Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:42, курсовая работа
Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы и занятости в сегодняшних условиях.
Для её достижения поставлены задачи:
1. рассмотреть сущность, причины, виды занятости и безработицы;
2. исследовать методы государственного воздействия на занятость и безработицу;
3. проанализировать состояние в сфере занятости России и в Республике Коми.
ВВЕДЕНИЕ
5
1
ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
7
1.1
Сущность понятий занятость и безработица
7
1.2
Виды безработицы
12
1.3
Причины возникновения безработицы
19
1.4
Методы борьбы с безработицей в России
23
2
ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РОССИИ
27
2.1
Проблемы безработицы в России
27
2.2
Пути решения проблемы безработицы
31
3
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В двух из четырех монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) к концу 2012 года не превысил средний показатель по республике: в городе Воркута – 1,0%, в городе Инта –1,5%. В двух других моноструктурных образованиях уровень регистрируемой безработицы не превысил средний показатель по районам республики (на конец 2012 года он составил 3,8%): в городе Емва – 1,9%, в пгт. Жешарт – 2,0%.
Реализация органами службы занятости переданных полномочий в области содействия занятости оказала положительное влияние на стабилизацию ситуации на рынке труда.
Анализ результатов мероприятий, реализованных в 2012 году в сфере содействия занятости населения Республики Коми, свидетельствует о достаточно высоком уровне организации работы органов государственной службы занятости населения и муниципальных образований по оказанию содействия занятости населения, обеспечению единых стандартов качества, доступности услуг в сфере занятости. Большинство мероприятий активной политики занятости в регионе выполнены на 100 и более процентов. Эффективность реализации политики занятости отразились на параметрах регистрируемого рынка труда следующим образом:
- прогноз уровня регистрируемой
безработицы согласно целевым
показателям ведомственной
- количество зарегистрированных безработных на рынке труда на конец 2012 года прогнозировался на уровне 10,2 тыс. человек, фактически численность безработных составила 8,3 тыс. человек.
В Республике Коми прогнозируется дальнейшая стабилизация на рынке труда, сопровождающаяся увеличением количества занятых и снижением уровня общей и зарегистрированной безработицы.
Была разработана и реализуется программа содействия занятости населения Республики Коми (2012-2014 годы), утвержденная приказом Управления Республики Коми по занятости населения от 15 декабря 2011 года № 111-П.
Программа разработана на основе анализа социальных, демографических и экономических факторов развития Республики Коми и прогноза их влияния на рынок труда региона.
В Программе предусмотрены меры по содействию в трудоустройстве граждан, ищущих работу; организации временного трудоустройства безработных граждан; осуществлению комплекса профориентационных услуг населению и психологической поддержки безработных граждан, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; созданию; обеспечению дополнительных гарантий трудоустройства гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.
Приказом Управления Республики Коми по занятости населения от 13.01.2012 г. № 3-П были утверждены контрольные показатели мероприятий по содействию занятости населения на 2012 год.
Результатами реализации Программы явились:
- фактический уровень регистрируемой безработицы на конец 2012 года составил 1,6% (против 2,0% на конец 2011 года);
- численность
- коэффициент напряженности
(численность незанятых
Однако, анализ результатов программных мероприятий, реализованных в 2012 году, свидетельствует о недостаточном уровне организации работы ряда центров занятости населения и муниципальных образований по оказанию содействия занятости населения, обеспечению единых стандартов качества, доступности услуг в сфере занятости.
Основными мероприятиями по привлечению вакансий в службу занятости в 2012 году являлись: информирование о предоставлении государственных услуг через СМИ, маркетинговые визиты на предприятия (организации), совещания с работодателями в рамках «Круглых столов», ярмарки вакансий, общественные комиссии, направление информационных писем, организация и проведение единых дней службы занятости и т.д.
Эффективным средством взаимодействия с работодателями по привлечению вакансий является организация конкурсов на лучшего работодателя по различным мероприятиям активной политики занятости. Подведение итогов конкурсов осуществляется, как правило, на совещаниях с приглашением глав администраций муниципальных образований и работодателей. Неформальное общение за круглым столом иногда более эффективно для налаживания деловых контактов, чем любая другая информация о возможностях сотрудничества.
Большое значение в привлечении вакансий имеет корректная работа специалистов службы занятости по подбору работников в соответствии с требованиями работодателей. Качественный подбор подходящих кандидатур на вакантные рабочие места повышает доверие работодателей к государственной службе занятости.
С целью выявления фактов нарушения работодателями законодательства о занятости населения проводится мониторинг самостоятельного трудоустройства граждан. Выявляются организации, на которые они трудоустроились, проверяется наличие сведений о вакансии в банке данных службы занятости на момент трудоустройства граждан. При отсутствии сведений руководителям таких организаций направляются письма с напоминанием о необходимости исполнения статьи 25 Федерального Закона «О занятости населения в РФ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними. Основными направлениями деятельности служб занятости населения являются: подбор подходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения в службу занятости до признания обратившегося безработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствование информационного обслуживания населения. Наряду с вышеперечисленным службы занятости осуществляют работу по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей; организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; осуществляют специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, такие как разработка региональных программ содействия занятости инвалидов, молодежи и женщин, организация общественных работ, работы по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи.
Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Территориальные органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.
Целью деятельности территориальной службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона. Исходя из цели, задачи службы занятости населения включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда других услуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению служб занятости населения, оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.
Сфера занятости является одной из главных сфер жизнедеятельности человека, важнейшим сегментом социально-экономического развития общества. В ней формируется большая часть доходов населения, закладываются основы материального благосостояния семей, реализуются важнейшие потребности и интересы индивидов, социальных групп, общностей.
В последние годы акценты в проведении политики содействия занятости все больше переносится на территориальный, муниципальный уровень, набор инструментов государства в регулировании занятости сужает. Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются подпрограммы активных и пассивных мер помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и прочие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. |
Борисов Е. Ф., Экономическая теория, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2005. |
2. |
Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В.. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика, 2009 |
3. |
Кривонос Ю.Е.Экономическая теория. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. |
4. |
уровень-безработицы.рф |
5. |
bezrabotitsa.fatal.ru |
6. |
company.rbc.ua |
7. |
www.crizis.org |
8. |
www.e-ng.ru |
9. |
www.grandars.ru |
10. |
komitrud.regiontrud.ru |
11. |
www.rg.ru |
Информация о работе Причины безработицы и занятости в сегодняшних условиях