Предпринимательство в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Главное внимание в данной работе сосредоточено на следующих теоретических и практических вопросах:
сущность, задачи, функции и социально-исторические корни предпринимательства;
типы предпринимательства. Преимущества и недостатки малого бизнеса;
зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства;
организация поддержки предпринимательства в Республике Беларусь

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..……5
1 Теоретические основы предпринимательской деятельности…….…………………………………………………………...……7
1.1 Сущность, задачи, функции и социально-исторические корни предпринимательства ……………………….……………………………………………………… ……7
1.2 Типы предпринимательства. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………………………………...…………...…………..11
2 Зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства……………………………………………………...…….14
3 Состояние и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………..…………………………18
3.1 Организация поддержки предпринимательства в Республике Беларусь..18
3.2 Роль малого предпринимательства в развитии экономики Республики Беларусь………………………………………...………..…..……….....…….....21
3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.…25
Заключение…………………………………………………………………........30
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Predprinimatelstvo_v_RB_Samokhina.docx

— 75.63 Кб (Скачать файл)

В использовании потенциала частной деятельности имеются огромные резервы. Поэтому одной из актуальных задач в области развития предпринимательства является трансформация количественной динамики этого сектора в качественный рост, повышение его роли и значения в реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Таким образом, подводя итог по главе, можно задать следующий вопрос: Какие внешние факторы (не зависящие от предприятия) мешают успешному ведению малого и среднего бизнеса Беларуси?

1) Высокие арендные ставки 

2) Высокие ставки на заемные средства со стороны банков и других финансовых организаций.

3) Недостаточная защита имущественных прав и интересов частного бизнеса. 

4) Бюрократические барьеры и ограничения (регистрация, разрешения, лицензии, отчётность, большой документооборот и т.п.)

5) Сложность налогового регулирования и высокие ставки налогов. 

6)  Проверки и штрафы. 

7) Неравные условия по сравнению с госсектором. 

8) Административное регулирование оплаты труда. 

9) Коррупция 

10) Валютное регулирование (невозможность купить валюту, ограничения на покупку валюты, девальвация, другое). 

11) Экономическая политика других стран (например, защита своего рынка от конкуренции со стороны иностранных производителей).[3]

Основными, на мой взгляд, способами решения этих проблем являются:

  1. приватизация государственного банковского сектора с одновременной его либерализацией и принятием международных стандартов надзора и ведения операций;
  2. развитие финансовых организаций, в том числе инвестиционных, венчурных, пенсионных фондов
  3. обеспечение открытой конкуренции на рынке страховых услуг, 4) обеспечение низкой инфляции (до 3 % в год) и предсказуемой валютной политики.
  4. добросовестная конкуренция и равные условия хозяйствования
  5. дебюрократизация и либерализация
  6. партнерство и доверие бизнеса и власти
  7. упростить систему налогообложения
  8. привлечение иностранных инвесторов

Несмотря на изложенные выше проблемы, процесс развития и расширения предпринимательского сектора идет, хотя и не столь высокими темпами. Статистические данные свидетельствуют о том, что в сложных рыночных условиях частные и реформированные предприятия работают более стабильно. Они быстрее приспосабливаются к кризисным условиям. Пример других стран свидетельствует, что именно сектор малого бизнеса обеспечивает их новыми рабочими местами.

Несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование отечественного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Предприниматель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее на постоянной основе с целью извлечения прибыли деятельность по производству, реализации или приобретению продукции или товаров, оказанию услуг, выполнению работ и заключающее в процессе этой деятельности гражданско-правовые сделки от своего имени.
  2. Все развитые страны мира давно стали на путь развития и поддержки малого и среднего бизнеса в своей экономике, т.к. стало очевидно, что предпринимательство является локомотивом в движении национальной экономики, в частности в  расширении и обеспечении новыми рабочими местами безработных, построении надёжной и гибкой системы национального производства.
  3. Анализируя состояние развития предпринимательства в Республике Беларусь можно отметить, что за два десятилетия своего суверенного существования наша страна достигла, если не столь значительных как в странах Запада, однако больших успехов в становлении рыночной экономики и вытекающего из неё частного предпринимательства.
  4. Несмотря на то, что в Республике Беларусь действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса пока остается только на бумаге.
  5. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
  6. Можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а "вопреки" заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса.
  7. Необходимо отметить также и то, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на низкой стадии. И как следствие - высокая криминализация малого бизнеса.
  8. Кардинальное же изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усилении контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительными органами достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник/ А. Н. Асаул. – Санкт-Петербург: «Гуманистика», 2004. – 336 с. 
  2. Догиль Л. Ф. Предпринимательство и малый бизнес: учебное пособие/Л. Ф. Догиль. – Минск: «Вышэйшая школа», 2001 – 265 с.
  3. Исследование Развитие малых и средних предприятий в Беларуси/ исследовательский центр ИПМ, апрель 2010/ / Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  4. Малое и среднее предпринимательство России: материалы III международного конгресса,  Москва, 23-25 ноября 1994 г.//http://www.kfpp.ru/analytics/material/foreignsupportexp.php [Электронный ресурс]/ Международный фонд поддержки экономических реформ России. Москва, 1994
  5. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие/ А. С. Пелих [и др.]; под общ. Редакцией Пелиха. – Москва- Ростов-на-Дону: «МарТ»,2004 - с. 384
  6. Об объявлении 2011 года Годом предприимчивости: Указ президента Республики Беларусь 3 февраля 2011 г. № 43/ / Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010
  7. О Государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь 28 декабря 2009 г. № 1721// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  8. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь, 21 мая 2009 г. № 255 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  9. О поддержке малого и среднего предпринимательства: закон Республики Беларусь, 1 июля 2010 г. №148-3/ / Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  10. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 28 мая 1991г. № 813-XII // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  11. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива № 4 от 31 декабря 2010 г. / / Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  12. Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь за 2011 год: стат. ежегодник / Нац. Стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск: 2012.
  13. Социально-экономическое развитие РБ в первой половине 2006 года: Развитие малых предприятий: материал подготовлен учеными ГНУ "НИЭИ Минэкономики РБ" / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2006. №8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Таблица 1 - Основные показатели МСП и систем его государственно-общественной поддержки и развития

Страна,

Показатель

США

Канада

Япония

Германия

Франция

Италия

Великобри-

тания

Доля МСП в ВВП страны,%

52

43

51,6

57

49,8

55

52

Доля МСП в общей занятости,%

50,1

47

69,5

69,3

56,6

71

55,5

Доля МСП в кол-ве предприятий,%

97,6

99,8

99,2

99,3

97,6

99,2

99,1

Объемы ежегодной финансовой поддержки МСП,млрд. долларов

На инфраструктуру поддержки:

0,8

 

0,45

1,64

1,8

1,5

5,05

1,37

Госзаказ и субконтрактация

Действует общенациональная система поиска и предоставления заказов

Инфраструктура услуг для МСП

Кредитно-финансовые услуги

Действует общенациональная разветвленная сеть банков, фондов, инвестиционных и страховых компаний

Центры развития МСП

1100

521

113

374

600

1200

450

Информационные центры

1100

521

13

33

34

50

45

Бизнес-инкубаторы и технопарки

330

186

11

182

216

26

471

Центры продвижения экспорта

20

15

Сеть

Сеть

26

123

60

Социальные центры

118

41

186

90

41

н/д

98


Примечание ― Источник: [14, с.37, таблица 2]

Приложение Б

Таблица 2  - Государственное обеспечение развития и поддержки МСП в Италии

Доля МСП в ВВП страны

ВВП=1,217 трлн. Евро

Бюджет = 418,3 млрд.

55 %

670 667 млрд. евро в 2003г.

Доля МСП в общей занятости

71 %

15,3 млн. работающих

Доля МСП в количестве всех предприятий

99,2 %

3,6 млн. предприятий, из них 65% - индивидуальные

Доля расходов на инфраструктуру поддержки МСП в госбюджете

≈ 0,4 %

≈ 4 млрд. в 2003г.

Критерии отнесения к МСП:

микро

Малые

средние

- количество работающих (чел)

-складочный капитал

-годовой оборот

<10

 

<2 млн. евро

<2 млн. евро

<50

 

<10 млн. евро

<10 млн. евро

<250

 

<43 млн. евро

<50 млн. евро


Примечание ― Источник: [4, с.6, таблица 7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Таблица 3 - Базовые государственные программы и территориальная    инфраструктура поддержки и развития МП в Италии

 

Инициативы ЕС в комплексе с государственными, региональными и местными программами

Ежегодные кредиты ≈12 млрд.

Вклад ЕС до 2008г. ≈ 22 млрд.

47

-технические (обучение и  консультации)

-финансовой поддержки

-помощи в развитии  экспорта

-специальных инновационных  программ

-сокращение административных  барьеров

Региональные отделения

21

Все министерства и координируемые ими специализированные структуры

Уполномоченные кредитно финансовые организации

 

-Фонды, кредитные центры  и банки

-Инвестиционные и страховые  компании

Центры развития предпринимательства

Более 1200

- «одно окно»

- техническая помощь

-обучение и консультирование

Исследовательские центры

12

11 центров с отделениями  в 20 регионах

1 институт (IPI) с 8 отделениями

Бизнес-инкубаторы и технопарки

26

Расположены в регионах, болших городах, промышленных и научных центрах

Информационные центры

50

Работают в сети ЕС и в рамках национальных программ

Центры поддержки экспорта

123

13  торговых федераций

110 торговых ассоциаций

Структуры общественной поддержки и защиты интересов МСП

Более 470

258 промышленных ассоциаций

67 общественных объединений

110 торговых конфедераций

37 ТПП

Информация о работе Предпринимательство в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития