Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:05, курсовая работа
Видные экономисты отмечают, что: давать оценку процесса приватизации в России, оглядываясь в прошлое, гораздо легче, чем осуществлять предварительную разработку ее программы. Тем не менее и российские участники этой разработки, и западные советники, прежде всего А. Шлейфер и Р. Вишни, отказались признать ошибочность своего приватизационного плана, явившегося следствием непонимания ими того, что Россия представляет собой особый мир. Усугубляя ошибку, авторы книги “Приватизируя Россию” настаивают на том, что процесс приватизации не состоялся бы, “…если бы не было принято, что основополагающие экономические принципы в России будут работать так же, как и во всем мире.
Глава 1. Приватизация: значение и опыт зарубежных стран
1.1 Значение приватизации
1.2 Опыт Великобритании и Польши
Глава 2. Приватизационный процесс: возникновение и развитие в России
2.1 Возникновение приватизационного процесса
2.2 Процесс приватизации в России
Заключение
Курсовая работа
по экономической теории на тему: Приватизационный
процесс в России
Оглавление
Глава 1. Приватизация:
значение и опыт зарубежных стран
1.1 Значение приватизации
1.2 Опыт Великобритании
и Польши
Глава 2. Приватизационный
процесс: возникновение и развитие
в России
2.1 Возникновение
приватизационного процесса
2.2 Процесс приватизации
в России
Заключение
Введение
Термин "приватизация"
родился в недрах команды Явлинского
при подготовке документов к программе
"500 дней". Этот термин родился
в конце 80-х годов, когда нашей
стране требовалась смена
В настоящее время,
когда «приватизационный бум» в
России закончился, экономисты и государственные
деятели подводят итоги.
Часть, из них характеризуя
приватизацию, говорят о сплошных
ошибках недочетах. Так, по словам председателя
Счетной палаты Сергея Степашина
«приватизация в России прошла не
по правилам. 90% российских предприятий
приватизированы с нарушениями
законодательства, однако пересмотр
итогов приватизации подорвет российскую
экономику». По его мнению, приватизация
была проведена поспешно, по политическим
причинам, чтобы создать так называемый
"средний класс". В то время многих
законодательных актов попросту не существовало.
Видные экономисты
отмечают, что: давать оценку процесса
приватизации в России, оглядываясь
в прошлое, гораздо легче, чем
осуществлять предварительную разработку
ее программы. Тем не менее и российские
участники этой разработки, и западные
советники, прежде всего А. Шлейфер
и Р. Вишни, отказались признать ошибочность
своего приватизационного плана, явившегося
следствием непонимания ими того,
что Россия представляет собой особый
мир. Усугубляя ошибку, авторы книги
“Приватизируя Россию”
Говоря о провале
приватизации, иностранные специалисты,
в числе которых Алан Гринспен,
глава Федеральной резервной
системы США подчеркивают, что
плохо сформированная рыночная инфраструктура
и была результатом отрицательных
итогов приватизации.
Однако не все
авторы говорят о недостатках
приватизации. Так специалисты Институту
экономики переходного периода
Гайдая Отмечают, что «Приватизация
является логическим исходным пунктом
для анализа трансформации
Поэтому, на наш взгляд,
прежде чем говорить о достоинствах
приватизационного процесса в России
нужно рассмотреть черты
Итак, цель данной курсовой
работы – исследовать достоинства
и недостатки приватизационного
процесса в России.
Глава 1. Приватизация: значение и опыт зарубежных стран
1.1 Значение приватизации
Взаимосвязь собственности
и хозяйствования как частей "пучка
прав собственности" – показывает,
что ответственное
Поэтому появление
частной собственности рядом
с государственной, а отчасти
и вместо нее, – неизбежное явление
при переходе "от плана к рынку".
Экономическая теория не дает каких-либо
рекомендаций о темпах и масштабах
приватизации реального капитала и
природных ресурсов. Мировой опыт
на этот счет очень разнообразен. С
точки зрения экономической теории,
важно даже не столько обеспечение
справедливости или эффективности
при первичной приватизации –
ни того, ни другого все равно
обеспечить невозможно – сколько
удешевление и упрощение
Конечная цель приватизации
– появление так называемых "стратегических
инвесторов", то есть собственников
факторов производства, прежде всего
финансовых, в интересы которых входит
долгосрочное успешное функционирование
предприятий, в которые они вкладывают
свои ресурсы. Государство не может
быть стратегическим инвестором для
каждого предприятия. Не всегда может
выступать в этой роли и коллектив,
например, работники атомной
1.2 Опыт Великобритании
и Польши
Для сравнительного
анализа, российского приватизационного
процесса, полезно ознакомиться с
практикой тех стран, где приватизационный
процесс проходил более успешно.
Чтобы стала ясна полная неготовность
России к приватизации, рассмотрим
условия, которые можно считать
благоприятными для ее проведения.
Обратимся к опыту
В Великобритании, несмотря
на проведение лейбористами национализации
в некоторых крупных отраслях,
основа экономики оставалась рыночной
с преобладанием частной
Важную роль сыграло
наличие одной из самых развитых
в мире финансовых систем, включая
инвестиционные и коммерческие банки,
фондовые биржи, строго соблюдаемые
законодательные и нормативные
акты.
В конечном итоге
приватизация охватила такие предприятия,
как “Кейбл энд Уайрлесс”, “Бритиш
Петролеум”, “Бритиш Телекоммюникейшнз”,
“Бритиш Стил”, “Бритиш Эйруэйз”,
“Бритиш Гэс”, а также ряд
электроэнергетических фирм и предприятий
коммунального хозяйства. Полагаясь
целиком на рыночные стимулы и
не прибегая к выпуску ваучеров,
Великобритания более чем удвоила
число индивидуальных акционеров –
с 4 млн в 1983 г. до почти 10 млн в 1995
г.
Хотя британская
приватизация в целом была далека
от совершенства и сопровождалась многочисленными
злоупотреблениями, тем не менее
общепризнано, что результатом ее
стало повышение эффективности,
сокращение числа занятых и усиление
конкуренции между
В Польше при значительно
меньшем, чем в Великобритании, уровне
развитости рынка удалось относительно
успешно осуществить рыночные реформы,
в том числе приватизацию, хотя
процесс перехода к рынку был
далеко не безболезненным. На протяжении
почти 2-летнего первоначального
периода возникали серьезные
проблемы, связанные с принятием
основных принципов шоковой терапии.
Тем не менее с 1989 по 1998 г. темпы
экономического роста в стране были
самыми высокими среди государств Восточной
Европы. Согласно оценкам Европейского
банка реконструкции и
Было бы похоже на
сказку, если бы все это оказалось
возможным благодаря
Отсрочка дала время
для извлечения уроков из ошибок тех,
кто продвигался слишком
• менеджеры не могут
получать право контроля (прямого
и косвенного) или право собственности
в отношении своих фирм;
• предприятия следует
не только приватизировать, но и реструктуризировать
в целях повышения их конкурентоспособности
на внутреннем и внешнем рынках;
• при сохранении
собственности граждан и
• выгоды от приватизации
и последующего функционирования предприятий
должны получать не только их менеджмент
и работники, но и общество в целом;
• процесс приватизации
необходимо сделать прозрачным и
защищенным от коррупции.
К моменту готовности
общества реализовать эту программу
усилия по созданию новых предприятий
уже принесли плоды. Успешно формировалась
рыночная инфраструктура, и хотя этот
процесс не был завершен, она была
уже настолько развита к началу
приватизации, что госпредприятия столкнулись
с относительно конкурентной средой,
в которой не могли доминировать.
Глава 2. Приватизационный процесс: возникновение и развитие в России
2.1 Возникновение
приватизационного процесса
Итак, первоначально
развитие современного приватизационного
процесса было связано со сдвигами
в воспроизводственном механизме
и начавшейся со второй половины 70-х
гг. структурной перестройкой экономики
развитых стран Запада, которые потребовали
значительного пересмотра сложившейся
в 50-60-е гг. структуры государственного
регулирования экономики. В контексте
этих процессов практически во всех странах
Запада произошла серьезная переоценка
места и роли государственной собственности
и государственного предпринимательства
в экономике, нашедшая свое выражение
в процессах приватизации 80-90-х гг. Это
явление стало характерным не только для
большинства стран Западной Европы с традиционно
высокой ролью государства в экономике,
но и для таких стран как США, Япония, Швейцария,
где государственный сектор и так был
относительно невелик. Неоконсервативные
сдвиги в идеологии, общеэкономической
теории и экономической политике промышленно
развитых стран были затем экспортированы
в развивающиеся страны как через
распространение идей в мировом научном
сообществе, так и посредством прямого
давления Запада через условия помощи.
На рубеже 80-90-х гг. свыше 80 промышленно
развитых стран Запада и развивающихся
стран Азии, Африки, Латинской Америки
осуществили или осуществляли различные
программы приватизации государственной
собственности.
Суть приватизации
– разгосударствление собственности.
В силу этого отдельным принципиальным
вопросом стала оценка преимуществ
частных предприятий перед
- социальный: государственные
предприятия представляют
- политический: политическое
(бюрократическое)