Причины безработицы и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная не занятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:
1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых

Содержание работы

1. Причины безработицы и её формы…………………………………………..1
2. Определение полной занятости…………………...………………….............2
3. Безработица как социально-экономическое явление………………..............3
4. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда….......5
5. Политика занятости и регулирования рынка труда…………………………6
6. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

реферат по ГРНЭ.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

  В России общий  уровень безработицы, рассчитываемый  по методологии МОТ, поднимался  до довольно высокого уровня  в начале 90-х годов, достигнув  пика в 1998 – 10,8%, после чего  наблюдается тенденция его снижения. Однако безработица продолжает  оставаться на достаточно высоком  уровне. Особенно тревожным представляется  безработица среди людей в  возрасте до 20 лет, которая составляла 32,1% в 2004 г. от численности данной  возрастной группы и по группе  в возрасте 20-24 года – 13,8%. Причины  такой высокой молодежной безработицы  лежат в слабой востребованности  молодежи рынком труда из-за  их недостаточной профессиональной  подготовки или из-за несоответствия  имеющихся у них специальностей, необходимым рынку специальностям.

          Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должно стать  сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение  лишней рабочей силы с предприятий.

Политика на рынке труда  в ближайшем периоде будет  направлена на: обеспечение прогрессивных  сдвигов в отраслевой структуре  занятости населения; переориентацию экономически активного населения  на новые формы трудовых отношений; достижение сбалансированности предложения  рабочей силы и числа рабочих  мест; предупреждение массовой безработицы  на местных рынках труда; создание новых  и повышение эффективности существующих рабочих мест; развитие кадрового  потенциала путём совершенствования  системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства  РФ по решению проблем занятости  относится: преодоление дефицита рабочих  мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование  имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление  капитальных вложений как в перспективные  развивающиеся отрасли, так и  в отрасли традиционной занятости; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской  деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке  труда; оптимизация масштабов занятости  в негосударственном секторе  экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового  законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой  ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности  в работе, которая имеется у  отдельных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы  условий труда, зарплаты и использования  рабочего времени; сокращение кадрового  потенциала высококвалифицированных  работников, эффективное использование  рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение  населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду

.Весьма перспективным  направлением содействия занятости  следует считать деятельность  государства по поддержке и  ускорению развития малого предпринимательства,  рост на его основе занятости  в стране.

Несмотря на возрастающие масштабы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства - в 2005 г. в объеме 1,5 млрд.руб., в 2007 г. 3 млрд.руб., а при реализации программы  развития малого и среднего бизнеса  на 2005-2008 гг. Минэкономразвития России – 17 млрд.руб. Россия отстает по уровню развития малого предпринимательства  от стран с развитой рыночной экономикой. При доле занятости в этом секторе  трудоспособного населения на уровне 17-19% его доля в ВВП составляет 10-12% по сравнению с 50-60% в других странах.

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить  в виде трёх уровней: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово  – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с  системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и  закупках продукции, в первую  очередь оборонного, инфраструктурного,  экологического и социального  назначения, о государственных инвестиционных  программах, дотациях, субвенциях, кредитах  и налоговых льготах, направленных  на поддержание и развитие  производства в приоритетных  отраслях. Особая задача - регулирование  внешнеэкономических связей в  интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик  с целями и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация  оттока квалифицированных кадров  за рубеж, ограничение нежелательных  и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных  беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие

Министерства труда и  социального развития, в том числе  службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального  развития (службы занятости) на рынке  труда.

 

6. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе.

 Правовые основы государственного  регулирования занятости в нашей  стране разрабатывались в полном  соответствии с принятыми международными  обязательствами и ратифицированными  нашей страной основополагающими  конвенциями МОТ.

Основным законодательным  актом выступает федеральный  закон «О занятости населения  в Российской Федерации», в который  по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной  политики в сфере занятости вносились  изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной  политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной  государственной службы занятости  как единой федеральной системы  органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе –  оценка и составление прогнозов  развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в  поиске работы, а работодателям –  в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных  и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном  порядке безработными.

Данным законом определен  и порядок финансирования политики занятости, в который с 2002 г. внесены  существенные изменения.

Весьма значительной вехой  в развитии законодательства о занятости  населения следует считать федеральный  закон РФ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 27.12.2005 г. № 199-ФЗ.

Вносимые им существенные изменения сводятся к четкому  разграничению функций федерального органа исполнительной власти и органов  местного самоуправления в содействии занятости населения и к значительному  расширению полномочий субъектов Российской Федерации и их органов в этой сфере. Это означало передачу значительного  числа полномочий федерального центра органам государственной власти в регионах.

В числе переданных полномочий следует выделить контроль государственных  гарантий в области занятости  населения, приема на работу инвалидов  в пределах установленной квоты  и их регистрация в качестве безработных, регистрация безработных граждан  и содействие им в поиске подходящей работы, включая определенные государственные  услуги по содействию в поиске подходящей работы, организация профессиональной переориентации безработных, социальных выплат и ряд других.

Данным законодательным  актом установлен порядок финансирования переданных на региональный уровень  полномочий посредством субвенций  из федерального бюджета, определяемых исходя из численности населения.

Органы местного самоуправления получили право участвовать в  финансировании общественных работ  для граждан, испытывающих трудности  в поиске работы, а также временной  занятости несовершеннолетних граждан  в возрасте от 14 до 18 лет.

В основе государственной  системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных  уровней. На федеральном уровне - это  Государственный фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы службы занятости  на безвозмездной основе предоставляют  органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб занятости  на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей  и представителей трудящихся разрабатывают  программы занятости, которые после  согласования утверждаются представителями  соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости  контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб  занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального  партнерства.

Служба занятости  наделена широким кругом прав и обязанностей:

1. анализировать и прогнозировать  состояние рынка труда;

1. вести учет свободных  рабочих мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

2. информировать обращающихся  работников и работодателей о  возможности получения работы  и обеспечения рабочей силы;

3. оказывать гражданам  помощь в подборе подходящей  работы, а работодателям

- в подборе необходимых  работников;

4. организовывать профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации граждан в учебных  заведениях службы занятости  и других учебных заведениях;

5. оказывать услуги в  профессиональной ориентации и  трудоустройстве, высвобождаемым  работником и другим категориям  населения;

6. регистрировать безработных  и оказывать им помощь в  пределах своей компетенции;

7. разрабатывать республиканские  и региональные программы занятости;

8. подготавливать предложения  об использовании труда иностранных  работников, привлекаемых на основе  межправительственных соглашений;

9. оплачивать стоимость  профессиональной подготовки и  переподготовки, если трудоустройство  требует получение новой профессии,  также выплачивается стипендия  за период учебы;

10. выдавать, в соответствии  с законом, пособие по безработице,  устанавливать к ним надбавки  с учетом иждивенцев и других  обстоятельств;

11. публиковать статистические  данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной  службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются  бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и  реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств  ГФЗН, которые являются государственной  федеральной собственностью и находятся  в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его  территориальных органов.

Кроме того, служба занятости  имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать  краткосрочные государственные  ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются  от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

Средства фонда  занятости направляются на:

1. оплату расходов по  профессиональной ориентации, профессиональной  подготовки и переподготовки  безработных, включая выплату  им стипендий;

1. организацию общественных  работ;

2. выплату пособий по  безработице и материальной помощи;

3. возмещение затрат пенсионному  фонду в связи с назначением  досрочных пенсий безработным;

4. мероприятия по созданию  и сохранению рабочих мест;

5. расходы по анализу  рынка труда, разработке программ  занятости, информационного обеспечения,  рекламы, научно - исследовательской  деятельности и на содержание  органов занятости.

Информация о работе Причины безработицы и ее формы