Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:42, контрольная работа
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная не занятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:
1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых
1. Причины безработицы и её формы…………………………………………..1
2. Определение полной занятости…………………...………………….............2
3. Безработица как социально-экономическое явление………………..............3
4. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда….......5
5. Политика занятости и регулирования рынка труда…………………………6
6. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе………………………………………………..10
В России общий
уровень безработицы,
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
Политика на рынке труда
в ближайшем периоде будет
направлена на: обеспечение прогрессивных
сдвигов в отраслевой структуре
занятости населения; переориентацию
экономически активного населения
на новые формы трудовых отношений;
достижение сбалансированности предложения
рабочей силы и числа рабочих
мест; предупреждение массовой безработицы
на местных рынках труда; создание новых
и повышение эффективности
К ключевым интегрированным
направлениям действий Правительства
РФ по решению проблем занятости
относится: преодоление дефицита рабочих
мест посредством проведения сбалансированной
инвестиционной и налоговой политики,
стимулирующей более полное использование
имеющихся рабочих мест, развитие
малых предприятий, направление
капитальных вложений как в перспективные
развивающиеся отрасли, так и
в отрасли традиционной занятости;
экономическое стимулирование развития
предпринимательства, малого и среднего
бизнеса, индивидуальной предпринимательской
деятельности, прежде всего, в регионах
с напряжённой ситуацией на рынке
труда; оптимизация масштабов
.Весьма перспективным
направлением содействия
Несмотря на возрастающие масштабы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства - в 2005 г. в объеме 1,5 млрд.руб., в 2007 г. 3 млрд.руб., а при реализации программы развития малого и среднего бизнеса на 2005-2008 гг. Минэкономразвития России – 17 млрд.руб. Россия отстает по уровню развития малого предпринимательства от стран с развитой рыночной экономикой. При доле занятости в этом секторе трудоспособного населения на уровне 17-19% его доля в ВВП составляет 10-12% по сравнению с 50-60% в других странах.
Государственное регулирование
рынка труда целесообразно
На макроуровне высшие
органы законодательной и
1. Согласование финансово
– кредитной, структурной,
2.Согласование социальной,
демографической, миграционной
3. Политика трудоустройства
и социальной поддержки
Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
6. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе.
Правовые основы
Основным законодательным
актом выступает федеральный
закон «О занятости населения
в Российской Федерации», в который
по мере изменения ситуации в стране
и направленности государственной
политики в сфере занятости вносились
изменения и дополнения. Им определены
права граждан в сфере
Данным законом определен и порядок финансирования политики занятости, в который с 2002 г. внесены существенные изменения.
Весьма значительной вехой
в развитии законодательства о занятости
населения следует считать
Вносимые им существенные
изменения сводятся к четкому
разграничению функций
В числе переданных полномочий
следует выделить контроль государственных
гарантий в области занятости
населения, приема на работу инвалидов
в пределах установленной квоты
и их регистрация в качестве безработных,
регистрация безработных
Данным законодательным актом установлен порядок финансирования переданных на региональный уровень полномочий посредством субвенций из федерального бюджета, определяемых исходя из численности населения.
Органы местного самоуправления получили право участвовать в финансировании общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы службы занятости
на безвозмездной основе предоставляют
органам государственной
Органы служб занятости
на основе прогнозов экономического
развития с участием работодателей
и представителей трудящихся разрабатывают
программы занятости, которые после
согласования утверждаются представителями
соответствующих органов
Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.
Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
1. анализировать и
1. вести учет свободных
рабочих мест и граждан,
2. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
3. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям
- в подборе необходимых работников;
4. организовывать
5. оказывать услуги в
профессиональной ориентации и
трудоустройстве,
6. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
7. разрабатывать республиканские
и региональные программы
8. подготавливать предложения
об использовании труда
9. оплачивать стоимость
профессиональной подготовки и
переподготовки, если трудоустройство
требует получение новой
10. выдавать, в соответствии
с законом, пособие по
11. публиковать статистические
данные о состоянии рынка
Все услуги федеральной государственной
службы, связанные с обеспечением
занятости граждан, предоставляются
бесплатно. Финансирование мероприятий,
связанных с разработкой и
реализацией государственной
Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения
Средства фонда занятости направляются на:
1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;
1. организацию общественных работ;
2. выплату пособий по
безработице и материальной
3. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
4. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
5. расходы по анализу
рынка труда, разработке