Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:28, курсовая работа
Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Введение
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения
1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению
1.2 Взгляды экономических школ на безработицу
1.3 Причины безработицы
1.4 Виды безработицы и их специфика
Глава 2. Последствия безработицы и влияние на нее инфляции
2.1 Экономические последствия безработицы
2.2 Социальные последствия безработицы
2.3 Взаимосвязь безработицы и инфляции
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы.
Список литературы
Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста.
2.3 Взаимосвязь безработицы и инфляции
Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс в конце 1950-х годов установил такую зависимость, которая известна как кривая Филипса.
Кривая Филипса - графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей. П. Самуэльсон назвал кривую Филипса "компромиссом между инфляцией и безработицей", причем условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса
1920-е годы в экономике
складывалась такая ситуация, когда
высокий темп инфляции
Выводы из кривой Филипса:
1. Уровень инфляции зависит от динамики заработной платы, так как зарплата - основной элемент затрат на производство.
2. Между инфляцией и
безработицей существует
3. Для снижения уровня
безработицы в стране не
4. Если безработица в стране будет находиться на уровне естественной, то инфляция отсутствует.
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости
Уровень безработицы в
России в сентябре 2005 года составил
6.8% экономически активного населения
страны по сравнению с 6,5% в августе.
Количество безработных по сравнению
с августом увеличилось на 4,4%, по
отношению к аналогичному периоду
2004 года безработица сократилась
на 11,9%. В конце сентября 2005 года 5,1
млн. человек, в соответствии с методологией
Международной организации
В органах государственной службы занятости в качестве безработных в сентябре было зарегистрировано 1,7 млн. человек. Численность экономически активного населения к концу сентября составила, по оценке, 74,5 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны.
В феврале 2006 года численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек. Это 7,7% всего экономически активного населения страны.
При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилось на 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек.
3.1 Особенности
государственной политики
Политика занятости - часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
разработка концепции
обеспечения занятости и
ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
целенаправленное формирование государственного сектора экономики, для сохранения рабочих мест.
Январь-август 2005 года менее
удачный, нежели 2004 год того же периода.
Численность граждан
Пути решения проблем безработицы
Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
Использование альтернативных форм занятости.
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы "дележа рабочих мест" и "дележа работы" во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.
Развитие системы страхования от безработицы:
повышение доли отчислений
в фонд занятости, что позволит стимулировать
структурную перестройку
использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;
упрощение процедуры регистрации
безработных в службах
Решение проблемы неплатежей заработной платы.
Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых
нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах. В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равноправие сторон.
Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира.
Социальное партнерство
реализуется через систему
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда
В идеале в России следует создать максимально гибкий рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).
Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы - это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, - это приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы.
Одно из основных препятствий для внутренней миграции - субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной.
Естественно, спрос на него
во много раз превышает
Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере.
3.3 Новая государственная
программа снижения
Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в "перспективных отраслях экономики"; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в "проблемных отраслях" (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков и др.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости.
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.
В целом данная Концепция
представляет собой шаг вперед по
сравнению с аналогичными предыдущими
документами Правительства
7. Последствия безработицы и государственное регулирование занятости
Социальные последствия безработицы
Прежде всего, безработица является серьезным испытанием для самих безработных. Она снижает совокупный доход семьи, вынуждая жить на сбережения или на пособие по безработице. Жизненный уровень семьи понижается. Безработный нередко теряет квалификацию, и если период, в течении которого он остается без работы. Затягивается, безработный не может более претендовать на рабочее место, требующее высокой профессиональной подготовки.
Кроме того. Безработица наносит людям, лишившимся работы, психологическую травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и ненужными в обществе. Неслучайно утверждение врачей о том. Что высокая и длительная безработица ухудшает здоровье нации.
Различные исследования показали, что у безработных ухудшается физическое и психологическое самочувствие - от недомогания, бессонницы, и головной боли до заниженной самооценки, жизненной неудовлетворенности и многих психологических проблем.
Особенно опасная безработица среди молодежи, заканчивающей средние учебные заведения. Отсутствие средней профессиональной подготовки. Специальности делает для них довольно сложной проблему трудоустройства. В этих условиях часть молодых людей может пополнить криминогенную среду.
Экономические последствия безработицы
Помимо социальных последствий, безработица несет прямые экономические издержки для всего общества. Когда часть людей остается без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с объемом, который мог быть достигнут в условиях полной занятости. Общество как бы теряет определенный объем недопроизведенных товаров и услуг. Экономисты определяют эту потелярную продукцию как отстаивание объема валового внутреннего продукта, представляющего собой величину. На которую фактический ВВП меньше потенциального ВВП. Поскольку потенциальный ВВП - это уровень реального ВВП, который может быть достигнут при полном использовании ресурсов, поскольку разрыв между потенциальным и фактическим ВВП показывает уровень отстаивания фактического ВВП от потенциального ВВП:
Отстаивание объема ВВП = Потенциальный ВВП - Фактический ВВП.
Закон Оукена
Информация о работе Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики