Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в определении влияния финансов на развитие современных международных экономических отношений.
Основными задачами представленной курсовой работы являются:
- изучение современных факторов и тенденций развития мировой экономической системы;
- определение основных тенденций развития финансов в системе глобальных экономических связей;
- анализ последствий мирового финансового кризиса для экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Мировая экономика и структура мирового хозяйства 5
1.2 Субъекты мирохозяйственных связей 8
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА 11
2.1 Роль международных финансов в развитии экономических отношений и тенденции их развития 11
2.2 Цикличность развития международной финансовой системы 15
3. АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Характеристики национального фондового рынка 19
3.2. Республика Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса 21
3.3 Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь 26
3.4 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

курсач,ещё раз.docx

— 86.13 Кб (Скачать файл)

- предоставление Правительством  Республики Беларусь в лице  Министерства финансов гарантийных  обязательств в отношении кредитных  ресурсов, необходимых для обеспечения  оборотными средствами экспортоориентированных отраслей;

- льготное кредитование экспортеров,  с выплатой процентов в размере  половины учетной ставки (ставки  рефинансирования) Национальною банка  Республики Беларусь;

- страхование экспортных кредитов  с целью обеспечения защиты  экспортеров от коммерческих  и политических рисков;

- долевую государственную поддержку  эффективных инвестиционных экспортоориентированных проектов, что значительно повысит к ним доверие отечественных и зарубежных инвесторов и позволит проводить аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов;

- организацию в республике экспортно-импортного  банка, который будет оказывать  существенную поддержку в развитии  экспортоориентированных производств и технологий.

Необходима также помощь государства  в организации коммерческого  присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство  берет на себя значительную часть  финансового бремени в этой области. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом; функционировании в республике специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; таможенную статистику Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.

В определенной степени информационно-консультационные функции в Республике Беларусь выполняет  Центр маркетинга и конъюнктуры  цен. Однако, по опросам предприятий-экспортеров, среди основных факторов, тормозящих развитие экспорта, по-прежнему называются недостаток информации о рынке (85,1 %), отсутствие полной информации о конкурентах (41,2 %), незнание механизма функционирования международных рынков (62,7 %), несовершенство законодательства в области налогообложения, лицензирования, таможенного и авторского права (61,2 %). Поэтому с целью более широкого информационного обеспечения и координации действий экспортеров Беларуси на внешних рынках целесообразно создание в республике Научно-исследовательского института развития экспорта, отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом. Они призваны:

- оказывать содействие в организации  зарубежных деловых визитов, обеспечивать  дипломатическую поддержку наиболее  значимых экспортных проектов;

- осуществлять проведение предварительных  маркетинговых исследований, предоставлять  необходимую торгово-политическую  и конъюнктурную информацию;

- консультировать экспортеров  по вопросам действующего зарубежного  законодательства, норм и правил  поведения на рынке, существующих  стандартов и иных требовании  к товарам;

- выдавать заключения о фирмах  страны пребывания с учетом  практики торгово-экономических  отношений с Республикой Беларусь;

- защищать интересы экспортеров  Беларуси в случае их явной  или скрытой дискриминации на  внешних рынках, содействовать урегулированию  торговых спорой;

- проводить торговые выставки  и ярмарки, специализированные  симпозиумы и конференции, кампании  по развитию экспорта товаров  и услуг, осуществлять рекламную  деятельность.

Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских товаров и  услуг является относительно высокая  доля транспортных издержек в стоимости  экспортной продукции. Предлагается снизить  уровень тарифов на перевозки  сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Приоритетным направлением экспортной политики должно стать развитие таких  форм международного сотрудничества, от которых, зависит технико-экономический  и технологический уровень производства. Это производственная кооперация, создание совместных предприятий, обмен технологиями и «ноу-хау», экспорт услуг, проведение совместных НИОКР, лизинг техники и  оборудования, организация финансово-промышленных групп, свободных экономических  зон. В связи с этим необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, содействующей внедрению данных форм в отечественную практику и позволяющей осуществлять деятельность в рамках принятого Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

При формировании стратегии развития экспорта Беларуси необходимо учитывать, что прежде всего экономические методы являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала. Необходимы либерализация деятельности экспортеров, снижение оказываемого на них командно административного давления. В то же время, большое значение для дальнейшего развития экспорта и сокращения бартерных операций имеет макроэкономическая ситуация в республике, в частности уровень инфляции не должен превышать 0,5-1,5 % в месяц.

В процессе разработки внешнеторговой политики должен быть соблюден необходимый  баланс, обеспечивающий единство государственных  интересов и интересов конкретных экспортеров. Причем государственные  интересы призваны в максимальной степени  учитывать требования и подходы экономических групп и отдельных экспортеров.

 

 

 

3.4 Присоединение Республики  Беларусь к Всемирной торговой  организации как фактор улучшения  состояния международной торговли  страны

 

 

Объективная потребность в международном  регулировании торговли с помощью  единых норм и правил начала ощущаться  уже в 30-х годах. Когда односторонние  протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности  мировой торговли. После второй мировой  войны были предприняты попытки  создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию  торговой стратегии, в результате которых  была создана Всемирная торговая организация (ВТО).

ВТО – постоянно действующая международная организация, она является специализированным учреждением системы ООН.

Целью ВТО является либерализация  международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая, таким образом, экономический рост, развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Существование барьеров на пути белорусских  товаров на западные рынки все  острее ставит на повестку дня вопрос о присоединении Республики Беларусь к Всемирной торговой организации. Присоединение Беларуси к ВТО  чрезвычайно важно, поскольку pecпyблика является малой страной с открытой экономикой, зависящей от внешнеторговых связей. Введение Европейским Союзом антидемпинговых мер по нашим стратегическим экспортным позициям является весьма чувствительным ударом. Поэтому республика должна окончательно определить свое отношение к ГАТТ/ВТО и последовательно осуществлять шаги в избранном направлена

Полноправное членство в ВТО  даст Республике Беларусь возможность  стать участником процесса многостороннего  регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград продвижению  товаров и услуг на рынки других стран.

Среди преимуществ, позволяющих активизировать внешнеторговую деятельность Республики Беларусь посредством вступления в  ВТО, можно выделить следующие:

- возможность получения доступа  к рынкам около 140 государств  мира, внешнеторговые отношения  с которыми основываются на  долговременной стабильной основе;

- возможность отстаивать и защищать  свои интересы в отношениях с внешнеторговыми партнерами в соответствии с общепринятыми в мировой практике нормами и правилами;

- получение режима наибольшего  благоприятствования, позволяющего  пользоваться постоянно снижающимися  таможенными тарифами стран-участниц  ВТО;

- снижение потерь от применения  к белорусским товарам мер  дискриминационного характера;

- получение доступа к механизму  разрешения споров в рамках  ВТО, обеспечивающему защиту торговых  интересов страны в случае  их ущемления торговыми партнерами;

- возможность проведения внешнеторговой  экспансии путем участия в  системе многосторонних торговых  переговоров, которая заменит  громоздкую систему многочисленных  двусторонних соглашений о торгово-экономическом  сотрудничестве.

Особо следует подчеркнуть значение использования международной правовой системы ВТО для защиты экономических  интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит  определенные права и обязанности  как «члена-экспортера» и «члена-импортера». У нее появится возможность защищать себя от «серьезного вреда» своим  интересам и от «потери или  уменьшения прибылей», если субсидированный  экспорт стран - торговых партнеров будет оказывать отрицательное воздействие на экспорт Беларуси. В этом случае республика имеет право обратиться за помощью, что в результате приведет к прекращению субсидий или даст ей право для принятия контрмер. Как «член-импортер» Беларусь сможет обращаться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб отечественной промышленности.

Кроме того, появится возможность  использовать институциональный механизм для проведения объективного расследования  относительно применения торговым партнером  субсидий, их объемов, а также о  наличии ущерба, потере или уменьшении прибыли.

Большое значение для Республики Беларусь имеет также получение правовой основы для устранения дискриминационных  мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых отдельными экономически более развитыми государствами  к белорусским товарам. Полноправное членство в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола. При этом чрезвычайно  важно, чтобы в ходе разрешения конфликтов с помощью используемых в ВТО  механизмов и процедур разрешения споров принимались во внимание специфические  экономические условия Беларуси.

С другой стороны, после вступления в ВТО Беларусь должна реализовать  основной принцип этой организации  и в значительной степени либерализовать внешнеторговый режим. Этот процесс может вызвать негативные последствия, связанные:

- с ухудшением финансового состояния  белорусских предприятий в результате  быстрого открытия экономики  для иностранной конкуренции;

- с вытеснением отечественных  предприятий, в первую очередь  нерентабельных, из важных секторов  экономики;

- с временным ростом безработицы.  Введение режима свободной конкуренции  товаров и услуг может привести  и к ухудшению структуры экспортно-импортных  потоков, снижению эффективности  экспорта, ухудшению показателя  внешнеторгового баланса.

Таким образом, «открытие» национальной экономики должно быть постепенным, опирающимся на разумное сочетание  мер либерализации и протекционизма. Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных  связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию, но не любой ценой, а с учетом интересов  национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения  с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических  отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Мировая экономика является сложной системой, основу которой образуют как международное, так и ограниченное рамками отдельных  государств производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление.

Международные финансы – ресурсы, используемые в международных экономических  отношениях, т. е. в отношениях между  резидентами и нерезидентами.

Международные финансы выполняют следующие  функции:

- опосредование международной торговли и обмена товарами, услугами и капиталами;

- обеспечение  экономической интеграции национальных  экономик в единую международную  систему;

- адаптации  национальных экономик к международной  экономической и финансовой ситуации;

- координации  проведения национальной финансовой  политики государств.

Основными элементами международных финансов являются международная валютная система  и международный рынок ссудных  капиталов. финансовая помощь, золотовалютные резервы.

Информация о работе Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны