Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:05, курсовая работа
Видные экономисты отмечают, что: давать оценку процесса приватизации в России, оглядываясь в прошлое, гораздо легче, чем осуществлять предварительную разработку ее программы. Тем не менее и российские участники этой разработки, и западные советники, прежде всего А. Шлейфер и Р. Вишни, отказались признать ошибочность своего приватизационного плана, явившегося следствием непонимания ими того, что Россия представляет собой особый мир. Усугубляя ошибку, авторы книги “Приватизируя Россию” настаивают на том, что процесс приватизации не состоялся бы, “…если бы не было принято, что основополагающие экономические принципы в России будут работать так же, как и во всем мире.
Глава 1. Приватизация: значение и опыт зарубежных стран
1.1 Значение приватизации
1.2 Опыт Великобритании и Польши
Глава 2. Приватизационный процесс: возникновение и развитие в России
2.1 Возникновение приватизационного процесса
2.2 Процесс приватизации в России
Заключение
- конкурентный: приватизация
усиливает конкуренцию,
- стимулирующий:
менеджеры государственных
При всем широчайшем
дипазоне уровней развития, конкретных
мотивов приватизации (доходы
в бюджет и оздоровление государственных
финансов, повышение эффективности
экономики, оживление конкуренции,
реформа управления, специализация
и демонополизация, идеологические
типа «народного капитализма», привлечение
иностранных инвестиций), правовых
и экономических традиций, политических
и идеологических доктрин все
эти страны объединяет одна ключевая
характеристика, не требующая комментариев:
проведение приватизации в рамках уже
существующей рыночно-конкурентной
среды, при наличии (доминировании)
частного сектора и в ходе поступательного
эволюционного развития экономики.
Системные преобразования
в бывших социалистических странах,
прежде всего в России и в странах
Восточной и Центральной
Триада "стабилизация-либерализация-
В России приватизационный
процесс начался отнюдь не сразу,
ему предшествовала целая серия
подготовительных мер идеологического
и правового характера. Точно
так же с завершением приватизационных
программ реформа собственности
в переходной экономике в самом
широком смысле не завершается, но лишь
получает мощный старт, ибо только после
"первичной" приватизации начинается
формирование действительно эффективной
системы прав собственности.
Практически во всех
странах с переходной экономикой
необходимо отметить такие проблемы,
как связь приватизации с изменением
властных отношений в обществе, масштабы
приватизации; отсутствие рациональной
рыночно-конкурентной среды; огромные
технические сложности; необходимость
идеологического выбора; отсутствие
на стартовом этапе необходимой
институциональной
во-первых, параллельно
с процессом выбора глобальных моделей,
на микроуровне происходит спонтанный
перевод государственных
во-вторых, высочайший
уровень концентрации наравне
с отсталостью многих секторов
российской промышленности
в-третьих, и
это особенно важно, именно
приватизация и проблемы
Политический фактор в приватизационной политике, в частности, самым непосредственным образом усиливает противоречивость и нестабильность законодательной базы, что проявляется в отсутствии единого правового подхода, одновременном действии противоречащих друг другу нормативных актов, частой смене тактических установок и моделей, принятии в ряде конкретных случаев актов, дающих той или иной стороне эксклюзивные права вне рамок законодательства, возможность отмены уже принятых решений.
2.2 Процесс приватизации
в России
Первые законодательные
акты по приватизации в России были
приняты Верховным Советом
Первая программа
приватизации (1992 г.) стала основополагающим
документом для последующей масштабной
приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно,
компромиссом, с одной стороны, между
платной (для активной части населения)
и безвозмездной (ваучеры всему
населению и льготы трудовым коллективам)
приватизацией, и, с другой стороны,
между моделью приватизации для
всех и разделом собственности среди
работников предприятий. Этот компромисс
обусловил такие явные, с экономической
точки зрения, недостатки осуществлявшейся
модели, как остаточная методика оценки
имущества, игнорирование
Как известно, стержнем
российской приватизационной программы
стала модель массовой приватизации,
которая объединила широкомасштабную
корпоратизацию (сторона предложения)
и распределение
Не менее важно,
на наш взгляд, и осознание реально
достижимых целей приватизации в
переходной экономике на разных этапах
трансформации. Будет наивным оценивать
итоги реализации этой модели только
по официальным целям, которые были
записаны в программах приватизации.
Реальная цель, на наш взгляд, была лишь
одна: временное массовое распределение
и закрепление формальных прав частной
собственности в российском обществе
при минимуме социальных конфликтов
в расчете на последующие трансакции
в пользу эффективных ответственных
собственников.
Наиболее интенсивно
приватизация происходила в 1993-1994 гг.
Как видно из таблицы 2, для 1995-1999
гг. характерно неуклонное и
стабильное снижение темпа вовлечения
новых объектов. По данным Мингосимущества
РФ, на 1 января 2000 г. в сектор приватизированных
предприятий входили около 130 000
предприятий (58,9% от общего числа предприятий
РФ к моменту начала приватизации).
Одновременно по итогам приватизации
1992-1999 гг. в распоряжении государства
осталось значительное количество пакетов
акций предприятий (3100 закрепленных
с учетом «золотой акции» и 7000-8000 непроданных),
проблема продажи которых стала
ключевой для собственно приватизационной
политики 1995-1999 гг.
Нерешенные в
рамках модели 1992-1994 гг. задачи - прежде
всего реструктурирование предприятий
и привлечение инвестиций - требовали
формирования такой приватизационной
модели, которая хотя бы частично могла
компенсировать предприятиям по сути
внеэкономические методы продаж на первом
этапе.
Базовым документом
для денежного этапа
С началом «денежного»
этапа задача максимизации доходов
федерального бюджета стала доминирующей,
поэтому дилемма «инвестиции - бюджет»
в 1995-2000 гг. была решена в пользу
последнего. В целом применительно
к 1995-2000 гг. непосредственно в сфере
приватизации можно говорить о трансформации
единой приватизационной политики в
спонтанный процесс «сброса» остаточных
пакетов акций, который переходит
на региональный уровень. Для этого
периода стало характерным
Хорошо известна
и практика проведения залоговых
аукционов конца 1995 г. Хронический
бюджетный кризис и провал бюджетного
задания по приватизации на 1995 г. стали
одним из наиболее весомых стимулов
для реализации этой схемы. Состоявшиеся
12 аукционов по ряду крупнейших российских
предприятий в совокупности принесли
в бюджет 5,1 трлн. рублей, включая 1,5
трлн. рублей погашенной задолженности
предприятий государству. Среди
фактических победителей
Вне зависимости
от юридической «оболочки», эти аукционы
представляли собой в значительной
степени завуалированный самовыкуп
пакета акций предприятиями, либо прямую
неконкурентную продажу пакета акций
заинтересованным банкам. Вместе с
тем целый ряд судебных разбирательств
и проверок легитимности этих сделок
в 1996-1997 г. не позволяет делать каких-либо
выводов о нарушениях правового
характера, допущенных в ходе залоговых
аукционов и последующей
Очевидно, что практически
все залогодержатели были заинтересованы
получить данные пакеты в собственность
и при этом минимизировать соответствующие
финансовые затраты. Наиболее предпочтительным
вариантом стала квази-открытая
продажа заложенного пакета акций
и приобретение его в собственность
через аффилированных лиц. К началу
1998 г. этот вариант уже использован
в отношении пакетов акций
нефтяных холдингов «ЮКОС» (45% вначале
и 33,3% после «разводнения», квалифицированный
контроль банка «Менатеп»), «Сиданко»
(51%, контроль ОНЭКСИМбанка), "Сибнефть"
(51%, формально "Нефтяная финансовая
компания"), «Сургутнефтегаз» (40,12%, фактический
самовыкуп эмитентом), "Лукойл"
(5%, фактический самовыкуп
Хорошо известны
скандалы, сопровождавшие большинство
из этих сделок. Пожалуй, наиболее
бесконфликтно прошли продажи
заложенных пакетов акций НК
«Сургутнефтегаз» и "Лукойл",
являвшиеся тривиальным
Со 2 августа 1997 г. официально
вступил в силу новый закон "О
приватизации государственного имущества
и об основах приватизации муниципального
имущества РФ"(N 123-ФЗ, подписан Президентом
РФ 21 июля 1997 г.). Среди основных новаций
необходимо выделить следующие: акцент
(уже в самом названии) не на предприятия,
а на имущество (имущественные доли
государства); в программе приватизации
предусмотрены список приватизируемых
в течение года объектов (зависит
от текущей конъюнктуры) и список
стратегических объектов, приватизация
которых запрещена (их можно приватизировать
только на основании федерального закона);
расширен набор методов приватизации
(за счет легализации уже имевшей
место продажи производных