Причины безработицы и занятости в сегодняшних условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы и занятости в сегодняшних условиях.
Для её достижения поставлены задачи:
1. рассмотреть сущность, причины, виды занятости и безработицы;
2. исследовать методы государственного воздействия на занятость и безработицу;
3. проанализировать состояние в сфере занятости России и в Республике Коми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
5
1
ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
7
1.1
Сущность понятий занятость и безработица
7
1.2
Виды безработицы
12
1.3
Причины возникновения безработицы
19
1.4
Методы борьбы с безработицей в России
23
2
ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РОССИИ
27
2.1
Проблемы безработицы в России
27
2.2
Пути решения проблемы безработицы
31
3
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)
  1. Самый низкий показатель – 3,3% — отмечается в Центральном Федерал. округе (в том числе данные для Москвы – 1,6%, в Орловской области наиболее высокий уровень – 6%)
  2. Самый высокий – 13,3% отмечен в Северо-кавказском (ранее часть Южного ФО) Федеральном округе (включая Чеченскую Республику – 27,9%, Ингушетию – 45,5%)
  3. Северо-западный ФО: Санкт-Петербург – 1,2%, самый высокий — Карелия – 8,5%
  4. Южный ФО: самый высокий – Калмыкия (12%), Краснодарский край – 5,9% (наиболее низкий показатель по округу)
  5. Приволжский ФО: Самарская область (3,1%) и Чувашия (6,5%) лидируют по числу безработных в регионе (соответственно, в меньшей и большей степени)
  6. Уральский ФО:  лидеры по максимуму и минимуму — Курганская область (7,8%), Ямало-Ненецкий автономный округ (3,0%)
  7. Сибирский округ: наиболее серьезная ситуация в республике Тыва (23,4%), наиболее благоприятная – Новосибирская область (5,0%)
  8. Дальневосточный ФО – лидирует по числу безработных Еврейская автономная область (8,5%).

Россия, Европа и США.

На самом ли деле показатели 2012 и 2013 годов для России можно считать позитивными. Для того, чтобы объективно взглянуть на проблему с безработицей, сравним статистику для России и европейских стран, а также США. В странах Европы по итогам 2012 года коэффициент безработицы варьирует (изменяется) в границах от 6,5% до 11,2%. Наиболее низкий уровень безработицы наблюдается в Германии – собственно, 6,5% по итогам 2012 года. Самая опасная ситуация сложилась в Греции – доля безработных среди экономически активного населения там 11,2%, близка ситуация с работой в Греции – там аналогичный показатель незанятого населения – 10%. В среднем по Европе ситуация держится на уровне в 7,7% и это значение совпадает с американскими показателями. В США, к слову, доля экономически незанятого населения, с начала 2013 года начинает снижаться, снизившись до 7,7% (на начало года — 7,9%) — данные по итогам 2012 года. Это дает право считать обстановку в России с работой «весьма благополучной» в сравнении с экономически развитыми западными странами. Стоит также отметить, что в США по аналогии с Европой очень высок процент безработицы среди молодежи. По некоторым источникам он составляет более 20% в США и некоторых странах Европы.

Стоит заметить, что увеличение числа безработных – общемировая тенденция. По прогнозам Международной организации труда в 2013 году численность людей без работы в мире увеличится на 5,1 миллионов человек и достигнет уровня в 202 млн. человек. Конечно же, такая статистика весьма не радует.

Конечно же, нас, как жителей России, в первую очередь волнует уровень безработицы в России в 2013 году – мы надеемся, что положительные прогнозы сбудутся, и большее число людей смогут найти себе дело, которое им по душе.

2.2 Пути решения проблемы безработицы.   

 Правительственная программа  содействия занятости населения  должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы.  Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места. На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному. Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определятся приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии.  Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Основными задачами Программы являются:

• обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

• регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы; 

• формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

• предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

В Республике Коми в течение 2012 года сохранялась достаточно стабильная социально-экономическая ситуация. Сложилась положительная динамика важнейших показателей социально-экономического развития:

  • увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему в целом, в том числе в бюджеты всех уровней;
  • рост доходов консолидированного бюджета Республики Коми;
  • рост объемов промышленного производства в целом;
  • увеличение объемов добычи нефти, газа и каменного угля, продукции деревообработки;
  • увеличение объемов инвестиций в основной капитал;
  • рост работ и услуг строительного характера;
  • рост оборота розничной торговли и объема платных услуг населению;
  • увеличение числа занятых и уменьшение зарегистрированных безработных граждан;
  • рост номинальной и реальной заработной платы работников организаций;
  • снижение количества зарегистрированных преступлений.

Наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере республики наблюдались и негативные, основные из которых:

  • снижение объемов производства нефтепродуктов, продукции целлюлозно-бумажной промышленности, выработки электро- и теплоэнергии;
  • снижение объемов сельскохозяйственного производства;
  • уменьшение объемов лесозаготовительного производства;
  • рост просроченной задолженности по заработной плате во внебюджетном секторе экономики;
  • уменьшение численности постоянного населения.

По данным Росстата (оценочно), численность постоянного населения республики снизилась с начала отчетного года на 7,6 тыс. человек и составила на 1 ноября 2012 года 882,3 тыс. человек.

По итогам января-октября 2012 года среднесписочная численность занятых в организациях всех форм собственности (без индивидуального предпринимательства) относительно уровня аналогичного периода прошлого года увеличилась на 1,1% и составила 390,0 тыс. человек. Высокие темпы роста численности занятых наблюдались в организациях, занятых производством машин и оборудования (134,6% к уровню января-октября 2011 года), строительством (112,0%), торговлей автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническим обслуживанием и ремонтом (107,9%). Значительно сократилась численность занятых в организациях лесозаготовительного производства (78,1% к уровню января-октября 2011 года) и воздушного транспорта (82%).

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного Росстатом в среднем за сентябрь-ноябрь 2012 года численность занятых в экономике республики составила 506,8 тыс. человек. По сравнению с сентябрем-ноябрем 2011 года показатель увеличился на 30,8 тыс. человек, что соответствует общероссийской посткризисной тенденции роста числа занятых граждан в различных видах экономической деятельности. Уровень занятости (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) также возрос: с 62,9% (в сентябре-ноябре 2011 года) до 66,9% в сентябре-ноябре 2012 года.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» в Рейтинге инвестиционной привлекательности 2012-го года по трудовому потенциалу со значением в 0,566% Республика Коми заняла 55-е место среди субъектов Российской Федерации. Этот уровень в Рейтинге обусловлен как небольшой долей в общей численности занятых в Российской Федерации, так и пониженной долей в их структуре лиц с высшим и средним профессиональным образованием.

Доля занятого населения с высшим и средним профессиональным образованием, являющаяся качественной оценкой трудовых ресурсов, в республике более чем на 10 %  ниже среднероссийского уровня (46,2% в Республике Коми против 56,5% в Российской Федерации). Столь низкое значение данного показателя компенсировалось более высокой долей занятых с начальным профессиональным образованием. Подобная структура диктовалась самой структурой экономики республики, где индустриальный уклон приводит к росту спроса на работников с начальным и средним профессиональным образованием.

К концу 2012 года показатели безработицы достигли минимального уровня. По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного Росстатом в среднем за сентябрь-ноябрь 2012 года, общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, оценивалась в Республике Коми в 34,2 тыс. человек (в сентябре-ноябре 2011 года – 40 тыс. человек). Уровень общей безработицы по Республике Коми, исчисленный по методологии МОТ как отношение численности безработных граждан к численности экономически активного населения, составил 6,3% (в сентябре-ноябре 2011 года – 7,8%).

За 2012 год численность безработных, состоящих на регистрационном учете в Службе занятости Республике Коми, снизилась на 2,5 тысячи человек или на 22,8% и составила на конец года 8,3 тысячи человек или 1,6% от численности экономически активного населения (на 1 января 2012г. – 2,0%).

В 2012 году Службой занятости республики получена информация от работодателей о наличии более 86 тыс. свободных рабочих мест (вакантных должностей), что на 99% соответствует уровню 2011 года.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) в целом по Республике Коми снизился с 1,2 на начало 2012 года до 0,9 на конец 2012 года.

Высокий коэффициент напряженности на рынке труда отмечен в сельских районах республики, и на 01 января 2013 года он составил в Ижемском районе – 20,7; в Койгородском районе – 19,4; в Сысольском районе – 14,2 человек на одну вакансию.

Города Сыктывкар, Воркута, Сосногорск, Усинск и Ухта, наоборот, испытывали дефицит в рабочей силе – на одного незанятого гражданина приходилось от 2 до 7 свободных вакансий.

Стабилизировалась ситуация на предприятиях, планирующих массовое высвобождение работников, а также введение режимов неполного рабочего времени, временной приостановки работы (простой) и предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы. Всего с начала 2012 года предприятиями республики заявлено об увольнении 1133 работников, трудоустроено 332 человека, назначена трудовая пенсия 81 гражданину, 194 человека обратились в органы службы занятости.

Отмечена стабилизация ситуации на рынке труда моногородов. В 2012 году наблюдалась положительная тенденция по снижению безработных граждан. Абсолютные показатели численности поставленных на учет в качестве безработных граждан – жителей монопрофильных городов снизились с 6,7 тыс. человек в 2011 году до 5 тыс. человек в 2012 году (на 25,4%).

В монопрофильных населенных пунктах разработаны комплексные инвестиционные планы развития, включающие блок мероприятий по поддержке рынка труда. Для решения проблем занятости в моногородах помимо реализации комплексных инвестиционных планов их развития и обеспечения диверсификации, важное значение имеют активные меры политики занятости.

Информация о работе Причины безработицы и занятости в сегодняшних условиях