связи).
Приоритетным направлением государственной политики поддержки предпринимательства станет развитие микрокредитования и создание действенной системы гарантирования кредитов.
Конкретными мерами по выполнению поставленных задач станут:
- сокращение длительности
процедуры регистрации
- упрощение административных процедур, связанных с подключением субъектов предпринимательства к электросетям, сокращение длительности и снижение их общей стоимости в расчете на душу населения до уровня лидирующих стран в соответствии с отчетом МФК «Gettingelectricity»;
- сокращение количества документов, необходимых для экспорта, с 8 до 4, импорта – с 8 до 5, времени, требуемого для экспорта, - с 15 до 8 дней, импорта – с 20 до 9 дней;
- упрощение порядка изменения назначения использования земельных угодий и недвижимого имущества (перевод земель одного назначения в другое, перепланировка производственных и иных помещений, сокращение сроков рассмотрения документов при переводе жилых помещений в нежилые);
- упрощение процедуры
передачи (в том числе сокращение
сроков) субъектам малого и среднего
предпринимательства
- оптимизация арендных
отношений, включая снижение ставок
арендной платы для субъектов
хозяйствования, особенно в части
аренды неиспользуемого
- содействие развитию
субъектов инфраструктуры
С учетом всемерной поддержки развития предпринимательства государством важно, чтобы бизнес в полной мере осознавал свою ответственность перед обществом. Это касается, прежде всего, обеспечения высокого уровня социальных стандартов наемных работников, возрождения традиции меценатства, соблюдения корректных методов конкурентной борьбы.
Информация о работе Предпринимательство в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития