Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в определении влияния финансов на развитие современных международных экономических отношений.
Основными задачами представленной курсовой работы являются:
- изучение современных факторов и тенденций развития мировой экономической системы;
- определение основных тенденций развития финансов в системе глобальных экономических связей;
- анализ последствий мирового финансового кризиса для экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Мировая экономика и структура мирового хозяйства 5
1.2 Субъекты мирохозяйственных связей 8
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА 11
2.1 Роль международных финансов в развитии экономических отношений и тенденции их развития 11
2.2 Цикличность развития международной финансовой системы 15
3. АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Характеристики национального фондового рынка 19
3.2. Республика Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса 21
3.3 Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь 26
3.4 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

курсач,ещё раз.docx

— 86.13 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день фондовый рынок  в Республике Беларусь с 1998 года так  и остаётся в зачаточном состоянии, наблюдался даже регресс в его  развитии. Ситуация была связана с  жёстким регулированием и вмешательством государства в экономику страны в целом, и финансовую область  в частности.

В 90-е годы в Республике Беларусь практически все граждане получили от государства чеки «Жильё» и  чеки «Имущество».

Чеки «Жильё» можно было направить  на приватизацию квартир и домов, в которых проживали граждане, либо на погашение части стоимости  строительства новых квартир  и домов, что и было сделано. Чеки «Имущество», по замыслу государства, должны были стимулировать развитие фондового рынка в стране, так  как их можно было обменять на акции  белорусских предприятий, но не всех, а лишь только тех, список которых  утвердило правительство.

Вначале граждане начали активно обменивать чеки на акции, появлялись компании (в  основном с российским капиталом), которые  аккумулировали у себя чеки, чтобы  выкупать целые предприятия или  контрольные пакеты предприятий. Но государство на корню зарубило свои же начинания по развитию рынка. Были введены ограничения на отчуждения акций, затем был введён институт «золотой акции» (в общих словах: государство могло в любой  момент вмешиваться в управление предприятием), существовал 40 %-й налог на доходы по акциям и т.д. В результате рынок заглох, так и не устоявшись [15, с. 20].

К механизмам функционирования фондового  рынка Республики Беларусь можно  отнести следующие:

1. Сделки с ценными бумагами  заключаются в электронной торговой  системе с возможностью удаленного  доступа. Для участников торгов  предусмотрена возможность заключать  различные виды сделок, структурированных  по форме расчетов, и заключать  их различными способами.

2. Рынок государственных ценных  бумаг работает в режимах «до  погашения» («непрерывный двойной  аукцион»), «РЕПО фиксированное ценообразование», «простой аукцион» и «простой  аукцион РЕПО“».

3. Рынок корпоративных и муниципальных  ценных бумаг функционирует в  режимах: «непрерывный двойной  аукцион», «РЕПО свободное ценообразование», «дискретный аукцион», «форвардные  сделки», «простой аукцион».

Эмитентами ценных бумаг на фондовом рынке Беларуси в основном являются банки. Учитывая ограничения по доступу  к эмиссии ценных бумаг (чистые активы в 1 млн. евро) – для остальных  субъектов хозяйствования это очень  высокая планка и такая структура  рынка вполне ожидаема.

Пока будет существовать данное ограничение, а также акции крупных  предприятий будут находиться в  руках государства – фондовый рынок в Беларуси не будет являться привлекательным для вложения, как  внутренних так и внешних инвесторов.

Да и выбор в самих инструментах на сегодняшний день крайне узок –  либо облигации, либо акции. Причём приобрести акции пока не реально – так  как они в основном сосредоточены  в руках государства и фактически выведены из оборота.

 

 

 

3.2 Республика Беларусь  в условиях мирового финансово-экономического  кризиса

 

 

Ввиду высокой степени открытости своей экономики Беларусь объективно не может остаться в стороне от воздействия мирового финансово-экономического кризиса. Уже в четвертом квартале 2008 года страна столкнулась с такой проблемой как сокращение спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках и, как следствие, снижение экспорта, что повлекло за собой замедление роста объемов производимой продукции, увеличение ее складских запасов в ряде отраслей. Резко ухудшилась ценовая позиция нашей страны во внешней торговле, замедлились расчеты, сократилось поступление в страну валюты. Кроме того, как и для других государств, для Беларуси стал более трудным доступ к кредитным ресурсам на международных финансовых рынках. Да и сами кредитные ресурсы стали дороже. В четвертом квартале 2008 года существенно замедлился приток в страну иностранных инвестиций [2, с. 24].

Для поддержки макроэкономической стабильности, а также реального  сектора экономики белорусским  Правительством были реализованы меры по обеспечению устойчивого функционирования банковской системы страны, денежно-кредитного и валютного рынков, недопущению  снижения ликвидности банков, сокращению государственных расходов, сохранению промышленного потенциала республики. В целях обеспечения устойчивости внутреннего валютного рынка  за счет полученных международных кредитов пополнены золотовалютные резервы  страны.

В начале 2009 года Правительство продолжило работу по минимизации влияния мирового финансово-экономического кризиса  на белорусскую экономику. Так, 13 января 2009 года был утвержден План первоочередных мероприятий по либерализации условий  осуществления экономической деятельности в 2009 году. План либерализации предусматривал дальнейшее совершенствование инвестиционной деятельности, имущественных и земельных  отношений, усиление мер антимонопольного регулирования, внедрение современных  требований по ведению бухгалтерского учета, введение профессионального  пенсионного страхования работников, стимулирование рынка труда и  развитие самозанятости населения.

Кроме того, 6 января 2009 года Правительством и Национальным банком Республики Беларусь были утверждены меры по обеспечению  стабильной работы валообразующих предприятий и иных организаций реального сектора экономики. Они предусматривали решение вопросов поддержки отечественного экспорта и сохранения внешних рынков, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, стабилизации финансового состояния предприятий, оптимизации затрат, связанных с производством и реализацией продукции [2, с. 25].

Одновременно в целях минимизации  негативных последствий кризиса  изыскивались новые возможности, новые  рынки, новые ниши для продвижения  нашей продукции. В условиях существенного сужения мирового спроса необходимо было сконцентрировать деятельность маркетинговых служб предприятий на поиске новых рынков сбыта, проводить более агрессивную внешнеторговую политику, использовать дополнительные возможности для наращивания экспорта в соседние с нами Российскую Федерацию, Украину, государства Балтии, а также наладить поставки товаров и оказание услуг в страны СНГ, Ближнего Востока, Латинской Америки. В этих целях для отечественных экспортеров был упрощен порядок осуществления внешнеторговых операций.

По предложению правительства  Президентом Беларуси был введен механизм стимулирования реализации товаров, работ, услуг через поощрение  работников, занятых в маркетинговых  службах. Так, указом главы государства  от 23 января 2009 года №49 руководителям  коммерческих организаций независимо от формы собственности предоставлено  право устанавливать руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера. При этом указанные выплаты не были ограничены размерами, установленными действующим законодательством, и в полном объеме стали относиться на затраты по производству и реализации продукции, учитываемые при ценообразовании и налогообложении. Для оперативного реагирования на возможные воздействия мирового финансово-экономического кризиса на экономику и социальную сферу Беларуси  была организована соответствующая система мониторинга. Особое внимание уделялось вопросам занятости населения, недопущения массовых увольнений. Предпринималось все возможное для того, чтобы помочь национальной экономике пережить сложности современного этапа с минимальными социальными последствиями, для чего правительством принят ряд мер, касающихся сохранения и контроля рынка труда, что и было достигнуто.

Однако весной 2011 года в стране разразился новый финансовый кризис. Вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту.

Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной  способности населения вследствие более чем 50 % девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели. Кроме того, из-за проводимого руководством страны курса возникли проблемы с получением иностранных кредитов.

В результате кризиса установленный  Нацбанком курс доллара за 2011 год вырос с 3000 до 8500 белорусских рублей, совокупная девальвация только за десять месяцев составила 189 %. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи удерживаются на уровне около 8500 рублей, то есть в три раза выше курса на начало года. В то же время, физические лица могут теперь покупать иностранную валюту только по паспорту  [14].

Инфляция за 2011 год составила 108,7 %, базовая инфляция (без учёта  цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь – 118,1 %. Это самый  высокий показатель в Европе и  СНГ. Цены на продукты питания (в том  числе, контролируемые государством) за 2011 год выросли в среднем на 125 %, на непродовольственные товары – на 112 %, на услуги — на 64,9 %, на пассажирские перевозки — на 105,6 %. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 % годовых. При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170-220 долларов, то есть ниже уровня Киргизии, Молдавии, Армении, Украины и Азербайджана (по другим данным, до 260 долларов). Уровень доходов населения упал примерно до уровня 2005 года [14].

В начале ноября 2011 года Министерством  экономики и другими участниками  правительства был разработан ряд  предложений по изменению курса  социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

- выход на положительное сальдо  внешней торговли;

- сокращение эмиссионного кредитования  экономики, сокращение финансирования  госпрограмм (ориентировочно в  три раза) и проведение жёсткой  налоговой и кредитно-денежной  политики;

- активизация привлечения иностранных  инвестиций (план – $4 миллиарда);

- приватизация малоэффективных  предприятий;

- отказ от регулирования курса  белорусского рубля за исключением  резких скачков;

- рост золотовалютных резервов  на $5 миллиардов, то есть вдвое;

- отказ от приоритета роста  ВВП перед остальными макроэкономическими  показателями;

- удерживание инфляции на уровне 19 %.

Предложенный план был принят, эмиссионное  кредитование экономики было прекращено. Национальный банк контролирует, чтобы  банки не допускали больших проблемных кредитов. Проблемные кредиты сегодня  составляют 0,47 %, проблемные активы – 3,9 %.  [6].

Таким образом, в результате принятых руководством республики мер в данный момент наблюдается ослабление влияния  кризиса 2011 года на повседневную жизнь  и постепенное возвращение страны к устойчивому экономическому росту.

В условиях глобализации экономика  ни одной страны не является изолированной  от мировой. Соответственно ни одна страна не может рассчитывать на преодоление  воздействия кризисных явлений  в одиночку. Беларусь – не исключение, восстановление наших экспортных позиций  в огромной степени зависит от экономических процессов в России, Западной и Восточной Европе, СНГ, где находится основная сфера наших национальных интересов. И, конечно, это относится, прежде всего, к состоянию экономики Российской Федерации, которая была и продолжает оставаться наиболее значимым экономическим партнером Беларуси.

С учетом взаимодействия экономик Беларуси и России, необходимо объединить усилия по противодействию влиянию мирового кризиса, выработке общей стратегии  поведения и совместных механизмов решения вставших перед странами проблем. Важнейшим шагом в данном направлении является подписание главами  правительств обоих государств. Плана  совместных действий правительства  Республики Беларусь и правительства  Российской Федерации по минимизации  последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения  предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

Большое значение придается расширению сотрудничества с Российской Федерацией в банковской сфере, созданию системы  доверия платежей, что крайне важно  в условиях, когда мировая финансовая система потеряла свою устойчивость и все чаще стали возникать  проблемы с финансовым сопровождением внешнеторговых операций. В этой связи  правительством Беларуси были подписаны  меморандумы с российской корпорацией  «Внешэкономбанк», Росбанком и Сбербанком России. Эти соглашения нацелены на оказание финансовой поддержки и содействие экспортному потенциалу Беларуси и России, привлечение внешних инвестиций, создают возможности для использования российских кредитных ресурсов при решении проблемных вопросов развития производственной кооперации с российскими компаниями.

Информация о работе Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны