Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:28, курсовая работа
Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Введение
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения
1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению
1.2 Взгляды экономических школ на безработицу
1.3 Причины безработицы
1.4 Виды безработицы и их специфика
Глава 2. Последствия безработицы и влияние на нее инфляции
2.1 Экономические последствия безработицы
2.2 Социальные последствия безработицы
2.3 Взаимосвязь безработицы и инфляции
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы.
Список литературы
Циклические колебания темпов роста ВВП влекут за собой колебания безработицы. Повышение темпов роста ВВП предполагает, что число вновь создаваемых рабочих мест ускоряется и, следовательно, спрос на труд увеличивается быстрее, чем его предложение. Снижение темпов роста ВВП влечет за собой противоположные последствия: если темпы роста ВВП замедляются, то число рабочих мест увеличивается медленнее; более того - число рабочих мест может вообще перестать расти и даже сократиться. Следовательно, увеличение спроса на труд замедлится; более того, спрос на труд может снизиться.
Таким образом, более высокие темпы
роста ВВП ведут к сокращению
безработицы, а низкие темпы роста
ВВП предполагают, что безработица
возрастает или, в лучшем случае остается
на одном уровне. В этой связи
большое теоретическое и
- если темп прироста ВВП равен 2,5 % в год, то норма безработицы изменяться не будет;
- если темп прироста ВВП будет
выше 2,5%, то норма безработицы
уменьшиться; при этом
- если темп прироста ВВп будет меньше 2,5%, то норма безработицы вырастет; при этом снижение темпа прироста ВВП ниже уровня 2,5% повлечет за собой увеличение нормы безработицы на 0,4 процентных пункта на каждый процентный уровень ВВП.
В общем виде закон Оукена может быть выражен уравнением:
U = -0,4 * ( ВВП/ВВП * 100% - 2,5%),
где U - приращение нормы безработицы.
Уравнение может быть использовано для решения вопроса о том, к какому темпу роста ВВП должно стремиться правительство, чтобы достичь снижения нормы безработицы. Если, например, норма безработицы в стране равна 10%, а намеченный уровень безработицы должен быть равным норме естественной безработицы - 6%, то правительство может принять решение: необходимо добиться среднегодового темпа прироста ВВП, который должен равняться 5%. Тогда каждый год безработица будет снижаться на 1% и через 4 года она достигнет намеченного уровня.
Заключение
Таким образом, проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Проблемы формирующегося российского рынка труда нельзя решать без государственного вмешательства. Однако в российских условиях особенно важно строго дозировать его с тем, чтобы не препятствовать раскрепощению рыночных сил, не лишать свободы выбора ни рабочих, ни нанимателей, преодолевать сложившиеся в прежние годы чрезмерное огосударствление и централизацию политики занятости. Как показывает опыт других стран, положительные результаты приносит децентрализация политики занятости, что позволяет приспосабливать ее к региональным условиям. При этом усиливается значение местных органов власти в развитии производства, предпринимательства и занятости в своих регионах.
К серьезным последствиям безработицы относят: снижение дохода семьи, потеря безработными квалификации, ухудшение их физического и психического состояния, недопроизводство валового национального продукта в стране, в некоторых случаях рост преступности.
Государственное регулирование уровня
и продолжительности
К активным методам регулирования занятости относятся следующие меры:
- общее оздоровление
- создание условий для развития
и расширения занятости в
- обеспечение профессионального
обучения, переподготовки и
Очевидно, что реализация этих задач - дело будущего. В настоящее же время основная тактическая задача в области занятости - приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
О Государственной программе
занятости населения Республики Беларусь
на 2009-2010 годы
Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640 (далее – Государственная программа).
В основу Государственной
программы положены важнейшие параметры
и основные целевые показатели прогноза
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2009-2010 годы, предложения
республиканских органов
Основной целью
Государственная программа направлена на решение следующих задач:
увеличение численности занятых в экономике, вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
обеспечение уровня безработицы в социально допустимых пределах;
повышение качества трудовых ресурсов;
снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы;
содействие трудоустройству гражданам, особо нуждающимся в социальной поддержке, – инвалидам, молодежи, гражданам, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, женщинам, длительно неработающим гражданам;
обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
обеспечение социальной защиты временно неработающих граждан.
Государственная программа предусматривает основные показатели на 2009-2010 годы (численность занятых в экономике, уровень регистрируемой безработицы, создание рабочих мест, содействие гражданам в трудоустройстве, организация оплачиваемых общественных работ, установление нанимателя брони), а также планы мероприятий на 2009 и 2010 годы по выполнению Государственной программы.
В целом основные показатели плана мероприятий на 2009 год выполнены всеми облисполкомами и Минским горисполкомом.
Справочно: в январе-декабре 2009 года в соответствии с заданиями Государственной программы:
республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено (по оперативным данным) создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 168,1 тыс. человек (102,5 процента к годовому заданию), в том числе 3,2 тыс. безработных - на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд;
на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 196,2 тыс. человек, из них 129,9 тыс. - безработных (соответственно, 101,8 и 103,4 процента);
направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных (101,2 процента), из них 11,4 тыс. – женщин, 16,8 тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет, из них более 4,0 тыс. выпускников общеобразовательных школ. Каждый третий безработный (9,0 тыс.человек) проходил обучение с гарантией последующего трудоустройства;
трудоустроено 1,5 тыс. безработных
из числа выпускников высших учебных
заведений, учреждений, обеспечивающих
получение профессионально-
на постоянную работу трудоустроено 20,9 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
организована адаптация к трудовой деятельности 489 безработных из числа инвалидов (113,5 процента);
оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,7 тыс. безработных (108,8 процента);
на новое место жительства и работы переселено 408 семей безработных (121,8 процента);
в оплачиваемых общественных работах приняли участие 94,8 тыс. человек, в том числе 51,0 тыс. безработных (соответственно, 112,1 и 105,2 процента);
организована временная занятость в свободное от учебы время 40,1 тыс. человек из числа учащейся и студенческой молодежи (141,3 процента).
Всеми областными исполнительными комитетами выполнены основные показатели Государственной программы по обеспечению занятости сельского населения. За счет всех источников финансирования на селе создано 19,6 тыс. рабочих мест, из них 1,1 тыс. – в агрогородках.
Особое внимание уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах. За 2009 год в них создано 30,5 тыс. рабочих мест, или 128,6 процента к заданию, в том числе 1,8 тыс. – с использованием бюджетных ссуд.
Задачи, определенные в сфере занятости населения на 2009 год, выполнены.
Уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах - на 1 января 2010 г. 0,9 процента к численности экономически активного населения (задание Программы – 1,1-1,2 процента), при этом все области и г.Минск вышли на прогнозные показатели.
По данным Белстата, численность занятых в экономике республики возросла и составила в декабре 2009 года 4632,0 тыс. человек при прогнозе на 2009 год в параметрах 4580 – 4650 тыс. человек.
Планом мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2010 г. № 87 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640 и утверждении плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы» (далее – план на 2010 год).
В рамках реализации плана на 2010 год предполагается решение следующих задач:
увеличение численности занятых в экономике к концу 2010 года до 4740 тыс. человек, обеспечение уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активного населения, в том числе:
в Брестской области – 1,6 процента и 650 тыс. человек;
в Витебской – 1,6 процента и 582 тыс. человек;
в Гомельской – 1,4 процента и 690 тыс. человек;
в Гродненской – 1,4 процента и 517 тыс. человек;
в Минской – 1,2 процента и 675 тыс. человек;
в Могилевской – 1,5 процента и 526 тыс. человек;
в г. Минске – 0,6 процента и 1100 тыс. человек.
Учитывая актуальность задачи увеличения численности занятых в экономике, планом на 2010 год установлено задание по созданию 175,3 тыс. рабочих мест, в том числе в малых городах –25,5 тыс., в сельской местности –17,5 тыс.
В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональное обучение будет направлено 26,3 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов – по конкретным заказам предприятий.
Предусмотрены меры, направленные
на обеспечение социальной поддержки
граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и не способных
на равных условиях конкурировать на
рынке труда, и отдельных социально-
Для трудоустройства инвалидов предусматривается установление нанимателям брони приема на работу, организация адаптации к трудовой деятельности безработных из числа инвалидов. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,8 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов, что в 1,2 раза больше, чем в 2009 году.
В целях обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных. При этом в такие работах с выплатой вознаграждений смогут принять участие работники, находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя без сохранения заработной платы.
Содействие в организации
предпринимательской
На новое место жительства и работы, преимущественно в сельскую местность, планируется переселить (с их согласия) 364 семьи безработных.
Приоритетное внимание уделено
обеспечению занятости
В 2010 году предусматривается продолжить оправдавшую себя практику поэтапного решения вопросов занятости в проблемных малых городах. Исходя из результатов мониторинга и анализа проблем региональных рынков труда, а также предложений облисполкомов, в план мероприятий на 2010 год включено 25 наиболее проблемных малых городов и девять районов, в том числе в Брестской области – Ганцевичский и Кобринский районы, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Дрогичин, Иваново, Витебской – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Городок, Барань Оршанского района, Гомельской – Речицкий, Рогачевский и Светлогорский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, Ельск, городские поселки Октябрьский и Заречье Речицкого района, Гродненской – города Сморгонь, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, городские поселки Островец и Красносельский, Минской – город Вилейка и городской поселок Уречье Любанского района, Могилевской – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городской поселок Краснополье. Из включенных регионов пять (Речицкий, Рогачевский, Светлогорский, Кировский, Краснопольский районы) относятся к регионам, подвергшимся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Информация о работе Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики