Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России. Особое внимание уделяется анализу структурной безработицы в современной России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
1 Теоретические аспекты исследования безработицы………………………....
Безработица: понятие, сущность…………………………………………….
Типы и показатели безработицы…………………………………………….
Причины безработицы……………………………………………………….
Особенности безработицы в России и ее регулирование…………………
Оценка состояния российского рынка труда……………………………….
Методы борьбы с безработицей…………………………………………….
Перспективы развития российского рынка труда…………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 141.59 Кб (Скачать файл)

Безработица представляет собой форму проявления занятости, характеризующейся крайней степенью отклонения от равновесия, и может быть определена как отношение между работником и обществом в условиях товарной системы хозяйствования по поводу трудового ресурса, который в данный момент времени невозможно задействовать в общественном производстве.

Рост безработицы среди молодых специалистов ведет не только к ухудшению уровня жизни семьи молодого гражданина, а также к серьезным экономическим потерям. В современной России не создано необходимых условий, которые в полной мере способствовали бы реализации правовых и социальных гарантий на труд для молодых граждан. Молодежная политика на федеральном уровне не имеет стабильную, современную, гибкую нормативную базу. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.

На региональном уровне создана система социальных служб, которая постепенно вносит свои коррективы по работе с молодежью. Однако, следует отметить, что это только начальная платформа того механизма, который должен оказывать социальную поддержку молодежи.

Основными причинами роста безработицы среди молодежи являются следующие факторы:

-квалификация молодых специалистов не соответствует потребностям рынка труда, а также дальнейшим прогнозам по расширению востребовательности кадров;

-отсутствие или снижение у молодых специалистов профессиональных навыков, по изучаемой ранее  профессии;

-несоответствие требованием работодателя;

-низкий уровень заработной платы у молодых специалистов и замедленное продвижение по должности;

-ошибочный выбор профессии, специальности (4.)

 

2.3 Перспективы развития  российского рынка труда

 

Современный этап развития рынка труда в России характеризуется следующими особенностями:

1. Рост безработицы.

2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их использования.

3.  Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, а существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.

5. Неполная занятость, обусловленная не гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (*,6% неработающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%)-находились в вынужденных отпусках.

6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности на земле.

7. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости

8. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.

9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости.

10. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.

В развитии рынка труда переходной экономики прослеживаются следующие явные особенности:

1. Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы.

2. Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно половине от общего падения производства. В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже. « Придерживание» избыточной рабочей силы в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда, но, с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого уровня дохода.

3. Такое удерживание занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда.

4. Усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально-квалификационной рабочей силы. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.

5. По числу занятых в России лидировал в первый период реформ государственный сектор (1996г.) на него приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях смешанных форм собственности, 33%- в частном секторе. Кроме того, в производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.

6. Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благ8ах, создания условия расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики не существует автоматического механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость, поэтому она нуждается в целенаправленном государственном регулировании

Государственное регулирование безработицы представляет собой комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекции рынка труда. Меры государства различают при этом:   

1. По уровню  воздействия:

-федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);

-региональные (субъекты Российской Федерации);

-местные (города, районы, населенные пункты);

-отраслевые (отраслевая структура экономики);

-внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).

2. По формам  воздействия:

-прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени, регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;

-косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.

3.   По  источникам финансирования государственной  политики занятости:

-федеральный бюджет (субвенции);

-республиканский бюджет;

-местный бюджет;

-средства предприятий и организаций;

-внебюджетные средства.

Государственная политика в области содействия занятости населения в настоящее время направлена на :

-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

-обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;

-поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

-осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и т.п.);

-координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

-международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами нашей территории и иностранных граждан на территории РФ.

Также по поводу рассмотрения регулирования безработицы в России представлена статья:

Социально–экономические последствия безработицы и методы регулирования рынка труда:

«Рассматривая вопрос динамики безработицы в России, следует обратить внимание на характерные причины ее возникновения, особенности социально-экономических условий, влияющих на ее формирования. Если обратиться ко времени построения социалистического государства, стоит отметить, что в данный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Следовательно, возникла задача формирования самостоятельного агента рыночной экономики, к чему не было приспособлено экономически активное население того времени. Отсутствие инициативы и негативное отношение к малому предпринимательству препятствовали формированию новых рабочих мест, способствуя безработице.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентноспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных.

Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.

За последние годы уровень безработицы в России снижается с 8.3% до 5.5% , но происходят изменения отраслевой структуры занятости, обостряются региональные проблемы. В 47 субъектах Российской Федерации из 89 безработица превышает средний уровень по стране.

Острая безработица наблюдается в регионах двух типов:

Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкесия, Чечня  и т.п.).

Во-вторых, депрессивные регионы, с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства. К этому типу относятся: Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области.

Самый высокий уровень безработицы наблюдается среди субъектов Российской Федерации: Республика Ингушетия - 39,5%, Чеченская Республика-25,7%, Республика Тыва-19,8% .

Одним из методов регулирования рынка труда является активное финансирование республик, государственное содействие открытию новых предприятий, увеличение пособий по безработице, переподготовки безработного населения, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда.

Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы за последние три года.»(8.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

 Подобный анализ позволяет  отметить, что основной возможностью  снижения безработицы на сегодняшний  день являются активизация государственной  политики занятости наряду с  общим оздоровлением экономического  климата в стране.

 Новая активная политика  на рынке труда должна проводиться  комплексно, сразу по нескольким  направлениям, и ориентироваться  на долгосрочный период.

 Крайне важно корректировать  общую направленность государственной  политики занятости Российской  Федерации в зависимости от  особенностей и перспектив региональных  рынков труда.

  Не все виды безработицы рассматриваются экономистами как однозначно отрицательные явления. Согласно концепции монетаристов фрикционная безработица, способствует поддержанию гибкости рынка труда, структурная безработица является признаком развития рынков и может привести к увеличению трудового потенциала. Скрытая безработица также может выполнять позитивные функции: поддержание хотя бы на минимальном уровне благосостояния людей, сохранение кадрового потенциала экономики и сдерживание массовой явной безработицы во время экономического спада. Относительно данных видов безработицы позиция должна быть всесторонней, в то время как циклическая безработица по-прежнему считается отрицательным макроэкономическим явлением.

 Таким образом, чтобы избежать  атмосферы напряженности в стране, вызванной безработицей, государство  должно различать виды существующей  безработицы, их причины и влияние  на экономику в целом, как положительное, так и отрицательное, а также должно иметь эффективный аппарат регулирования. Что касается причин, то до сих пор не найден компромисс между представителями различных экономических школ.

Информация о работе Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики